"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные: сформировать представление о развитии демократии в Афинах в период правления Перикла, причинах ее расцвета и особенностях функционирования.
  • Развивающие: формировать умение работать с историческими источниками и визуальной информацией, формулировать несложные выводы.
  • Воспитывающие: разобрать с учащимися сильные и слабые стороны демократии как политического режима на примере жизни Афин при Перикле.

Оборудование урока:

  • Рабочий лист урока с заданиями для закрепления материала
  • Раздаточный материал – фрагменты из речи Перикла, записанной Фукидидом, и отрывок из “Афинской политии” неизвестного автора (V в. до н.э.)
  • Слайд-шоу “Афинская демократия. V в. до н.э.”.

Ход урока

План Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Проверка отсутствующих

Проверка готовности к уроку

Готовятся к уроку.
2. Введение в тему урока На экране появляется вид города (слайд 1). Обучающимся предлагается

узнать, какой именно город перед ними;

предположить, чем именно больше всего гордятся жители этого города.

На экране появляется цитата из трагедии Эсхила “Персы”, она поможет обучающимся сориентироваться с ответом и станет переходом к следующему вопросу:

Когда в Афинах зародилась демократия?

Давайте вспомним устройство государственной власти в Афинах при Солоне (по мере ответа появляется схема на слайде 2).

Ответы на вопросы учителя:

1. Афины

2. прекрасными зданиями, богатствами города и богатой торговлей, политическим строем.

3. Демократия в Афинах зародилась при Солоне в VI в. до н.э.

4. До того городом управляла аристократия, совет знати (ареопаг) избирал 9 правителей-архонтов из числа знатных горожан. После реформ Солона главная роль начала переходить к Народному собранию, архонтами стали избирать богатых граждан, а судьей мог стать любой гражданин Афин.

3. Объяснение нового материала Давайте посмотрим, что изменилось в управлении Афинами после победы в Греко-персидских войнах (слайд 3).

А. Личность Перикла

Слайд 4. Расцвет демократии в Афинах приходится на то время, когда во главе города стоял Перикл. Он происходил из знатного рода, был богат, но считал, что все граждане Афин могут и должны управлять государством. Давайте посмотрим, какими качествами обладал Перикл. Вопрос классу: “Где могли пригодиться Периклу те качества, которыми он обладал”?

Благодаря своим талантам и успешной политике Перикла 15 раз избирали на Народном собрании первым стратегом.

При показе слайда 3 записывается тема урока в тетрадях.

При показе слайда 4 фиксируют в тетради дату первого избрания Перикла на должность первого стратега (443 г. до н.э.). Ответ на вопрос учителя: “В выступлениях на Народном собрании, так как ему нужно было убеждать людей принять его точку зрения; при управлении государством”.

Слайд 5. Действительно, для того, чтобы выступать перед Народным собранием в Афинах все эти качества были необходимы. Особенно важным было умение громко, красиво и доходчиво излагать свои мысли. Ведь в Народном собрании могли участвовать все граждане, а это около 20 тысяч человек. Сначала Народные собрания собирались на агоре – рыночной площади. Но во времена Перикла местом проведения Народного собрания стал холм Пникс (“толкучка”). Чтобы вас услышали и выслушали, нужно говорить интересно и убедительно, чтобы слушатели боялись пропустить даже слово.

А кто мог участвовать в Народном собрании, у кого были гражданские права в Афинах?

При обсуждении слайда 5 отвечают на вопрос: “Гражданами в Афинах были те, чьи родители были гражданами (+ владение землей и служба в армии), в Народном собрании могли участвовать только мужчины старше 20 лет”.
Б. Устройство афинской демократии при Перикле

Обучающимся предлагается перерисовать со слайда 6 схему. В это время учитель дает необходимые пояснения к схеме: “Решающая роль в управлении страной принадлежала в это время Народному собранию и Совету пятисот. В Народном собрании решались самые главные вопросы – объявляли войны и подтверждали заключение мира, принимали новые законы, выбирали 10 стратегов (в том числе и первого), выслушивали отчеты стратегов о том, как они расходовали деньги из казны. Поскольку все граждане могли участвовать в Народном собрании и вносить на обсуждение законы, демократия в Афинах была прямой”.

 

Перерисовывают схему “Устройство афинской демократии при Перикле”;

Вопрос обучающимся: “Как граждане России участвуют в управлении государством, в чем отличие от афинской демократии”?

Но участников Народного собрания очень много. Поэтому к каждому собранию (проходившему 3 – 4 раза в месяц) нужно было готовиться. Эта обязанность, как и необходимость следить за ходом обсуждения вопросов, возлагалась на Совет пятисот.

На Народном собрании проходили выборы судей и государственных чиновников.

Отвечают на вопрос:

У нас – представительная демократия. Мы выбираем депутатов (и мужчины, и женщины), а сами в заседаниях парламента не участвуем.

Перед обсуждением вопросов о способах голосования учащимся предлагается выполнить задание № 1 на рабочем листе.

Голосование в Афинах могло быть как тайным, так и открытым (слайд 8 – переход через жетоны), или осуществляться путем жеребьевки. Вопросы обучающимся:

“Как вы думаете, почему афиняне применяли жеребьевку”?

После ответов, по управляющей стрелке презентация возвращается на слайд 6.

Выполняют задание №1 в рабочем листе урока, проверка задания может осуществляться сразу после выполнения или лист будет собран и за его заполнение будет выставлена оценка по итогам урока

Варианты ответов – для соблюдения справедливости, чтобы никто не подтасовал решение; или отдают решение на волю богов;

Ещё одной задачей, стоящей перед Народным собранием, была борьба с внутренними врагами демократии. Для этого применяли остракизм (слайд 7 – переход через остракон). Один раз в год на Народном собрании опасных для демократии граждан подвергали остракизму, то есть тайному суду и изгнанию. Каждый член собрания писал на отдельном черепке (по-гречески – остракон) имя человека, который, по его мнению, угрожал демократии. Тот, за которого голосовало больше половины собравшихся, подвергался осуждению и изгнанию из города. После обсуждения вопросов – возвращение на слайд 6 через управляющую кнопку. Слушают рассказ учителя

Вопрос: чье имя написано на остраконе? Чем этот человек известен? Чем он мог быть опасен для Афин?

(на верхнем остраконе можно рассмотреть имя Фемистокла, афинского стратега периода греко-персидских войн, руководившего греческим флотом во время битвы при Саламине)

Перикл добился введения оплаты выборных должностей. Как вы думаете, зачем он это сделал? А откуда у афинян было столько денег, чтобы платить за занимаемые должности? (слайд 10 “Источники пополнения Афинской казны”– переход через кнопку со стрелкой вперед).

Все афиняне были равны перед законом (слайд 9 – переход через кнопку с домом). Примером может служить судьба самого Перикла. Его женой была уроженка города Милета – Аспасия. Двое его сыновей от этого брака не могли получить афинское гражданство, несмотря на все заслуги своего отца.

Ответ на вопрос учителя: чтобы бедные граждане могли работать на выборной должности, не думая, как им прокормить свои семьи. Выдвижение предположений об источниках доходов, сравнение с представленными на слайде 10.
4. Закрепление материала Демократия как строй имела и сторонников, и противников. Давайте посмотрим, какие положительные и отрицательные черты выделяли в этом строе современники.

А какие черты положительные и отрицательные можете выделить вы?

Если остается время на уроке, в качестве иллюстрации возможной несправедливости со стороны Народного собрания можно привести рассказ о судьбе друзей Перикла (стр. 186 – 187) или о Солоне (стр. 188 – 189).

Работа с текстом источника, ответы на вопросы учителя.

Примерные ответы приведены в образце рабочего листа урока.

После обсуждения ответов на вопросы, поставленные в раздаточных материалах, обучающиеся обращаются к слайду 11 (переход по стрелке) и сравнивают выводы с теми, что представлены в учебной презентации.

5. Домашнее задание Высвечивается на экране (слайд 12) или открывается на доске. Запись домашнего задания.

Оформление доски:

  1. Экран для демонстрации слайд-шоу по центру доски
  2. Домашнее задание (закрытое от учеников) на правом крыле доски
  3. В ходе урока на правом крыле доски будет написана дата – избрание Перикла первым стратегом (443 г. до н.э.) и тема урока (Афинская демократия).

Образец заполненного рабочего листа урока:

Устройство афинской демократии во времена Перикла. V в. до н.э.

Определите, в чьей компетенции будут находиться следующие дела:

Объявление войны и мира А
Руководство войском и флотом Б
Принятие законов А
Подготовка проектов решений Народного собрания В
Рассмотрение дела о краже Г
Сбор налогов Е
Сношения с другими государствами Б
Рассмотрение отчетов стратега о потраченных из казны деньгах А
Поход на врагов города Д
Наблюдение за порядком на рынке Е

Условные обозначения:

А – Народное собрание

Б – главный стратег

В – Совет пятисот

Г – Суд

Д – Армия

Е – государственные служащие

Сторонники и противники демократии

Положительные черты демократии в Афинах Отрицательные черты демократии в Афинах
Все граждане могут участвовать в управлении полисом

У всех граждан одинаковые права по закону

При выдвижении на должность учитывают собственные достижения человека

Не все жители города имеют права гражданина и могут участвовать в политической деятельности

Народное собрание может принять несправедливое решение

Раздаточный материал для анализа:

Народоправие

Отрывок из речи Перикла

Так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправием. В частных (личных) делах все пользуются одинаковыми правами по закону. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести.

Граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике. Ведь только мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, неблагонамеренным гражданином, бесполезным обывателем.

Афинская полития

Отрывок из сочинения неизвестного автора (V в. до н.э.)

Я не одобряю государственный строй афинян по той причине, что они избрали такой порядок, чтобы простому народу жилось лучше, чем благородным. Они благородных лишают гражданской чести, отнимают имущество, изгоняют из своих владений и убивают, а простых поддерживают.

Во всякой земле лучший элемент является противником демократии, потому что лучшие люди очень редко допускают бесчинство и несправедливость, но зато самым тщательным образом стараются соблюдать благородные начала, тогда как у народа – величайшая необразованность, недисциплинированность и низость. Действительно, людей простых толкают на позорные дела скорее бедность, необразованность и невежество – качества, которые у некоторых происходят по недостатку средств.

Задание

  1. Укажите, какие достоинства имело народоправие (демократия) в Афинах.
  2. Определите, какие недостатки, с точки зрения автора второго текста, имела демократия.
  3. Ответы на п.1 и п.2 занесите в таблицу в рабочем листе урока.
  4. Для кого демократию можно считать справедливым порядком?

Литература

  1. Аппарович Н.И. и др. Дидактические карточки-задания по истории древнего мира. 5 класс. – М.:ГЕНЖЕР, 1999.
  2. Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.: ВАКО, 2009.
  3. Атлас Древнего мира. (CD)
  4. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. – М.: Просвещение, 1996.
  5. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2009.
  6. История. 5 класс. Мультимедийное пособие нового образца. Просвещение, 2002.
  7. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
  8. Тематический контроль по истории. Древний мир. – М.: Интеллект-Центр, 1999.
  9. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 класс. - М.: ВЛАДОС, 2004.
  10. Шевченко Н.И. Сборник проблемно-развивающих заданий по курсам “История Древнего мира” и “История средних веков”. – М.: АРКТИ, 2002.