Тема урока: "Дисперсия света"

Разделы: Физика


Цели урока: сформировать в ходе урока представление о дисперсии как о физическом явлении, содействовать осознанию учащимися причин возникновения явления дисперсии.

Задачи через планируемые результаты.

Предметные:

  • используя методы научного познания, объяснить природу дисперсионного спектра, применять полученные знания к объяснению атмосферных оптических явлений.

Личностные, коммуникативные:

  • формировать духовную культуру обучаемых через эвристические приемы работы, реализовать потребности подростка  в общении, способствовать развитию качеств сотрудничества, мотивации в изучении физики;
  • содействовать воспитанию уважения к историческому пути познания и науке древних мыслителей, формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Метапредметные:

Познавательные:

  • формировать исследовательские умения: получать с помощью оборудования спектр, устанавливать причинно-следственные связи между фактами, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность;
  • развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; умение высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • продолжить формирование образных и логических умений обучающихся: анализировать, рассуждать, объяснять понятия, преобразовывать и творчески реконструировать учебный материал.

Регулятивные:

  • определение и формулирование цели деятельности;
  • понимание учебной задачи, осваивание способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • составление плана действий по решению проблемы и его реализация;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Классификационная характеристика урока.

  • Принцип организации учебного процесса – урок получения новых знаний с элементом исследования.
  • Педагогическая технология  – проектно-исследовательский метод, деятельностный подход, исследовательская, диалогическая деятельность.
  • По организационным формам – индивидуальная.
  • По типу управления познавательной деятельности – под руководством учителя, самостоятельная работа.
  • По преобладающему методу обучения – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, методы контроля и самоконтроля.

Оборудование.

Лабораторное: стеклянная треугольная призма, источник света, фотографии сплошного спектра, светофильтры разных цветов, бумага различных цветов.

Техническое оснащение: мультимедийное оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, CD “Открытая физика”, “Школьный курс физики”.

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, технология деятельностного метода.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, в паре.

Структура урока. Приложение

  1. Самоопределение к учебной деятельности.
  2. Мотивация познавательной деятельности. (Стадия анализа и синтеза)
  3. Построение проекта выхода из затруднения. (Стадия осмысления)
  4. Первичное закрепление знаний. (Стадия понимания)
  5. Рефлексия деятельности на уроке. Итог урока. Домашнее задание.

Используемая литература:

  1. Месяц С.В. Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете (часть первая). М.: Издательство “Кругъ”, 2012., 464 стр.
  2. Учебник Физика 11, автор В.А. Касьянов, изд-во “Дрофа”, 2008 год, 412 стр.
  3. Интернет – ресурсы: фото древних мыслителей и ученых.
  4. http://www.youtube.com
  5. Интернет-ресурсы: Коллекция ЦОР.
  6. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. “Беседы о преломлении света”, под ред. В.А. Фабриканта, изд-во “Наука”, 1982 год.
  7. Булат В.Л. “Оптические явления в природе”, М. 1994 год.

Презентация (Приложение к уроку)