Урок английского языка по теме "Спорт и здоровый образ жизни"

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Посеешь поступок – пожнёшь привычку
Посеешь привычку – пожнёшь характер
Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

китайская поговорка

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с этой вереницей событий, но никогда не знаешь, каким будет результат. Для того чтобы был хороший результат, необходимо приложить максимум усилий. В педагогической профессии всё именно так. Чем больше учитель знает и умеет, тем лучше будет результат. Ведь современный учитель – это фокусник, он постоянно должен удивлять, импровизировать, заинтересовывать публику. Учитель должен быть компетентным, творчески подходить к делу, любить детей, быть добрым и весёлым, стремиться к самосовершенствованию. Одним словом, должен быть профессионалом своего дела. Профессионализм – совокупность особенностей педагога, позволяющих решать профессиональные задачи и преобразовывать собственную профессиональную деятельность в соответствии с ситуацией. А современные технологии меняются со скоростью света и нужно за ними успеть, т.е. современный учитель должен быть ещё и мобильным, быстро овладевать современными технологиями, чтобы идти в ногу со временем. Стоя на пороге “новой школы” мы пониманием, что без современных технологий и иностранных языков процесс модернизации образования не пойдёт.

Значительное расширение международных контактов в различных сферах человеческой деятельности, наблюдавшееся в России с 1990-х годов, существенно повлияло на изменение потребностей и целей овладения языками международного общения. В результате формирование иноязычной коммуникативной компетенции стало одной из основных целей обучения иностранным языкам (ИЯ). Это, в свою очередь, послужило мощным стимулом появления ряда научных проблем в области теории и методики обучения ИЯ, посвящённых изучению формирования различных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции и возможных форм её контроля.

Коммуникативная компетенция, по словам Гольсковой Н.Д. и Гез. Н.И.,- “есть способность человека понимать и порождать иноязычные высказывания в разнообразных детерминированных ситуациях с учётом лингвистических и социальных правил, которых придерживаются носители языка”.

Формирование коммуникативной компетенции достигается в процессе активной речевой деятельности учащихся, организуемой учителем на занятии. Но как сформировать стойкую положительную мотивацию учеников в отношении иностранного языка. Использование на занятиях различных технических средств обучения и телекоммуникационных сетей является одним из самых привлекательных и эффективных средств обучения иностранному языку в школах. Отсюда вытекает острая необходимость организовать соответствующую работу с различными техническими средствами обучения и телекоммуникационными сетями на уроках иностранного языка. Целями и задачами такой работы являются: получение страноведческой информации, совершенствования навыков аудирования, говорения и, что не менее важно, развитие эстетического вкуса у учеников.

Проблема использования технических средств обучения и телекоммуникационных сетей для формирования коммуникативной компетенции школьников получила развитие в трудах Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Я.М. Колкер, Е.С. Устиновой, Т.М. Еналиевой, Е.И. Пассова, Е.А.Маслыко, О.С. Воробьёвой, Ю.И. Верисокина, Н.Н. Болдырева, П.В. Сысоева, В.П. Васильева, Р.П. Мельруд и многих других.

Анализ имеющегося психолого-педагогического и методического опыта позволяет сделать следующий вывод: коммуникативная компетенция учащегося - совокупность знаний, умений и навыков, владение которыми позволяет им приобщаться к этнолингвокультурным ценностям страны изучаемого языка и практически пользоваться иностранным языком в ситуациях межкультурного взаимопонимания и познания. Использование технических средств обучения и телекоммуникационных сетей на занятиях по иностранному языку благоприятно сказывается на формировании коммуникативной компетенции учащихся, расширяет их страноведческие знания, совершенствует навыки аудирования, говорения, способствует развитию эстетического вкуса у учащихся.

Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы преподавателя, активизирующих внимание. Одной из них считается работа с техническими средствами и телекоммуникационными сетями. Это – эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание учащихся, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения. В условиях, когда нет языковой практики, а учиться языку лучше на примерах образцовой английской речи. Использование различных технических средств и телекоммуникационных сетей на занятиях по английскому языку позволяет раздвинуть рамки учебников и стены аудитории и с помощью этих средств визуально создать себе языковую среду.

Основными техническими средствами, которые могут применяться на занятиях по иностранному языку: лингафонное устройство, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, DVD-плеер, компьютер.

Мною была поставлена задача – разработать модель формирования коммуникативной компетенции учащихся на основе использования ТСО и телекоммуникационных сетей и провести эксперимент для выявления её эффективности.

В основу педагогического эксперимента положена медиатехнология.

Педагогический эксперимент включает в себя несколько этапов.

Задача констатирующего этапа: определить исходный уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся 5-х классов в процессе обучения по традиционной схеме.

Исходный уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся, т.е. наличие знаний, умений, навыков по теме, возможно установить, анализируя продукты деятельности учащихся.

Диагностика уровня обученности школьников осуществлялась с помощью теста, основанного на пройденном материале по теме “Моя семья”. Показателями послужили результаты предложенного контрольного теста.

Методами диагностирования послужили:

  • учебные тексты по теме “Моя семья”;
  • критериально-ориентировочный тест;
  • текущее оценивание;
  • итоговое оценивание.

Ученики могут обладать тремя уровнями обученности иностранного языка.

Требования к содержанию уровней:

А) Оптимальный уровень обученности английскому языку по теме “моя семья”.

Ученики не испытывают затруднений при:

  • заполнении генеалогического дерева семьи;
  • ответах на вопросы к тексту;
  • сопоставлении слов и их дефиниций;
  • подборе слов по смыслу предложений;
  • выполнении упражнений по пройденному лексико-грамматическому материалу;
  • чтении про себя с полным пониманием текста.

60 баллов и более за выполненную работу свидетельствует о достижении оптимального уровня обученности иностранному языку (наличие ЗУН по пройденному материалу).

Б) Достаточный уровень обученности английскому языку по теме “Моя семья”.

Ученики испытывают некоторые затруднения при:

  • чтении про себя с полным пониманием текста.
  • заполнении генеалогического дерева семьи;
  • ответах на вопросы к тексту;
  • сопоставлении слов и их дефиниций;
  • подборе слов по смыслу предложений;
  • выполнении упражнений по пройденному лексико-грамматическому материалу;

От 30 до 60 баллов за выполненную работу свидетельствует о достижении достаточного уровня обученности английскому языку по теме “Моя семья”.

В) Недостаточный уровень обученности английского языку по теме “Моя семья”.

Ученики испытывают значительные затруднения при:

  • дополнении ассоциаций;
  • подборе глаголов по смыслу предложений;
  • образовании сложных существительных;
  • заполнении таблицы по пройденному лексико-грамматическому материалу;
  • чтении про себя с полным пониманием текста.

30 баллов и менее за выполненную работу свидетельствуют о достижении недостаточного уровня обученности английскому языку по пройденной теме.

Во время формирующего этапа педагогического эксперимента будут решаться следующие задачи:

  • создание положительного, эмоционального фона на занятиях в группе;
  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса;
  • получение страноведческой информации;
  • совершенствование навыков аудирования, говорения;
  • развитие эстетического вкуса у учащихся и т.д.

Задача контрольного этапа педагогического эксперимента – определить уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся при использовании в учебном процессе технических средств обучения.

Контрольно-ориентировочный тест по выявлению уровня обученности учащихся английскому языку.

Был проведён контрольно-ориентировочной тест. В тестировании приняли участие 64 человека, учащиеся 5 классов.

Итак, полученные результаты дали возможность установить 3 уровня обученности учащихся:

  • Группа А – оптимальный уровень (12,5 %)
  • Группа Б – допустимый уровень (32,8 %)
  • Группа В – недопустимый уровень (54,7 %)
  • Более 60 баллов – оптимальный уровень;
  • От 30 до 60 баллов – допустимый уровень;
  • Менее 30 баллов – недопустимый уровень.

Формирующий этап

Во время формирующего этапа педагогического эксперимента решались следующие задачи:

  • создание положительного, эмоционального фона на занятиях в группе;
  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса;
  • получение страноведческой информации;
  • совершенствование навыков аудирования, говорения;
  • развитие эстетического вкуса у учащихся;
  • использование метода проектов на уроке.

На занятиях по английскому языку большое внимание уделялось использование технических средств обучения как средству приобщения учащихся к культуре иноязычной страны. Для повышения уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся на занятиях использовались технические средства обучения для просмотра фильмов. Была выполнена работа с двумя фильмами, вполне соответствующими уровню развития и интереса учащихся, легки в языковом отношении, имеющие ясную логическую структуру.

Особое внимание уделялось повышению уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся. Учитывая данный факт, на занятиях были созданы условия для развития следующих ЗУН учащихся:

  • способность учащихся правильно конструировать грамматические нормы в соответствии с нормами английского языка языка;
  • умение осуществлять выбор лингвистической нормы и способы языкового выражения;
  • способность использовать определённую стратегию и тактику общения для конструирования и интерпретации различных текстов;
  • обладание учащимися национальной, культурной спецификой страны изучаемого языка и умение строить своё речевое общение в соответствии с этой спецификой;
  • умение учащихся ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею;
  • умение компенсировать недостаточность знаний языка, речи, социального опыта в иноязычной среде.

С этой же целью были использованы разные стратегии и приёмы работы с фильмом:

  • упражнения и задания перед просмотром фильмов:
  • составление ассоциограмм;
  • что мы знаем о...?
  • обсуждение названия фильма.
  • упражнения и задания во время показа фильма:
  • сделать рисунок одного кадра;
  • отразить в таблице всю информацию, полученную из фильма и др.
  • упражнения после презентации фильма:
  • обсуждение характеров и поведения героев;
  • ролевая игра по фильму;
  • перенесение событий в российскую действительность;
  • написание биографии главных героев;
  • разработка и выполнение проектов и др.

При анализе условий в конкретном классе учитывалось следующее:

  • в каком объёме учащиеся владеют иностранным языком;
  • какой жизненный опыт и какие знания, особенно в отношении тематики фильма, имеются у учащиеся на момент просмотра фильма;
  • какую дополнительную информацию необходимо сообщить учащимся для понимания фильма;
  • какое оборудование необходимо для просмотра фильма.

Контрольный этап

Задача контрольного этапа педагогического эксперимента – определить уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся при использовании в учебном процессе технических средств обучения.

Был использован тот же критерий, что и во время констатирующего этапа педагогического эксперимента. Показателем послужило не только выполнение предложенного контрольных заданий к учебным фильмам.

Кроме того, при выполнении контрольных заданий учащиеся демонстрировали навыки, которые свидетельствуют о формировании коммуникативной компетенции:

  • способность учащихся правильно конструировать грамматические нормы;
  • умение осуществлять выбор лингвистической нормы и способы языкового выражения;
  • умение строить своё речевое высказывание в соответствии со спецификой английского языка;
  • умение учащихся ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею;

Конечно, вышеперечисленные умения и навыки у каждого учащегося проявлялась в разной степени, но их наличие уже свидетельствует о том, что исследование проводилось в нужном направлении и оказало своё положительное влияние. Результаты контрольного этапа отображены в приложении.

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа убедительно доказывает, что уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся существенно повысился.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование технических средств обучения на уроках английского языка позволило повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся, что и являлось целью исследования.

Приложение.