Урок русского языка по теме "Правописание наречий". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: – обобщить знания детей по теме “Наречие”.

Задачи урока:

  1. Образовательные: Создать условия для приобретения учащихся опыта правописания наречий, распознавания наречия среди других частей речи.
  2. Развивающие: для развития логического мышления, внимания, памяти, развития речи учащихся.
  3. Воспитательные: для воспитания аккуратности, самостоятельности, терпения друг к другу, воспитания интереса к русскому языку и русской поэзии.

Ход урока

I. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.

– Добрый день, сейчас у нас урок русского языка. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков. Послушайте рассказ об одной из частей речи и догадайтесь, с какой из них мы будем работать.

Она появилась в русском языке позже других частей речи (имен: существительных, прилагательных, числительных) и глаголов. Слово – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи “ПРИГЛАГОЛИЕМ” (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию в том, что она должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или “накладываться” на глагол – речь. О какой части речи этот рассказ?

Да, это наречие. У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но кое-какие из них мы разгадали на предыдущих уроках . Определите тему урока

II. Введение в тему урока.

Так уж получилось, что изучение темы “Наречие” приходится на осенние дни. Одарив нас последним теплом “бабьего лета”, она принесла нам холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил эту пору, умел находить в ней свою прелесть.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно
А.С.Пушкин

– Как вы понимаете слова А.С.Пушкина “мила красою тихою, блистающей смиренно”?
– Поэт говорит о неяркой, неброской красоте поздней осени.
– “Дням поздней осени” посвятит поэт немало чарующих своей красотой стихотворных строк. Среди них и эти, из романа в стихах “Евгений Онегин”.

1. Эмоциональный настрой. А сейчас ребята соберите из слов предложение: нас, все, у, сегодня, получится.

Сегодня у нас все получится.

Надеюсь, что у нас сегодня, действительно, все получится.

2. Мобилизирующий этап.

– Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с утренним прохладным ветерком она попала к нам в класс на урок. (У вас на партах лежат осенние листочки, на них вы будете себя оценивать.)
– Перед работой подготовим наши пальчики,.

Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)

III. Минутка чистописания.

Мы напишем три буквы. Вы их найдете в первом слове и обозначают они гласные звуки. Напишите 6 вариантов расположения этих букв, следите за соединениями.

– На второй строчке напишите предложение. Пишем красиво, правильно соединяя все буквы.

Оцените себя. Поменяйтесь тетрадями, оцените работу своего соседа. Если согласны, оставьте его оценку, а если не согласны, через тире поставьте свою.

IV. Словарная работа.

– В народе говорят “Осенние месяцы холодны, да сыты”. Как вы думаете, почему?
– Верно, с наступление осенней поры мы собираем урожай. И сейчас мы с вами тоже соберём урожай, конечно, не овощей, а словарных слов по теме “Наречие”. Вспомнить 5 наречий из домашней работы.

Для того, чтобы открыть секреты наречий, что нам нужно? (Повторить.)

V. Обобщение знаний о наречии.

Прочитайте внимательно утверждения на карточках (карточка № 1), подчеркните верные:

Наречие – самостоятельная часть речи.
Наречие – служебная часть речи.
Наречие – неизменяемая часть речи.
Наречие – изменяемая часть речи.
Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?
Наречие – обозначает действие предмета.
Наречие – обозначает признак действия, признак признака, место и время действия.

Проверка и обобщение (Презентация. Слайд 6)

Словообразование наречий.

Подумайте и скажите, от какой части речи могут образовываться наречия?

– Образовать наречия от прилагательных, назвать орфограммы:

Один из детей работает у доски.

Быстрый – быстро.
Тихий – тихо.
Близкий – близко.
Правый(здесь мнения детей разделились) – справа, направо, вправо.

– Как образовались наречия от слова “правый”?

Вывод: наречия могут образовываться от прилагательных с помощью приставок и суффиксов.

– А какие суффиксы вы написали в этих словах? А вот как мальчик-иностранец:

Почему ошиблись некоторые из вас и Ганс? (Не знаем правила правописания наречий с приставками.)

Давайте вернемся к теме урока и уточним ее и цель

V. Изучение нового материала.

1. Групповая работа по уровням.

Сегодня на уроке вы сами “откроете” правило написания суффиксов, а потом мы вернемся к этим словам.

1-я группа (высокий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило. Подберите (Схему – опору).

Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна

Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму.

2-я группа (средний уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.

Слева влево
издавна налево
докрасна заново

Запишите слова, выделите орфограмму.

3-я группа (низкий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.

Слева влево
издавна налево
докрасна заново

Ответьте на следующие вопросы:

– К какой части речи относятся все написанные слова?
– Выделите приставки.
– В каких наречиях пишется О, а в каких А – в зависимости от приставки.

Запишите слова, выделите орфограмму.

2. Творческое задание.

– Придумайте способы запоминания нового правила. (Схему – модель.) Прочитайте на карточках, как справился с таким заданием Витя.

На карточках текст.

Прочитайте текст.

– НАВЗАО и ДОСИЗА! – кричит Витя, влетая в класс.
– НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте!

Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.

– Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него Вера.
– Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два “волшебных” слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано?

– Да, придумано неплохо, – говорит Вера, – да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом. (Слайд)

Попробуйте догадаться, какие предлоги нужно употребить вместе с существительным и как проверить написание наречия по этой подсказке. Используйте правило мудреца, которое “открыл” Витя. (Работа в парах.)

Дети делают выводы.

3. Проверка результатов деятельности групп. Формулировка правила написания суффиксов наречий.

В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс -о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс -а.

Возвращение к словам направо, справа, вправо. Объяснение написания.

Физкультминутка.

Если наречие – выполняем приседание,
имя существительное – наклон вперёд,
имя прилагательное – наклон влево,
глагол – наклон вправо.

Показываю карточки со словами:

прекрасно, поёт, высокий, часто, снег, вверх, горький, пишет, слева, река, весенняя, бегает

4. Закрепление.

Самостоятельная работа (карточка № 4). (На доске алгоритм действий.)

Выпишите в 1 столбик наречия с суффиксом А, в другой столбик наречия с суффиксом О. Устно составить словосочетания глагол + наречие, предложения с данными наречиями.

Проверка.

– А теперь, завершая наш осенний марафон ,вы самостоятельно выполните тест. “НАРЕЧИЕ”.

1. Какой частью речи является наречие?

служебная
самостоятельная

2. На какие вопросы отвечает?

Кто? Что?
Что делает?
Какой? Какая? Какое? Какие?
Где? Куда? Откуда?

3. Что обозначает наречие?

предмет
признак предмета
признак действия
действие предмета

4. Как изменяется наречие?

никак не изменяется
по падежам
по числам и падежам
по временам

5. Найди словосочетание с наречием

медленная музыка
звучала медленно
вышел на улицу
ветка яблони

6. Выбери пропущенное слово в утверждении: Наречие ……… словами-командирами.

согласуются со..
управляются
примыкают к …

7. Чаще всего наречия относятся к …

глаголам
именам существительным
именам прилагательным
местоимениям

8. Выбери суффиксы, которые встречаются в наречии:

9. Какое слово разобрано НЕверно по составу?

10. В каком наречии допущена ошибка?

налева
слева
справа
в

Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками. Возьмите в руки карандаши и сверьте работу своих соседей с правильными ответами на слайде. Если нет ни одной ошибки, поставьте карандашом отметку пять. Если же есть ошибки, значит, вашим товарищам ещё нужно поработать по данной теме. Командиры групп поставьте оценки участникам групп.

– Встаньте, пожалуйста, те группы, которые получили отметки “5” за тест. Молодцы! Я рада, что вы хорошо поработали по теме “Наречие”. Сегодня все работали хорошо, я думаю, что у нас все получилось.

А что думаете вы?

VI. Рефлексия: закончите предложения.

Cегодня я на уроке ...

Себя я могу похвалить за …

Эти знания мне пригодятся…

– А сейчас оцените себя по лесенке знаний

VII. Итог урока (звучит музыка), дифференцированное домашнее задание по выбору учащихся:

Творческое задание: придумать свой способ запоминания написания наречий с предлогами.

* Задача-шутка: как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Какие наречия помогут вам в этом?

* Используя этимологический словарь, электронный словарь найти материал о происхождении наречий: дотла, начеку, нечаянно