Познавательно-исследовательский проект «Гордись своим именем, улица!»

Разделы: Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип проекта: познавательно-исследовательский детско-родительский

Актуальность:  У каждого человека есть дом – место, где ему уютно и хорошо, где его всегда ждут. Город и район,  в котором мы живем, это тоже наш дом, только общий.
Проведенный среди воспитанников опрос показал, что у большинства исследуемых дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе. Дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, так как родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости.
Знакомство  с родным городом, улицами, с известными людьми, прославившими район, имеет неоценимое значение для познавательного, нравственного, социально-личностного  развития детей, формирует у детей чувства восхищения, гордости и любви к родному краю, помогает создавать условия для развития гражданских чувств.
Грамотно выстроенный педагогический процесс способен не просто дать полезную  информацию, но и сформировать познавательный интерес к истории родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к своим землякам.    Дошкольники должны знать, как устроена жизнь в районе, о людях, именами которых названы родные улицы, о достижениях предков и современников. И тогда они будут не только гордиться своим городом и районом, но и заботиться о нем.

Цель: осуществить совместную деятельность детей и взрослых по изучению Ленинского района г. Красноярска,  подвигов  земляков-красноярцев, в честь которых названы улицы района.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить детей с улицами Ленинского района, названными в честь земляков-героев;
    • расширить знания детей о подвиге земляков в Великой Отечественной войне;
    • обогатить словарный запас детей следующими словами: боевой подвиг, долг перед Родиной, герой, память людская, фронт.
    • познакомить детей с различными источниками нахождения информации.
  • Развивающие:
    • развивать у дошкольников самостоятельность, коммуникативные качества, умение добывать знания;
    • создать предметное пространство для организации познавательно-исследовательской деятельности в рамках тематики проекта.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за нашу Родину;
    • воспитывать у дошкольников чувства гордости и сопричастности к подвигу страны через поддержание интереса к истории своего города;
    • обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.

Исполнители проекта: педагогический коллектив ДОУ,  дети 6-7 лет, родители.

Этапы реализации:

I. Подготовительный – март
II. Основной – октябрь-апрель
III. Заключительный – май

Работа с родителями – открытые занятия, составление рассказов, участие в реализации проекта, организация экскурсии.

Ожидаемые результаты:

  • Для детей:
    • сформированность нравственно-патриотических чувств к истории, культуре, природе Ленинского района;
    • развитость связной монологической и диалогической речи воспитанников.
    • словарный запас детей пополнится следующими словами: боевой подвиг, долг перед Родиной, герой, память людская, фронт;
    • дети запомнят названия пяти улиц района: Борисевича, Храпова, Цукановой, Ивченко, Давыдова;
    • в результате реализации проекта у детей сформируются интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, воспитанники овладеют знаниями о городе Красноярске, о земляках, прославившихся подвигами военных лет, вербальными и невербальными средствами общения и способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, правилами поведения в общественных местах.
  • Для педагогов:
    • на этапах реализации проекта педагоги разработают авторские конспекты бесед с детьми: «История нашего города», «Современный Красноярск», «Достопримечательности нашего города», «Район, в котором мы живем», «Памятные места нашего города», «Какие улицы нашего района мы знаем?», «Какие улицы названы в честь земляков-красноярцев?».
    • повышение педагогической компетентности и мотивации при организации воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
  • Для родителей:
    • активное участие родителей в тематических праздниках и выставках, проводимых в рамках реализации проекта;
    • оказание помощи в организации и проведении экскурсий и целевых прогулок.
    • Организованный коллективный субботник.

Продукт: карта Ленинского района с обозначением улиц, названных в честь героев красноярцев.

Данный проект может быть реализован в дошкольных образовательных учреждениях различных типов, предусматривает творческий подход к реализации с учетом регионального компонента.

Содержание проекта

Этапы:

I. Подготовительный этап

1. Составление плана проекта.
2. Подготовка теоретического и практического материала.

II. Основной этап

Познание:

  1. Проведение цикла познавательных занятий и бесед на темы: «История нашего города», «Достопримечательности нашего города», «Район, в котором мы живем», «Какие улицы нашего района мы знаем?», «Какие улицы названы в честь земляков красноярцев?»
  2. Рассказ воспитателя об истории Ленинского района
  3. Беседа «Никто не забыт, ничто не забыто»
  4. Презентация «Героические подвиги людей в годы войны»
  5. Работа со схемой микрорайона – упражнения в ориентировке (Приложение 1)
  6. Консультация для родителей «Воспитание маленького патриота»; (Приложение 2)

Социализация:

  1. Показ презентации на тему «Мой Красноярск»
  2. Рассматривание открыток, фотографий Ленинского района
  3. Совместное оформление фотовыставки «Как служили наши деды»

Коммуникация:

  1. Составление творческих рассказов «Мой Ленинский район» (с использованием картинно-графической схемы) (Приложение 1)
  2. Экскурсия в музей боевой славы МОУ СШ № 148
  3. Пешая экскурсия по улице Борисевича
  4. Экскурсия в музей «Мемориал Победы»

Чтение художественной литературы:

  1. Знакомство с детской художественной литературой о Великой Отечественной войне:
  2. Е. Благина «Шинель», А.Митяев «Дедушкин орден», Ю.Коваль «Выстрел», К.Чибисов «Вечный огонь», Е.Карасев «Город – герой»
  3. «Наши отважные земляки Красноярцы» (Приложение 3)
  4. Разучивание стихов о ВОВ»
  5. Рассматривание альбома «Награды Родины», плакатов военного времени

Безопасность:

  1. Беседа о правилах поведения на улице
  2. Д/игра «Назови домашний адрес»
  3. Изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевой игры «Пешеходы и пассажиры»
  4. Изготовление знаков дорожного движения

Художественное творчество:

  1. Аппликация «Мой район», «Дома на нашей улице»
  2. Рассматривание карты Ленинского района»
  3. Рисование «Моя улица», «Чтобы не было войны»
  4. Изготовление макета «Улица, на которой я живу"
  5. Сочинение на тему «Моя малая родина» (Приложение 4)

Игровая деятельность:

  1. Д/и «Путешествие по району»
  2. Разрезные картинки, пазлы
  3. Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Гараж», «Магазин» и др
  4. Игра-викторина с родителями «Знаете ли вы Ленинский район?»

Трудовая деятельность:

  1. Оформление фотоальбома «Ленинский район»
  2. Рисование на тему «Я рисую свою улицу»
  3. Проведение субботника с родителями (уборка участков, озеленение территории ДОУ)

Музыка:

  1. Проведение тематических праздников: «День защитника Отчества», «День Победы»

Предметно-пространственная среда:

  1. Оформление мини-центра «Наш Ленинский район (карта и фотографии Ленинского района, графическая схема микрорайона, макет «Улица, на которой я живу», коллаж детского художественного творчества «Мой район», альбом «Земляки герои»);
  2. Организация развивающей среды в ходе цикла занятий по ознакомлению детей с правилами дорожного движения через создание макета «Улица, на которой я живу», оформление «дорожного перекрестка» знаками дорожного движения, рабочей формой, жезлом регулировщика и игрушечными машинами;
  3. Оформление тематической выставки детской художественной литературы о Великой Отечественной войне.

III. Заключительный этап

Трудовая деятельность:

  1. Изготовление карты Ленинского района с обозначением улиц, названных в честь героев красноярцев.

Защита проекта  (слайд 1):

Мы приглашаем в гости Вас       
В любимый наш район,
Недлинным будет наш рассказ,
И эти строки все о нем.
(слайд 2)
Про Ленинский район скажу,    
Про Родину мою!
Я всем на свете докажу,
Как свой район люблю.
(слайд 3)
Здесь улиц много знаменитых,
И посмотреть в округе много чего есть.
Здесь имена героев не забыты,
И улицы наречены в их честь.
(слайд 4)
Марии Цукановой – память людская,
Геройски на фронте погибла она.
Солдатов лечила собой прикрывая,
Так многие жизни Мария  спасла.
(слайд 5)
Иван Борисевич – солдат знаменитый!
Сражался с врагами сержант молодой.
Не счесть, сколько танков им было подбито,
Поклон ему низкий, он вечно герой!
(слайд 6)
Леонида Храпова – солдата
Помнят люди, подвиг не забыт.
Жизнь свою отдал, чтоб когда-то
Мы  с тобою в мире могли жить.
(слайд 7)
На фронте служил Давыдов Семен,
Командовал целой дивизией он.
Геройские подвиги он совершил,
Медали за храбрость он получил.
(слайд 8)
Михаилу Ивченко – поклон             
В окопе вражеском погиб солдат отважный.
Был вражеским  сожжен огнем,
И удостоен звания героя дважды.
(слайд 9)
Теперь мы улицы в районе знаем,  
На нашей карте можем показать.
Мы изготовили ее руками,
Чтоб улицы – герои знать.
(слайд 10)
Людская память вечно помнит милых
Отцов, дедов, любимых сыновей.
Забыть она солдат войны не в силах,
Что жизнь отдали Родине своей.
(слайд 11)
Теперь мы знаем все улицы,             
В районе, в котором живем,                           
Гордись своим именем, улица!
Гордись земляками район!
(слайд 12)

Список литературы:

  1. «Мой Красноярск». Народная энциклопедия. htt:// region.krasu.ru/;
  2. «Красноярские кварталы» сл. Н. Анишина, муз. Н. Черемных.