Урок мужества "Пока горит зажженная свеча"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цели:

  • формировать устойчивое чувство патриотического долга;
  • воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества;
  • прививать интерес к истории нашего государства
  • сформировать у учащихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении;
  • содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости;
  • способствовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов на примере трагедии в Беслана.

Становление ребёнка как патриота Родины происходит в его детстве. Патриотическое чувство, желание и готовность защищать Родину должно формироваться на конкретных примерах наших дедов и прадедов.

В тяжелые периоды нашей истории наш народ не раз спасали мощные запасы её духовной силы, в основу которых положены такие ценности, как любовь к Родине, своему народу, его традициям, устоям.

Если мы хотим в будущем видеть Россию сильной, независимой державой, то позаботиться об этом мы обязаны уже сегодня, воспитывая на всех образовательных уровнях национальную гордость за своё государство и живущих в ней людей.

Мы также касаемся темы локальных войн, где принимали непосредственное участие наши солдаты.

Кроме того хочется осветить такое страшное явление, как терроризм, которое по законам Российской Федерации терроризм относится к числу самых тяжких преступлений.

В ходе мероприятия мы подводим к тому, что истоки русского героизма – в нашей русской душе. И если над Родиной нависла грозная опасность, то она всегда может рассчитывать на своих «детей», которые готовы пожертвовать ради нее своей жизнью. А она, в свою очередь, золотыми буквами впишет в историю имена своих героев. Нам хотелось бы, чтоб данное мероприятие дало возможность подрастающему поколению глубже почувствовать наши национальные достоинства, помочь узнать и полюбить свой край, испытать чувство гордости за подвиги людей, живущих рядом, осмыслить своё место в этой жизни. Методическая разработка подкрепляется интересными видеоклипами, слайдовой презентацией.

Мероприятие рассчитано на взрослую аудиторию: учащиеся 10-11 классов.

Ход мероприятия

Давным-давно отгремели залпы победного салюта, пожелтели фотографии и треугольные письма с фронта, но в сердце каждого ветерана хранится память минувшей войны. Она учит и предостерегает, дает силу и внушает веру. Вот почему все люди мира до сих пор помнят тех, кто пожертвовал самым дорогим – своей жизнью в годы Второй мировой войны, ради свободы, ради мирного неба над головой.

Четыре года, без отдышки,
Вела ее страна,
Но были музыка и книжки.
Была война.
Мы начинали без винтовок,
Почти хана;
Но в «Правде» строгий заголовок.
Была война.
Да, Брест сражался не без славы,
Но Керчь сдана.
Потом дошли мы до Варшавы.
Была война.
Была Германия едина,
Была сильна,
Но пали крепости Берлина.
Была война.
Живых мы любим, помним павших.
И имена
Для нас свободу отстоявших.
Была война.

Видеоклип «Была война»Приложение.

Тысячами эшелонов отправлялись солдаты на фронт с каждого уголка нашей необъятной Родины, но вернулись, – не все. Наша страна не досчиталась 27 миллионов своих сыновей и дочерей.

Светом скорби и памяти нашей,
В этот час, пусть в святой тишине,
Имена озаряются павших
В этой страшной священной войне.

Двадцать семь миллионов погибших –
Как огромна Победы цена!
Вспомним всех их, войну сокрушивших,
Всех, кого потеряла страна.

Вспомним всех, кто на фронте сражался,
Всех, кто жизни свои не щадя,
Лишь с гранатой на танки бросался
И огонь вызывал на себя.

Кто, в атаку людей поднимая,
Под сплошным пулемётным огнём,
В полный рост из окопа вставая,
Верил, что до Победы дойдём.

Всех, кто дрался с врагом поневоле,
Но по воле защитником стал,
В партизанских отрядах, в подполье
Кровь за Землю свою проливал.

Кто в концлагере, жутко страдая,
Пытки, зверства фашистов терпел.
Всех, кто жизни чужие спасая,
Жизнь свою уберечь не сумел.

Кто трудился в тылу для Победы,
Не жалел ни здоровья, ни сил.
Всех, кто ужасы, боли и беды
Вместе с нашей страной пережил.

Вспомним павших, мы, молча и стоя,
Всех защитников нашей страны!
Слава, вечная Слава героям!
Память вечная жертвам войны!

Видеоклип «Минута молчания» (приложение у автора)

Хотя после окончания Второй мировой войны прошло 68 лет и в начале 90-х годов завершилась, так называемая, «холодная война», мир до сих пор не может достигнуть желаемого уровня стабильности и безопасности для всех граждан нашей планеты. Появились новые угрозы и вызовы нашей цивилизации: локальные войны, международный терроризм и различные виды экстремизма.

В последние годы термин «горячие точки» прочно вошел в политический словарь, наш обиход и ежедневно присутствует в средствах массовой информации. Мы все чаще и чаще слышим о российских миротворцах, которые выполняют свой интернациональный долг далеко за пределами своей страны.

Непосредственное отношение к национальным интересам России имеют неурегулированные конфликты «постсоветского пространства»: Приднестровский и Нагорно-Карабахский регион, Северная и Южная Осетия, Грузия и Абхазия. Охраняя целостность и безопасность этих стран Россия приносит на жертвенный алтарь молоденьких безусых пацанов. Каждая мать целые ночи напролет молила нашего Господа о спасении ее кровинушки, но не все молитвы были услышаны, потому что один за другим самолеты доставляли наших солдат в цинке с наклейкой «Груз 200».

Видеоклип «Молитва» (приложение у автора)

Но еще большую опасность представляет собой терроризм, который пустил свои корни по всему миру, в том числе и в России.

В современной России самые громкие теракты связаны с Чеченской войной и деятельностью чеченских сепаратистов. Это в основном взрывы и захваты заложников, с целью исполнения своих требований, о которых Российские структуры не говорят в открытую "в интересах следствия". Давайте вспомним самые громкие теракты:

28 июля 1994 года четверо террористов объявили заложниками 41 пассажира рейсового автобуса, следовавшего по маршруту Пятигорск — Ставрополь — Красногвардейское. Двое заложников были убиты, ещё трое ранены и скончались в больнице. Во время операции по освобождению заложников получили ранения пятеро бойцов спецназа.

14 июня — 20 июня 1995 года — группа террористов численностью 195 человек, возглавляемая Шамилем Басаевым, захватила более 1600 заложников в больнице города Будённовск (Ставропольский край) с целью вынудить российские власти остановить военные действия в Чечне и вступить в переговоры с режимом Дудаева. После неудачного штурма и переговоров российские власти согласились дать террористам возможность беспрепятственно уйти, если они отпустят захваченных заложников. Террористическая группа Басаева вернулась в Чечню. В результате теракта погибли 129 человек, 415 ранены.

9 января — 15 января 1996 года — группа боевиков, возглавляемая Салманом Радуевым, захватила около 2000 человек в больнице и роддоме города Кизляр (Дагестан). После переговоров большинство заложников было освобождено. Бандиты с частью заложников начали отход в Чечню, но были блокированы российскими войсками в районе села Первомайское, откуда под покровом темноты прорвались в Чечню. В общей сложности в результате террористического акта в Кизляре погибли 78 военнослужащих, сотрудников МВД и мирных граждан Дагестана

9 сентября и 13 сентября 1999 г. — взрывы жилых домов в Москве на улице Гурьянова и на Каширском шоссе. Погибли соответственно 100 и 124 человека.

8 августа 2000 года — взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве. Погибли 13 человек, 61 человек ранен.

23 октября — 26 октября 2001— Теракт на Дубровке — группа чеченских боевиков под руководством чеченского сепаратиста Мовсара Бараева захватила свыше 900 заложников в здании Театрального центра на Дубровке (Москва). Все террористы были уничтожены в ходе штурма здания, заложники освобождены, но более 120 человек погибли от действия усыпляющего газа, применённого спецназом при штурме.

1 августа 2003 года — в Северной Осетии взорвано здание Моздокского госпиталя. Погибли 50 человек, более 60 ранены.

Русский народ никогда не забудет, какая ужасная трагедия случилась в Северной Осетии, а именно в Беслане 1 сентября 2004 года. Теперь в российском календаре стало на одну чёрную дату больше. Но эта дата будет одной из самых чёрных потому, что в этот праздничный день погибли дети в священном месте - в школе. Невинные дети, которые самое дорогое, что есть в этом страшном Мире.

Это случилось 1-го сентября 2004 года рано утром, когда дети с родителями пришли в школу.

Сентябрь в гости постучался,
День знаний наступил.
Открыла школа детям двери,
А террорист закрыл.
Спортзал увешанный взрывчаткой,
Обвалы крыши, взрывы, дым...
И этот день пожаром ярким
Мы, люди, в памяти храним.
Оборвались ребячьи жизни
И жизни их учителей.
О, люди! Вы должны служить Отчизне,
А не губить ее детей!
Зачем стрелять ребенку в спину?
Ведь он еще не начал жить...
Вот мать оплакивает сына -
Мальчишка взрывом был убит.
Ах, сколько жизней оборвали
Невинных маленьких детей.
Ребята жизни потеряли,
А школьники - учителей.
Убийца, злобный и жестокий,
Собачьей смертью умер ты,
А жертвам вашего террора
Несут и слезы, и цветы.
Тебя оплакивать не станут -
Ты кровь детей посмел пролить!
День знаний в городе Беслане
Мы будем в памяти хранить.
Мы будем помнить тех детей,
Которые погибли в школе:
Из слез сольются ручейки,
Из ручейков святое море.
И это море забурлит,
Восстанет, закипит,
Утонет в море террорист,
Убийца, вор, бандит.
А мы не будем забывать
День первый сентября,
Когда умолкли навсегда
Ребячьи голоса.

Видеоклип «Дети Беслана» (приложение у автора)

Три дня террористы держали детей со взрослыми в заминированной школе. С первого же дня начался расстрел заложников. На третий же день в школе прогремел взрыв. В результате захвата среди заложников погибло 338 человек - чья смерть подтверждена официально, ещё больше – пропавшие без вести. И не известно во сколько бы раз могла увеличиться эта цифра, если бы не бойцы групп «Альфа» и «Вымпел», которые ценою своих жизней спасали детей. Среди них:

  1. Герой Российской Федерации (посмертно) подполковник Разумовский Дмитрий Александрович. Еще на подступах к зданию школы уничтожил двух бандитов. Террористы вели огонь в спины убегающих детей. Дмитрий выявил новую огневую точку и, отвлекая внимание на себя, первым ворвался в помещение, из которого велся огонь. Завязался бой, в результате которого огонь был подавлен, но Дмитрий получил смертельное ранение.
  2. Герой Российской Федерации (посмертно) подполковник Ильин Олег Геннадьевич. Один из первых начал штурмовать здание. Ценой своей жизни спас сотрудников штурмовой группы и обеспечил уничтожение остальных преступников.
  3. Герой Российской Федерации (посмертно) майор Перов Александр Валентинович. Руководитель группы, прикрывал эвакуацию детей. Упредив разрыв гранаты, накрыл собой троих. Продолжал руководить группой, даже будучи смертельно ранен.
  4. Герой Российской Федерации (посмертно) лейтенант Туркин Андрей Алексеевич. Дал возможность штурмовой группе развернуться в помещении, где находились около 250 заложников. А когда бандит бросил в скопление людей гранату, Андрей накрыл ее собой.
  5. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Велько Андрей Витальевич. Вошел в здание школы в составе передовой штурмовой группы. Прикрывая заложников и боевых товарищей, получил множественные смертельные ранения.
  6. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Катасонов Роман Викторович. В одном из помещений обнаружил двух спрятавшихся детей. Спасая их и прикрывая сотрудников штурмовой группы, вступил в бой с пулеметным расчетом бандитов. В ходе этого боя получил смертельное ранение.
  7. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Кузнецов Михаил Борисович. В ходе освобождения здания школы эвакуировал более 20 раненых заложников. Прикрывая группу захвата, вступил в бой с двумя террористами, уничтожил их и погиб.
  8. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Маляров Вячеслав Владимирович. Практически перекрыл собой направление обстрела для группы. Получив смертельное ранение, продолжал вести бой. Ранил двух террористов и заставил их отступить.
  9. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) прапорщик Лоськов Олег Вячеславович. Заслонив заложников, преградил бандитам путь к бегству. Получив смертельные ранения, продолжал поддерживать огнем действия штурмовой группы.
  10. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) прапорщик Пудовкин Денис Евгеньевич. Выносил детей из-под обстрела. Получил осколочное ранение, но детей не оставил. Погиб, прикрывая собой одну из заложниц.

Помимо бойцов спецназа погибли в этот роковой день сотрудники МЧС. Это инспектор Государственного пожарного надзора МЧС Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания лейтенант внутренней службы Асламбек Бероев, Дмитрий Кормилин - начальник водолазного отдела Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России, Валерий Замараев - заместитель начальника поисково-спасательной службы Центрального аэромобильного спасательного отряда.

Видеоклип «Знай их поимённо» (приложение у автора)

Этот День знаний стал последним для 10 учителей школы № 1 г. Беслана.

В невыносимые, мученические дни и ночи учителя школы, как могли, изо всех сил поддерживали ребят из своих классов. Среди стонов, криков, боли и бессилия, которыми была буквально перенасыщена атмосфера спортивного зала, учителя держались чрезвычайно стойко и достойно: поддерживали взрослых, утешали детей, побуждали верить, что кошмар закончится и эту надежду вселяли в пленников.

Учитель физкультуры 74-летний Яннис Константинович Канидис (ученики звали его Иваном Константиновичем) всю жизнь проработал в Беслане учителем физкультуры. Он был самым пожилым среди заложников, но, несмотря на свой возраст, ни разу не прилег - стоял, чтобы у детей, ютившихся на полу спортзала, было больше места. Террористы предложили ему покинуть школу, сказав, что не воюют со стариками, но Иван Константинович не захотел бросить учеников.

Учитель вступался за каждого ребенка, пытался защитить школьников от бандитов. За это учителя били прикладом по голове. Школьники рассказывали, что, когда террористы направляли автоматы на учеников, Иван Константинович вставал перед дулом, прикрывая собой ребят.

Бандиты застрелили учителя физкультуры уже во время штурма, когда он пытался выхватить оружие у бандитов, пришедших в спортзал расстреливать заложников.

Когда тело Ивана Каниди достали из-под обломков, выяснилось, что в него попало больше десяти пуль. (www.rg.ru/2004/09/08/beslan-teachers.html Российская газета)

В результате теракта погибло 186 детей, 70 – стали инвалидами.

Эта страшная трагедия оставила неизгладимый след в сердце каждого человека, потому что погибли – дети.

Мы всегда должны помнить, что терроризм – это не природный катаклизм, он взращивается в нашем обществе, которое стало отчасти жестоким, равнодушным к чужой беде. И каждый из нас должен противостоять этой разрушительной силе и способствовать тому, чтобы в нашей стране больше не зажигались поминальные свечи по невинным жертвам.

Видеоклип «Ты прости нас, Господь» (приложение у автора)