"Понятие и признаки правового государства". 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • Образовательная: введение уч-ся в круг общих представлений о правовом государстве, его основных признаках, отражении признаков в Конституции РФ.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, умение самостоятельно работать с текстом.
  • Воспитательная: формировать правовую культуру учащихся, воспитывать уважительное отношение к основам государственности.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, информационно-рабочая карта для каждого учащегося (приложение 1).

Понятия для усвоения:

  • Верховенство закона;
  • Правовая культура;
  • Правовое государство;
  • Разделение властей.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1: тема урока

Сообщение темы урока: Понятие и признаки правового государства”.

Слайд 2:  План урока:

1. Понятие правового государства.

2. Основные признаки правового государства.

3. Россия-правовое государство: миф или реальность?

В конце урока мы должны с учениками вступить в дискуссию и сделать обоснованный вывод по третьему вопросу.

II. Подготовка учащихся к усвоению знаний.

Слайд 3: “Государство крепко, когда в нем соблюдается закон”. Эврипид

Учитель: Главное требование, предъявляемое к любой власти, - справедливость. Как вы думаете, в каком государстве хотели бы жить граждане? Безусловно, большинство ответит, что в справедливом и свободном.

А теперь давайте поразмышляем над образом некоего идеального государства. С помощью ответов учащихся составляется рисунок (слайд 4):

· Сильное

· Без богатых и бедных

· Закон одинаков для всех

· Единое

· Миролюбивое

· Со справедливым правителем

· Права граждан защищены.

Учитель: Понятие “правовое государство” мы стали употреблять не так давно. Хотя идея правового государства восходит к Древней Греции. Однако особое звучание эта идея обрела в трудах философов Нового времени: Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Монтескье, И.Кант, Г.Гегель, что связано с переосмыслением роли индивидов, масс в жизни общества, с постановкой проблемы о необходимости ограничения произвола государственных должностных лиц. Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и гражданского общества (одно без другого немыслимо) является ликвидация сословных привилегий и превращение людей из подданных в граждан с неотчуждаемыми правами на жизнь, собственность, свободу. Обязательным условием его возникновения является появление у всех граждан обрести экономическую самостоятельность на базе частной собственности. Россия с конца 20 века по настоящее время переживает период демократического переустройства. Идея правового государства – одно из ценнейших достижений человечества. Обратимся к понятию “правовое государство”.

III. Получение новых знаний.

На информационно-рабочей карте учитель просит учащихся прочитать понятие.

Слайд 5:  Правовое государство- государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в Конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. (Из “Школьного словаря-справочника” В.В.Баранов, И.П.Насонова, М., 2004г.)

Учитель: просит учащихся подчеркнуть в определении на информационно-рабочей карточке ключевые слова. Проверяют, обсуждают. Данное выделение поможет учащимся не только лучше запомнить определение, но и формулировать самостоятельно с опорой на ключевые слова.

Слайд 6: Правовое государство- государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в Конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Учитель: Вернемся к карте. Прочитайте текст и выпишите во 2 столбик карты основные признаки правового государства, встретившиеся в тексте.

Текст: Можно выделить следующие признаки правового государства. Верховенство закона: ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Вся система государственной власти должна быть организована строго в соответствии с конституцией, законодательными актами. Государственные органы и должностные лица вправе делать только то, что вытекает из конституции и других законов. Незыблемость и полная гарантированность прав и свобод граждан: конституция определяет взаимную ответственность государства и граждан и предоставляет всем гражданам гражданские, политические права и свободы. В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Равенство всех граждан перед законом независимо от занимаемой должности или социального статуса. Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей должно предотвратить возможную концентрацию всей полноты государственной власти в одних руках и обеспечить возможность гражданам контролировать государство, в т.ч. путем выборов высших государственных должностных лиц. Независимый суд, призванный действовать в соответствии с законом.

Проверка выписанных учащимися признаков. Приведение детьми примеров из текста и собственных знаний по обществознанию на каждый признак.

Слайд 7:

  1. Верховенство закона.
  2. Незыблемость и полная гарантированность прав и свобод граждан.
  3. Разделение властей
  4. Наличие развитого гражданского общества с высокой правовой культурой населения.

Учитель: Как вы считаете, почему необходимо соблюдение еще одного признака “Наличие развитого гражданского общества с высокой правовой культурой населения”? Докажите на примерах.

Учитель: На карте под цифрой 4 выполните задание: найдите в Конституции положение, отражающее данный признак и укажите в столбике напротив.

Учитель: Проверьте, верно, ли вы выполнили работу.

Слайд 8:

признаки Статьи Конституции РФ
Россия-правовое государство Глава 1, статья 1
1. Верховенство закона. Глава 1, статья 4, пункт 2
2. Незыблемость и полная гарантированность прав и свобод граждан. Глава 1, статья 2

Глава 2

3. Разделение властей Глава 1, статья 10
4. Наличие развитого гражданского общества с высокой правовой культурой населения.  

Учитель: Какие, на ваш взгляд, можно добавить еще признаки, которые не указаны в тексте. После рассуждений учащиеся добавляют в карту признаки:

(слайд 9)

  • правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;
  • соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
  • прямое действие конституции.

Учитель:

Кроме того политологи отмечают и специфические признаки, закрепленные в Конституции РФ. Учащиеся аналогично отыскивают и указывают статьи Конституции.

Слайд 10:

1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)

2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)

3. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)

4. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)

5. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)

6. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)

7. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)

8. Принцип ответственности государства и личности.

Зафиксируйте их в информационно-рабочей карте.

IV. Первичное закрепление знаний

Учитель:

12 декабря 2013 г. отмечалось 20-летие принятия Конституции Российской Федерации. (слайд 11) Мы с вами посмотрели, что Конституция РФ не только провозглашает правовое государство, но и закрепляет основные и специфические признаки правового государства. Давайте попробуем ответить на главный вопрос урока: Россия - правовое государство: миф или реальность?

Учащиеся работают в группах и в разделе пять при общем обсуждении в группе рассуждая, записывают по три аргумента на каждую позицию.

(слайд 12) Например,

Россия - правовое государство

миф реальность
Закон далеко не всегда верховенствует в решении остро социально-политических вопросов Конституционный суд следит за соответствием федеральных законов и других законодательных актов Конституции
Зачастую наказания избегают люди обеспеченные Соблюдаются права и свободы граждан
Слабая правовая культура людей Существует система противовесов
Нет последовательности в разделении властей
Не всегда в полной мере реализуются права человека

Дискуссия в классе. Составляется общий свод аргументов. Учащиеся делают вывод. Например, на сегодняшний день Россию трудно назвать правовым государством, но сделано много шагов для достижения этой цели. Одним из этих шагов является – изучение нами основного закона государства – конституции (т.е. овладение правовыми знаниями).

(слайд 13) Учитель: А теперь правовая задача: В США – на лицо все признаки правового государства. Но в штате Оклахома действуют такие курьезные законы:

- противозаконным считается откусывать от чужого гамбургера;

- собаки должны иметь разрешение, подписанное мэром, для того, чтобы собираться в группы по три или более особей в пределах частной собственности. Можно ли США назвать правовым государством?

Ответы учащихся.

V. Домашнее задание:

(слайд 14) С целью организации дискуссии на следующем уроке написать эссе на тему “Государство крепко, когда в нем соблюдается закон”. Эврипид

Приложение.