"Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел". 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Тип урока: урок закрепления, обобщения и совершенствования знаний с применением компьютерных технологий.

Вид урока: космическое путешествие

Цели:

  • Образовательная: обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме.
  • Развивающая: способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, памяти, внимания, логического мышления. Обобщить и систематизировать знания путём создания условий для интеллектуального развития личности ребёнка на уроке; развивать математическую культуру речи и письма.
  • Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к коллективу, интерес к предмету.

Задачи:

1. Обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме.

2. Проверить усвоение учебного материала, применяя фронтальную, групповую и индивидуально-дифференциальную формы работы

Раздаточный материал: карточки с заданиями, карта учёта полёта.

Техническое обеспечение: Интерактивная доска модели InterWriter, мультимедийный проектор, программы OO Writer, OO Calc.

Для проведения урока необходимо:

  • запустить интерактивный режим работы доски;
  • открыть файл Приложение1.gwb
  • на компьютеры учеников скопировать файл Приложение2.ods
  • открыть презентацию, файл Презентация.odp
  • далее следовать плану урока.

План урока

Ребята, тема нашего урока: “Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел”. Но проходить он будет в необычной форме. Наш урок будет проходить в форме космического путешествия.

А отправимся в этот полёт мы вот на этом космическом корабле.

Знаменитый лётчик Валерий Павлович Чкалов сказал: “Полёт – это математика”. Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Я желаю вам интересного путешествия и удачного приземления, а для этого вы ...

Что должны знать?

1. Понятие модуля Понятие противоположных чисел.

2. Правила:

- сложения отрицательных чисел;

- сложения чисел с разными знаками;

- вычитания положительных и отрицательных чисел;

- действий с обыкновенными дробями;

- сравнения чисел.

Что должны уметь?

1. Грамотно формулировать правила на сложение и вычитание отрицательных и положительных чисел.

2. Решать примеры на использование данных правил.

3. Видеть рациональные пути решения.

4. Внимательно, аккуратно оформлять решение заданий.

Думаю вы все готовы к полёту. Удачи вам ребята! Ни пуха, ни пера!

этап.

Я уже говорила, что в полёт вы отправитесь вот на этом космическом корабле. Но прежде всего вы должны пройти “допуск” к полёту. Первый этап нашего полёта называется “Зачисление в члены экипажа корабля”. Для этого вам нужно ответить на вопросы, которые напечатаны на красных карточках и лежат у каждого на парте.

1. Чему равен модуль положительного числа? Отрицательного числа? Нуля?

2. Какие числа называются противоположными? Приведите примеры.

3. Как сложить два отрицательных числа?

4. Как сложить числа с разными знаками?

5. Чему равна сумма двух противоположных чисел?

6. Сформулируйте переместительный закон сложения?

7. Как сравнить два отрицательных числа?

За каждый правильный ответ в карточку учёта в 1 колонку ставите 1 балл, которая тоже находится на парте, нет 0 баллов.

Все справились с заданием у всех имеется необходимый запас теоретических знаний и все зачислены в члены экипажа.

II. этап.

А сейчас мы узнаем на какую планету совершим путешествие. Для этого вы должны будете выполнить следующее задание.

Вы видите записанные примеры нужно к каждому примеру найти и перетащить правильный ответ. Но будьте внимательны, т. к. кроме правильных ответов есть и неправильные!

Если всё будет сделано правильно, то мы сможем прочитать название планеты.

1. - 22 + 35 =

2. - 3,7 + 2,8 =

3. 1,5 + (- 6,3) =

4. 8,2 + (-8,2) =

5. 22 – 27 =

6. -14 + 8 =

7. 19 + (- 2) =

8. – 27 + (- 3) =

9. -35 + (- 9) =

10. -1,6 + (- 4,7) =

11. -2,5 + (-3,6) =

10 Е -0,9 Л 63 Д -5 Е
- 4,8 А -30 М -6,3 Р 17 А
0 Н - 6,1 С -41 З 13 П
- 6 Т 5,3 У -44 А 5,9 К

Итак мы с вами отправляемся на планету “Марс”.

В средствах массовой информации в последние годы много говорится о готовящемся полете человека на Марс. Мы сегодня тоже совершим полет на Марс, в этом нам поможет математика. Слайды о Марсе

III. этап. Следующий этап называется “Заполни карту готовности”. Для этого вам нужно решить интерактивный тест на компьютере.

1. Выполни сложение: (-3,9 + 3,9) + (- 8,2)

а) -5,6 б) – 8,2 в) -6,6 г) другой ответ

2. Реши уравнение : x – 8 = - 5

а) 2 б) 3 в) -13 г) другой ответ

3. Выполни действия: (4,8 – 10,8) + 2,7

а) -8,7 б) – 4,1 в) 4,1 г) другой ответ

4. Найдите значение выражения: - 0,75 + 3,87 – 3,99 + 0,75

а) 0,12 б) – 12 в) – 0,12 г) другой ответ

5. Найдите длину отрезка АВ, если А (- 10), В (- 6)

а) 4 б) 16 в) -16 г) – 4

За каждый правильный ответ 1 балл. Выставление баллов в карточку учёта.

Динамическая пауза.

Учитель: Любая работа требует перерыва! Выполним восстановительные упражнения:

Сложите руки в замок и положите их на затылок. Отклоните голову назад, слегка сопротивляясь замком рук.

Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите так, считая до пяти. Повторите 3 раза.

Крепко зажмурьте глаза, досчитайте до трёх, откройте их и посмотрите вдаль, считая до пяти. Повторите три раза.

IV. Пятый этап путешествия называется “Посадка разрешается”

Для совершения посадки на планете Марс нужно найти ошибки, которые допущены при нахождении значения выражений.

– 37 +25 + (- 18) = 30 ( - 30)

6,8 + (- 9,5) +1,4 = 17,7 (- 1,3)

– 7,2 + (-3,5) +10,6 = - 0,1 (0,1)

-3,2 + (-2,9) + (- 8,5) = 2,4 (-14,6)

“Посадка разрешается”

V. Следующий этап “Высадка на Марс”

Марсиане приглашают ваш экипаж в кафе “Олимп” на обед из 4-х блюд. Как вы думаете, почему он так называется? Показывается слайд вулкана Олимп.

Работать вы будете в парах. Каждая пара получит меню из 4 блюд. Вы можете выбрать любые три блюда. Каждое блюдо имеет свою цену. Вы сами выбираете какие примеры вы будете решать:

  1. Сравните значение выражение: 3,87 + (- 2,63) и 5,29 + ( - 3,59) (1 балл)
  2. Вычислите: 5,4 + (-3,7) + (- 4,2) (1балл)
  3. Решите уравнение: 3,7 – X = -2,3 (2 бала)
  4. Замените * знаком “+” или “-”, так, чтобы было верное равенство: - 6,1 * (- 2,3) * 3,8 = 0 (4 балла)

Проверка самостоятельной работы по образцу (меняются пары заданиями)

А сейчас марсиане приглашают вас на прогулку в долины “Маринера”.

Но во время прогулки на склоне каньона “Кандор” мы увидели записи математических терминов, но от времени некоторые буквы плохо видны, а марсиане не могут восстановить записи. Давайте им поможем

  • Разн.....сть
  • Ум.....ньшаемое
  • Выч.....таемое
  • Выч....сть
  • .....тнять
  • Су....ма
  • .....трицательное ч...сло
  • Сл....гаемое
  • П....ол.....жительное ч...сло
  • К....рдинатная прямая

По очереди выходят к доске и вставляют пропущенные буквы

Этап “Возвращение на землю”

Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться. “В гостях хорошо, а дома лучше”. Для этого вы по ступенькам лестницы должны совершить посадку на космический корабль. Выходите по очереди к доске вместо * поставить знак “+” или “-”, чтоб получилось верное равенство

  • (* 10) + ( * 5) = - 5
  • (* 8) + ( * 9) = 1
  • (* 10) + ( * 10) = - 20
  • (* 30) + ( * 10) = 40
  • (* 5) + ( * 5) = 0
  • (* 15) + ( * 2) = - 13
  • (* 20) + ( * 15) = 5

VII. Последний этап “Разбор полётов”

Вам нужно подсчитать по карточкам учёта количество баллов и выставить оценку за урок.

  • 7 баллов – “ 3 ”
  • 8 -10 баллов – “ 4 ”
  • 11 баллов и выше – “ 5 ”

Домашнее задание:

Задача № 1

Среднее расстояние от Марса до Солнца составляет - 35, 5 - (- 263, 5) млн. км (228 млн. км)

Задача № 2

Период обращения вокруг Солнца равен 541,36 - (- 145,64) земным суткам. (687 земным суткам)

Задача № 3

Экваториальный радиус равен (101 - 605,3) + 3901,2 км (3396,9 км)

Задача № 4

Найди минимальное расстояние от Марса до Земли (когда Земля находится точно между Солнцем и Марсом)

Для этого реши уравнение: 20 - X = - 35,75. Ответ запиши в млн. км. ( 55,75 млн км)

Задача № 5

Найди максимальное расстояние от Марса до Земли (когда Солнце находится точно между Землёй и Марсом)

Для этого реши уравнение: 10x - 9x + (- 120) = 281. Ответ запиши в млн. км. ( 401млн. км)

Рефлексия: Мне хочется, чтобы вы поделились впечатлениями о сегодняшнем уроке. А для этого я вам расскажу одну притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”. И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день?”, и тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма!”.

- Ребята! Давайте мы попробуем оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал так, как первый человек, поднимают синие квадратики.

- Кто работал добросовестно, поднимают зеленые квадратики.

- Кто принимал участие в строительстве храма “Знаний”, поднимают красные квадратики.

СПАСИБО ЗА УРОК!!!

Карточка учета

Название этапа Количество баллов
Зачисление в члены экипажа корабля  
Название планеты  
Заполнение карты готовности  
Посадка разрешается  
Обед в кафе “Олимп”  
Посещение долины “Маринер”  
Возвращение на Землю  
Разбор полёта  
Всего:  

1. Чему равен модуль положительного числа? Отрицательного числа? Нуля?

2. Какие числа называются противоположными? Приведите примеры.

3. Как сложить два отрицательных числа?

4. Как сложить числа с разными знаками?

5. Чему равна сумма двух противоположных чисел?

6. Сформулируйте переместительный закон сложения?

7. Как сравнить два отрицательных числа?

Домашнее задание:

Задача № 1

Среднее расстояние от Марса до Солнца составляет - 35, 5 - (- 263, 5) млн. км

Задача № 2

Период обращения вокруг Солнца равен 541,36 - (- 145,64) земным суткам.

Задача № 3

Экваториальный радиус равен (101 - 605,3) + 3901,2 км

Задача № 4

Найди минимальное расстояние от Марса до Земли (когда Земля находится точно между Солнцем и Марсом)

Для этого реши уравнение: 20 - X = - 35,75. Ответ запиши в млн. км.

Задача № 5

Найди максимальное расстояние от Марса до Земли (когда Солнце находится точно между Землёй и Марсом)

Для этого реши уравнение: 10x - 9x + (- 120) = 281. Ответ запиши в млн. км.

Домашнее задание:

Задача № 1

Среднее расстояние от Марса до Солнца составляет - 35, 5 - (- 263, 5) млн. км

Задача № 2

Период обращения вокруг Солнца равен 541,36 - (- 145,64) земным суткам.

Задача № 3

Экваториальный радиус равен (101 - 605,3) + 3901,2 км

Задача № 4

Найди минимальное расстояние от Марса до Земли (когда Земля находится точно между Солнцем и Марсом)

Для этого реши уравнение: 20 - X = - 35,75. Ответ запиши в млн. км.

Задача № 5

Найди максимальное расстояние от Марса до Земли (когда Солнце находится точно между Землёй и Марсом)

Для этого реши уравнение: 10x - 9x + (- 120) = 281. Ответ запиши в млн. км.

1. Минимальное расстояние от Марса до Земли составляет 55,75 млн км (когда Земля находится точно между Солнцем и Марсом)

2. Максимальное расстояние от Марса до Земли — около 401млн. км (когда Солнце находится точно между Землёй и Марсом)

3. Среднее расстояние от Марса до Солнца составляет 228 млн. км.

4. Период обращения вокруг Солнца равен 687 земным суткам

5. Экваториальный радиус – 3396,9 км

“Посадка разрешается”

Найти ошибки, которые допущены при нахождении значения выражений.

1. – 37 +25 + (- 18) = 30

2. 6,8 + (- 9,5) +1,4 = 17,7

3. – 7,2 + (-3,5) +10,6 = - 0,1

4. -3,2 + (-2,9) + (- 8,5) = 2,4

------------------------------------------------------------------------------------

“Посадка разрешается”

Найти ошибки, которые допущены при нахождении значения выражений.

1. – 37 +25 + (- 18) = 30

2. 6,8 + (- 9,5) +1,4 = 17,7

3. – 7,2 + (-3,5) +10,6 = - 0,1

4. -3,2 + (-2,9) + (- 8,5) = 2,4

-------------------------------------------------------------------------------------

“Посадка разрешается”

Найти ошибки, которые допущены при нахождении значения выражений.

1. – 37 +25 + (- 18) = 30

2. 6,8 + (- 9,5) +1,4 = 17,7

3. – 7,2 + (-3,5) +10,6 = - 0,1

-3,2 + (-2,9) + (- 8,5) = 2,4

Кафе “ОЛИМП”

МЕНЮ

№1. Сравните значение выражение: 3,87 + (- 2,63) и 5,29 + ( - 3,59) (1 балл)

№ 2. Вычислите: 5,4 + (-3,7) + (- 4,2) (1 балл)

№3. Решите уравнение: 3,7 – X = - 2,3 (2 бала)

№4. Замените * знаком “+” или “- так, чтобы было верное равенство:

- 6,1 * (- 2,3) * 3,8 = 0 (4 балла)