Нетрадиционная техника рисования по произведениям Габдуллы Тукая

Разделы: МХК и ИЗО


Цель мастер-класса: Познакомить учащихся с приемами рисования поролоном  по мотивам  произведения Габдуллы Тукая «Забавный ученик»

Задачи мастер-класса:
Обучающие:
- познакомить учащихся с приемами создания художественного образа, композиции и колорита, с использованием  поролона
- закрепить  знания детей о творчестве Габдуллы Тукая.
- закрепить умение  подбирать цветовую гамму для передачи особенностей персонажей литературного произведения.

Развивающие:
-развивать навыки рисования с натуры.
-развивать у детей интерес к произведениям Габдуллы Тукая.
-развивать эстетическое восприятие и художественный вкус через передачу в рисунке характерных особенностей главного героя стихотворения.

Воспитательные:
- воспитывать трепетное отношение к культуре родного края, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям, воспитывать у учащихся аккуратность, усидчивость, умение доводить работу до конца. Воспитывать интерес и уважение к культурной истории татарского народа и её традициям.

Оборудование для мастер-класса (для учителя): ноутбук для показа видео,  тонированная бумага желтого  цвета (формат А3), гуашь, баночка с водой, кисть № 3,поролон. CD- диск с произведениями Салиха Сайдашева;  ноутбук.
Оборудование для урока (для учащихся): тонированная бумага желтого цвета (формат А3), гуашь, баночка с водой, кисть №3 поролон.

План мастер-класса:
1.Организационное начало -1 минуты.
2.Создание эмоционального настроя – 5 минута.
3.Сообщение темы - 12 минут.
4. Самостоятельная работа - 20 минут.
5. Итог - 7 минут.

Конспект мастер-класса:
1.Организационное начало мастер-класса.
Здравствуйте ребята – участники открытого конкурса « Тукай среди нас»! Меня зовут Елена Александровна.
Ребята, с какими  произведениями  Г. Тукая, вы знакомы?
( Дети перечисляют : «Водяная», «Малыш и мотылёк», «Гали и коза», «Дед»,  «Шурале» и т.д.)
Как замечательно, что вам знакомы  произведения великого поэта.

Творения Тукая много лет вдохновляют художников, музыкантов, поэтов, писателей на создание произведений искусства. Каждое творение художника, обратившегося к Тукаю, пронизано искренним чувством, каждое отражает свой взгляд и своё прочтение Тукая.  В рамках нашего мастер-класса я предлагаю остановиться на одном из стихотворений «Забавный ученик».

2. Создание эмоционального настроя.
- Вы знакомы  с произведением «Забавный ученик»? Я предлагаю посмотреть мультфильм к  этому стихотворению.
Возможно кто- то ещё не знаком с этим произведением.
(просмотр мультфильма)

3.Сообщение темы.
- Ребята, вам понравился мультфильм? (Да)
- Кто главные герои  мультфильма?( Щенок, мальчик)
- Какой важный совет, дает дедушка щенку? (трудиться с малых лет, обучаться ремеслу…)
«Глупый песик! Нужно к делу приучаться с малых лет,
Ремеслом не овладеешь, если будешь стар и сед!»
- Конечно, щенок еще мал, и ему больше хотелось валяться на траве, гулять и играть.  Предлагаю вам нарисовать этого забавного щенка! ( педагог показывает игрушку ).Для выполнения работы нам  понадобятся: гуашь, кисть, поролон, лист бумаги формат А3. Я покажу, как можно нарисовать забавного щенка при помощи поролона. Вот перед вами игрушка. Нарисуем её с натуры. Ребята как вы думаете рисунок с натуры это что?
(С натуры рисуют то, что видят перед собой)
- Очень хорошо ребята, что вы знаете это! Сегодня выполним рисунок, возможно новым, для вас  способом – примакивание поролоном. Я покажу, как можно применить приемы примакивания поролоном. Ребята рассмотрите, пожалуйста, на игрушку и подскажите, с чего нужно начать рисунок, о чем нужно подумать в первую очередь? (о расположении изображения на листе)
- Молодцы ребята! Очень важно правильно располагать изображение  на листе. Нарисуем щенка посередине, чуть ближе к нижнему краю листа. А какие краски нам будут нужны  для того чтобы нарисовать щенка? ( Коричневый, белый цвет)
- А с чего нужно начать рисовать нашего забавного ученика?( С головы)
- В верхней части листа нарисуем голову. А какой формы голова щенка?
( овальной формы)
- Молодцы! Сейчас я покажу вам, как рисовать поролоном. Нужно на сухой поролон нанести кисточкой краску коричневого цвета, а затем примакиваем.
(Педагог рисует голову щенка на листе поролоном) Ребята, а теперь что рисуем? (Туловище). Правильно! Обратите внимание, форма приближена к овалу (педагог показывает способ рисования).
-Ребята, сейчас предлагаю вам начать рисовать. Когда вы нарисуете голову и туловище, мы с вами вместе передадим характерные особенности щенка.
Учащиеся поролоном намечают туловище и голову. Педагог помогает тем, кто затрудняется нарисовать.
- Туловище и голову нарисовали. Сейчас  мы с вами вместе, нарисуем мордочку, белые пятнышки на голове, ноги щенку. Сначала посмотрите, как можно рисовать. Обратите внимание на то, что белые пятнышки на голове нужно рисовать чистым поролоном. Педагог показывает способ рисования.

- Вот ребята, наш щенок уже почти готов. Осталось нарисовать глаза, нос и рот. Положите, пожалуйста, поролон на салфетки. Дорисовывать будем кисточкой. А еще ребята, я хочу с вами поделиться секретом. Я знаю, что нужно сделать, чтобы глаза щенка на вашем рисунке заблестели. Показать? Нужно взять кисточкой белую гуашь и поставить точку. Вот так.
- Вспомните мультфильм, который смотрели, и скажите,  что  можно добавить к рисунку?(траву, небо, будку, мальчика, бабочек и т.д.)
- Сейчас можете добавить детали по желанию. Я уверенна, что у каждого из  вас может получиться своя, не похожая на других работа! В то время пока вы рисуете, будет звучать музыка Салиха Сайдашева.

4. Самостоятельная работа.   ( звучит музыка С. Сайдашева.)
В процессе самостоятельной работы педагог работает индивидуально с теми учащимися,
которые затрудняются выполнить задание.
У всех детей отмечает, что лучше всего получилось,  на что обратить внимание  для передачи композиции в рисунке.

5. Завершающий этап.
- Наш мастер-класс подошел к завершению.
- Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились!
- Понравилось ли вам работать парононом? Если да, то почему?
( щенок получился пушистым)
- Планируете ли вы в дальнейшем применять этот способ рисования при создании других работ?
- Спасибо, вам ребята, мне очень приятно было с вами работать, а применение нетрадиционной  техники на мой взгляд помогает нам создавать новые  неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения.  Спасибо вам за  воображение и фантазию, спасибо вам за неповторимые минуты совместного творчества.

Литература.
1.Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс под редакцией доктора педнаук Т.Я. Шпикаловой М. Просвещение, 2006.
2.Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М. «Просвещение», 2000.
3.Краснов Н. В. Беседы по искусству в начальной школе. М; «Искусство» 2001.

Стихотворение «Забавный ученик»

 Ну давай, Акбай, учиться! Сядь, дружок, на хвостик свой!
Смело стой на задних лапках! Чур, не падать, прямо стой!

 Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем еще щенок,
Мне всего недель двенадцать... Не хочу учить урок!

Отпусти меня, не надо! Прогуляться я хочу.
На лугах, на мягкой травке поваляться я хочу.

 Глупый песик! Нужно к делу приучаться с малых лет,
Ремеслом не овладеешь, если будешь стар и сед!