Викторина «Числа и слова» для учащихся 8-х классов с ограниченными возможностями (с ЗПР и ОНР)

Разделы: Математика, Русский язык, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся.

Задачи мероприятия:

  • Развитие общеучебных умений и навыков: умение работать коллективно и автономно.
  • Формирование стойкого интереса к таким предметам, как математика и русский язык.
  • Развитие способности анализировать, сравнивать, формирование навыка применять знания одной науки в рамках другой.

Оборудование: интерактивная доска; презентация.

Подготовительная работа:

  • Повторить пройденный материал.
  • В викторине принимают участие 2 команды, сформированные заранее.

План мероприятия

  1. Организационный момент – 5 мин.
  2. Викторина – 30 мин.
  3. Разминка “Составь пару”
  4. “Противоположности в пословицах”
  5. “Знатоки”
  6. “Общее в числах”
  7. “Зри в корень”
  8. “Моделирование”
  9. Подведение итогов и награждение победителей – 5 мин.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

“Философия записана в огромной книге, раскрытой перед нашими глазами. Однако нельзя понять книгу, не зная языка и не различая букв, которыми она написана. Написана же она на языке математики, а ее буквы – это треугольники, четырехугольники, круги, шары, конусы, пирамиды и другие геометрические фигуры, без помощи которых ум человеческий не может понять в ней ни слова; без них мы можем лишь наугад блуждать по темному лабиринту”. Так сказал о математике итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени – Галилео Галилей. Как видим, даже в этих словах, известный ученый говорит о важности языка, букв, но в каждой науке этот язык свой. В сегодняшней викторине мы попытаемся определить, настолько ли такие науки как русский язык и математика далеки друг от друга, и есть ли между ними что-то общее.

Итак. Начинаем нашу викторину.

Представление команд, жюри.

2. Викторина.

Разминка “Составь пару”. Перед вами несколько слов. Найдите среди этих слов пары. Для этого вам необходимо будет определить принцип, по которому они будут образованы.

На слайде записаны слова: лето – зима, деление – умножение, плюс – минус, тепло – холодно, верхний – нижний, больше – меньше, белое – черное.

Какую закономерность вы увидели? Как называются такие пары слов? В продолжение нашей викторины это правило вам пригодится.

Оценивание: по 1 баллу за одну пару слов. Ответы дают команды поочередно.

“Противоположности в пословицах”. Речь – удивительное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Так сказал немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Вот и нам понадобится хорошенько подумать, чтобы восстановить пословицы, заменив в них каждое слово на противоположное.

  • Улетело счастье – закрывай окно.
  • Перед перемирием ногами бегают.
  • Насыпешь себе холм – кто-то на него влезет.
  • Петухи весной счету не поддаются.
  • В ясную погоду любая женщина – атеистка.
  • Если поздно ложиться, черт что-нибудь отнимет.
  • Отдых, как овца – с поля возвратится.

Оценивание: по 2 балла за пословицу. Ответы дают команды поочередно. При затруднении ход может вернуться к уже ответившей команде.

“Знатоки”. Работая на уроках, вы, скорее всего, часто слышите такое выражение будем двигаться от простого к сложному.

Как вы думаете: что общего между этой фразой и тем, что вы видите на слайде?

Для 1 команды

1. Вы попали в мир сказочных героев.

2. Нижняя часть деревьев потускнела, но верхушки еще светлеют.

1. 53,6+4,58-23,62

2. 2,7*(1,23+4,77)2

Для 2 команды

1. Скоро весна вступит в свои права.

2. У Нади есть книги о цветах, она любит их читать по вечерам.

1. 69,7+5,39-44,25

2. 5,1*(3,46+4,54)2

Задание командам сделать синтаксический разбор предложений. И решить математические задания.

Оценивание: по 1 баллу за простые задания и по 2 балла за сложные задания. Каждая команда имеет своё задание. Листы с решениями передаются жюри для проверки. А правильные решения выносятся на слайде по истечении времени.

“Общее в числах”. Если в русском языке главным является слово, то в математике это, конечно же, число. Но в нашем конкурсе именно числа станут связующим звеном. Наверняка у вас есть любимые герои и любимые литературные произведения, вот именно их нам и придется разгадывать с помощью подсказок. Но главное, что их объединяет, то, что в названии этого произведения есть число.

Три мушкетера.

Подсказки

  • Главные герои этого фильма – это молодые люди, которые очень любили приключения.
  • События этого фильма происходили во Франции.
  • Герои высоко ценили мужскую дружбу.
  • Их девизом была фраза: “Один за всех и все за одного!”

Али Баба и 40 разбойников.

Подсказки

  • Это название персидской сказки.
  • Приклеившийся к чаше весов динар послужил причиной раздора между братьями.
  • Главный герой был настолько смелым, что противостоял целой банде разбойников.
  • Афоризмом этой сказки стала фраза: “Сим-сим, откройся!”

Петр I.

Подсказки

  • Книга названа в честь великого реформатора России.
  • Всесторонне развитая личность.
  • Благодаря реформе этого человека мы празднуем новый год 1 января.
  • Он открыл “окно в Европу”.

Семнадцать мгновений весны.

Подсказки

  • Главный герой – известный разведчик.
  • События происходили в годы ВОВ.
  • Настоящие имя и фамилия героя – Максим Исаев.
  • Режиссером этого фильма является Т.Лиознова.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

Подсказки

  • Эту сказку написал А.С. Пушкин.
  • В этой сказке идет борьба добра и зла, зрелости и молодости.
  • Причина сна героини – отравленное яблоко.
  • Спасение героини в поцелуе любимого человека.

Оценивание: Баллы начисляются по убыванию: от 4 до 1. В случае разгадки вопроса после первой подсказки – 4 балла, после второй подсказки – 3 балла и т.д. После каждой подсказки, в случае если произведение так и не отгадано, открывается один из квадратов, закрывающих изображение главных героев.

“Зри в корень”. Посмотрите внимательно на следующие предложения. Что общего в выделенных словах?

1 команда 2 команда
В дубовых перелесках нет дорог. Они непроезжи и опасны из-за муравьев. Через минутку все тело покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи- муровьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца.
К. Паустовский
За кустами ивняка
Рябинники уселись на рябинке.
У них на грудках крапинки рябин,
Как будто рябь в озерной серой глади,
А дерево на солнце как рубин:
В глазах рябит при тихом листопаде.
Н. Флеров

А есть ли понятие корня в математике?

Наш очередной конкурс называется “Зри в корень”

Задание: каждая команда должна образовать цепочку однокоренных слов с корнями -дал- , -гни- и вычислить рад выражений, содержащих квадратные корни.

Оценивание: по 1 баллу за слово и правильно выполненное задание.

“Моделирование”.

В предыдущем конкурсе вы составляли однокоренные слова, добавляя приставки, суффиксы и окончания. Благодаря этим нехитрым частям слова вы образовывали совершенно новые слова. Так и в математике, взяв за основу простейшие геометрические фигуры можно образовать новые интересные образы. Переходим к конкурсу “Моделирование”. Здесь вам предстоит придумать слова, которые соответствовали бы предложенной схеме, а вот в математике сложить новую фигуру из нескольких предложенных вам.

Составить слова по следующей схеме .

Собрать фигуру по головоломке Танграм.

Оценивание: по 1 баллу за каждое придуманное слово, подходящее к заданной схеме и правильно выполненное задание головоломки Танграм.

Для объявления победителей слово предоставляется жюри.

Источники, используемые при подготовке материала:

  1. http://www.aphorisme.ru
  2. Поиграй сам и с друзьями. Выпуск 1/Хейфец Б.Л. – М: Интеллект-Центр, 1999.