Урок русского языка по теме "Имя числительное". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: обобщение.

Задача: повторить изученное об имени числительном, его правописании и склонении в письменной и устной речи.

Цели:

  • Обучающая: путём наблюдения, сравнения закрепить правило правописания и употребления числительных в устной и письменной речи.
  • Развивающая: развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, строить умозаключения, развивать письменную речь.
  • Воспитывающая: воспитывать культуру поведения при работе в группах, взаимопомощь и сотрудничество, любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: Знать правило правописания числительных в письменной речи, уметь пользоваться им при письме; уметь различать порядковые и количественные числительные.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД: формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

Регулятивные УУД: формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, уметь строить речевое высказывание в устной форме, находить дополнительную информацию, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологическое высказывание

Оборудование: интерактивная доска SMART Board, компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов, мультимедийная презентация

УМК для учащихся:

  • Русский язык. Учебник 4кл, Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. М: Вентана-Граф, 2010 г.
  • Рабочая тетрадь “Учусь писать без ошибок” М: Вентана-Граф, 2010 г. 4 класс
  • Рабочая тетрадь для коррекции 4 класс, Кузнецова М.И. – М,Вентана-Граф, 2010 г.

Методическая литература для учителя:

  • Образовательная программа Начальная школа 21 века. Сборник программ Начальная школа под ред.Н.Ф.Виноградовой, изд.2-е, доп.М: Вентана-Граф, 2010 г..
  • Учебник 4кл. Иванов С.В..Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.. Русский язык 2010 г.
  • Рабочая тетрадь № 1, № 2 4 класс Иванов С.В. – М: – Вентана-Граф, 2010 г.

Используемые технологии: организация проблемно-диалоговой технологии, ИКТ, практическая работа, проблемное изложение материала, использование мультимедийного, наглядного материала, сочетание различных организаций УПД (индивидуальной, групповой, фронтальной).

Ход урока

1. Организационный момент.

– Я предлагаю всем нам оказаться на мгновение в сказке.

Звучит мелодия “В гостях у сказки”.

Демонстрируется 2; 3 слайды презентации (иллюстрации к сказкам).

– К каким сказкам увидели иллюстрации?

Учащиеся перечисляют названия сказок.

– Назовите автора этих сказок.

(Александр Сергеевич Пушкин). 4 слайд.

Опорная схема урока.

2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

– Как иллюстрации связаны с темой нашего урока? Назовите тему.
– Какие числительные встречаются в этих сказках

3. Повторение “Что я знаю о числительном”.

– Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени числительном. 5 слайд.

Имя числительное – самостоятельная часть речи; отвечает на вопросы сколько? и какой? который?; обозначает количество предметов и порядок предмета при счёте.

6 слайд.

4. Обобщение понятия “количественные” и “порядковые” числительные

– Как записаны числительные? Сформулируйте задание.

Записать числительные словами. Обозначить орфограммы. Составить словосочетания.

– Чему учимся, выполняя это задание?

Ребята в столбик записывают числительные словами.

18; 50;11;33

– Проверяем. 7 слайд.
– На какой вопрос отвечают эти числительные?
– Что обозначают? Как называются такие числительные?
– Какие ещё бывают числительные?
– На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?
– Запишем вторым столбиком порядковые числительные.

15; 70; 8; 13

– Проверим. 7 слайд.
– Найдите лишнее числительное в 1 столбике.
По какому признаку определили.
– Найдите лишнее числительное во 2 столбике.
По какому признаку определили.
– Подведём итог.

8, 9 слайды. Работа с опорной схемой.
  • Что обозначают числительные в первом столбике? Что во втором?
  • Как вы назвали бы числительные первого столбика? Второго?
  • Сформулируйте правило, какие имена числительные называются количественными, а какие – порядковыми.

– В чём разница между числом и цифрой? Уточним по словарю.

Число – понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт.

Цифра – знак, обозначающий число.

(Толковый словарь С.Ожегова.)

5. Работа с фразеологизмами и пословицами.

– Где мы используем числительные? (На карточках записаны фразеологизмы и пословицы.)

1) на седьмом небе;

2) Одна пчела немного мёду натаскает.

3) с пятого на десятое;

4) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

5) плакать в три ручья;

6) как две капли воды;

7) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.

8) как свои пять пальцев;

9) Семь раз отмерь – один раз отрежь.

– Прочитайте выражения. Как они называются? (Фразеологизмы; пословицы.)
– Что такое фразеологизмы? Пословицы?

(Фразеологизмы – это устойчивые выражения в переносном значении.
Пословицы – предложения, в которых заключена народная мудрость).

– Объясним смысл выражений.

Из истории числительных. (Читают подготовленные учащиеся.)

А знаете ли вы… что семь – особое число, в нём есть некое волшебство. Семь дней в неделе, семь цветов радуги, семь мудрецов на свете было, семь чудес света. Число семь считалось священным и было весьма распространено. Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние учёные заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим народам и дошла до нас.

Число семь было священным и у других народов. В японской мифологии почиталась семь богов, приносящих людям счастье, дарующих высокие добродетели, куда входили: долгая жизнь, материальное благоденствие, честность, удовлетворённость жизнью, известность, мудрость, сила.

К числам, имеющим символический характер, относится и три. Оно получило особое распространение в фольклоре, особенно в сказках. Многие русские сказки начинаются так: “Жил-был старик, у него было три сына”; “Жили они в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года”.От этого числительного образованы слова тридевять и тридесять, от них прилагательные тридевятый и тридесятый, и все эти слова очень часто встречаются в сказках, где обозначают весьма далёкие, неизвестные земли, страны, государства, где живут герои сказок или куда отправляются за волшебными предметами в поисках счастья.

6. Физкультминутка.
7. Употребление числительных в письменной речи.

10; 11; 12;13; 14 слайды.

Задания (разного уровня):

1. Вставь в предложения подходящие по смыслу сочетания слов с числительными Числительные запиши словами: 1) Юрий Гагарин – … . 2) … – Международный женский день. 3) В феврале месяце … . 4) В нашем классе … учеников. 5) … поздравляют ветеранов с Днём Победы.

2. Посмотрите на фотографии. Составьте предложения, используя числительные.

3. Прочитайте предложения. Назовите числительные. Определите разряд. Укажите признаки числительных

8. Употребление числительных в устной речи.

15; 16; 17; 18 слайды.

– Как правильно задать вопрос, если хочешь узнать время?
– Назовите, который час на циферблате.
– Как ещё можно сказать? От чего это зависит?

Работа в паре.

9. Итог урока. Рефлексия.

Подведём итоги.

– Какие тайны языка мы раскрыли? Чему учились на уроке?
– Кому на уроке было всё понятно и интересно, поставьте на полях !

Если были затруднения – ?

Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.

10. Домашнее задание.

1. Нарисовать иллюстрации к любому фразеологизму и пословице.
2. Страница 77 упр. № 1 (с 2 количественными и 2 порядковыми числительными составить предложения.