"Мцыри – романтический герой"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: продолжить знакомство с произведением М.Ю. Лермонтова “Мцыри”.

Задачи:

  • Обучающая: сформировать представление о романтизме как о литературном направлении, выявить основные особенности направления.
  • Развивающая: развивать логическое мышление обучающихся, умение анализировать информацию, составлять сводную таблицу. Показать красоту и атмосферу Кавказа.
  • Воспитательная: способствовать развитию коллектива и умения работать в нём, воспитывать внимательное отношение к слову, вкус к поэтическому слову.

Тип урока: комбинированный

Методические приёмы:

  • Беседа по вопросам,
  • Комментарии учителя,
  • Анализ текста,
  • Выразительное чтение,
  • Работа в группах.
  • Составление кластера.
  • Предварительная работа:

Учитель: Создание презентации и подбор материала к комментариям

Ученики: готовят дома выразительное чтение, формируют группы для работы на уроке.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор, учебник по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, раздаточный материал.

Время реализации занятия - 45 минут

Авторский медиапродукт: операционная среда Windows XP, редактор Microsoft PowerPoint,

Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала

Целесообразность использования медиапродукта:

  • Недостаточное количество информационного и иллюстративного материала в существующих учебно-методических пособиях по данной теме
  • Повышение эффективности усвоения учебного материала
  • Развитие наглядно-образного мышления
  • Помощь в достижении развивающих задач урока.

Ход урока

I. Oргмомент.

II. Погружение в тему.

1. Работа над понятием романтизм

2. составление опорной таблицы.

III. Основная часть.

1. Лермонтов и Кавказ

2. Работа по группам 1-2

3. Подбор ассоциаций к картинам

4. Работа по группам 1-4

IV. Подведение итогов. Просмотр Презентации. И составление кластера.

V. Домашнее задание. Выставление оценок.

1. Организационный момент.

Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока “Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”. Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя новое.

2. Погружение в тему.

  • Учитель: Вспомните и назовите основные течения в литературе конца XVIII - начала XIX веков? Слайд 2
  • Кого из представителей сентиментализма вы можете назвать? Какое произведение он написал? Слайд 3
  • Какие основные черты сентиментализма вы можете вспомнить.?
  • Кого из представителей романтизма вы можете вспомнить? Слайд 4
  • Отметьте черты, которые, по вашему мнению, будут характерны для романтизма?
  • (работа с раздаточным материалом) слайд  5-7 Приложение №1
  • Приоритет личной жизни, интерес к простому человеку.
  • Субъективность повествования.
  • Герой - второе “Я” писателя.
  • Культ чувства.
  • Культ личности.
  • Столкновение исключительной личности и государства.
  • Внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроение героев; неоднозначность характера.
  • Герой-мечтатель, живущий в выдуманном мире или герой-бунтарь, призывающий к активной борьбе “за угнетённую свободу человека”.
  • Субъективное повествование, неоднозначная авторская позиция.
  • Повесть, дневник, письма.
  • Показать несовершенство окружающего мира и идеальность созданного мира, к которому надо стремиться.
  • Сострадать, пробуждать лучшие чувства.
  • Поэма, баллада, элегия, роман, повесть

Составление таблицы. Слайд 8

Приложение №2

Основные черты Романтизм
основной пафос  
Взаимоотношение личности и государства  
Изображение героя  
Авторская позиция  
Ведущие жанры  
Роль литературы  

III. Основная часть.

Учитель: и так тема нашего урока. Мцыри- романтический герой. Мы должны посмотреть на образ Мцыри через призму романтизма и найти черты характера, приёмы создания образа, которые нам позволят сказать: “Да перед нами романтический герой!” слайд 9-10

Где происходит действие в поэме “Мцыри”? слайд 11

Рассмотрите картины, написанные М.Ю. Лермотовым слайды 12-15

Как вы думаете, чем Кавказ привлекал поэта? Почему Лермонтов так любил этот край? слайд 16

РАБОТА ПО ГРУППАМ 1-2

Слайд 17-19

Задание для групп

1 группа

МЦЫРИ - в переводе с грузинского языка значит послушник в монастыре, пришелец, чужеземец, чужак.

Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?

2 группа:

Восстановите сюжет:

  1. Русский генерал привёз пленного ребёнка.
  2. Жизнь мальчика в монастыре.
  3. Бегство из монастыря.
  4. Три дня полных жизни.
  5. Возвращение в монастырь
  6. Исповедь героя.
  7. Смерть героя.

Гимнастика для глаз

1.  Поморгать глазами

2. Вытянуть правую руку перед собой. Зафиксировать взгляд нона ногте среднего пальца. Медленно приближайте кисть к носу и так же медленно приведите её в исходное положение. Повторите 5 раз

3. Мысленно скажите спасибо своим глазам.

Подберите два противоположных понятия, которые бы охарактеризовали жизнь героя и его стремления? слайд 20

РАБОТА ПО ГРУППАМ 1-4 и раздаточным материалом Приложение №3

Вопросы к тексту:

1 группа

  1. Вспомните, какие события произошли с Мцыри на воле?
  2. Найдите и зачитайте описание природы Кавказа, которую мы видим глазами Мцыри.
  3. Как это его характеризует?

2 группа

  1. Какие чувства охватывают Мцыри при виде кавказкой природы?
  2. Какие воспоминания о Родине (гл.7) приходят к нему ?
  3. Почему герой стремится на Родину?

3 группа

  1. Что услышал Мцыри, когда наклонился испить горной воды?
  2. Найдите описание грузинской девушки.
  3. Какие чувства испытал герой при встрече с грузинкой?
  4. К какому выводу он приходит?

4 группа

  1. Найдите описание встречи с барсом.
  2. Почему, встретившись с барсом, безоружный герой вступает в схватку с ним?
  3. Какие качества характера Мцыри проявляются в этом эпизоде?

Слайд 21-22

IV. Подведение итогов.

Просмотр Презентации. И составление кластера.

Слайд 23-35

V.Домашнее задание.

Выставление оценок. Слайд 36