Кадетские корпуса России. История создания

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, чувства сопричастности к судьбе отечества, формирование нравственной позиции у воспитанниц.

Задачи:

  • Образовательные:
    • систематизировать  знания об историческом прошлом России;
    • обозначить основные этапы развития кадетских корпусов   в России.
  • Воспитательные:
    • формировать гражданско-патриотическое сознание;
    • развивать чувство сопричастности к судьбе отечества;
    • формировать нравственную  позицию у воспитанниц к учреждению, в котором они обучаются.
  • Развивающие:
    • сплотить коллектив класса через групповое взаимодействие, индивидуальное отношение каждой воспитанницы к событиям;
    • создать комфортный психологический  микроклимат.

Педагогические технологии:технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально -психологической основе В. А. Сухомлинский ; проблемное обучение Л. Выготский, Л. Занков; технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе  С. Лысенкова, С. Соловейчик.

Подготовительная работа:

  • поиск информации;
  • создание презентации,   подбор картинок;
  • ведущим  и воспитанницам раздать и выучить тексты;

Время занятия: 40 минут.

Форма проведения:  групповая и индивидуальная работа.

Методическое оснащение занятия: презентация «Кадетские корпуса России. История создания».

Аппаратное и программное оснащение: ПК, Microsoft Power Point, мультимедийный проектор.

Дата проведения: 17  февраля 2012 года.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Основная часть

Классный руководитель: Все вы учитесь в Пансионе воспитанниц министерства обороны.   
– Кто знает как оно было образовано? (Ответы воспитанниц).
– Наше учреждение не так молодо как кажется. История его создания началась задолго до вашего рождения. Разобраться в этих насущных вопросах помогут наши ведущие Павловская Александра и Фридман Любовь.

(Ведущие занимают свои места)

Ведущий 1: Сегодня мы с вами прикоснемся к истории создания кадетских корпусов. А поможет нам в этом наш добрый друг «Толковый словарь».

Ведущий 2: Кадет (фр. – младший, несовершеннолетний) – так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства их в 1-й офицерский чин.

Ведущий 1: Слово кадет происходит от уменьшительного “капдет” на гасконском наречии, производного от латинского “капителлеум”, что буквально значит “маленький капитан” или “маленький глава”. Французские “кадеты”, собранные в специальные школы, и стали провозвестниками будущих кадетских корпусов в Пруссии и России.

Ведущий 2: С чего же все начиналось?

Доклад воспитанниц.

1 воспитанница: Когда в 1689 г. Петр был провозглашен императором, одной из его первоочередных задач стала забота о создании в России постоянного войска с грамотным командным составом и защите государства от внешних врагов. Петр сознавал, что, привлекая на службу в российскую армию иностранцев и посылая молодых российских дворян для обучения военному делу за границу, он не решит полностью проблемы подготовки военных кадров для российской армии.

2 воспитанница: До Петра I в России школами, готовящими офицеров для армии, служили два гвардейских полка: Преображенский и Семеновский – для пехоты и Лейб-Регимент – для конницы. Там молодые дворяне проходили солдатскую службу и достигали сержантского чина, который позволял получить низшее офицерское звание (прапорщика или корнета) при выходе из гвардии в армию.

3 воспитанница: В 1701 г. Петр основал в Москве “Школу математических и навигацких наук” (с 1715 г. – Академия морской гвардии, впоследствии преобразованная в Морской кадетский корпус), которая, по словам самого Петра, была “нужна не только к морскому ходу, но и артиллерии и инжинерству”. Эта школа до 1706 года состояла в ведении Оружейной палаты, а потом была подчинена Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов от 12- до 17-летнего возраста; впоследствии принимались даже 20-летние; комплект учащихся был определен в 500 человек, причем те из них, кто имел более пяти крестьянских дворов, содержались на собственный счет, а все прочие получали от казны «кормовые» деньги».

4 воспитанница: Примерно в это же время возникают специальные инженерные и артиллерийские школы. В 1712 г. в Москве создается инженерная школа на 23 ученика. В С.-Петербурге в 1719 г. также образуется инженерная школа, которая в 1723 году была объединена с переведенной в Санкт-Петербург московской школой. Что касается артиллерийских школ, то, кроме школы, существовавшей при бомбардирской роте, в 1712 году в Санкт-Петербурге была учреждена школа при артиллерийском полку.

1 воспитанница: Однако все перечисленные выше военно-учебные заведения не могли в должном количестве и с надлежащим качеством обеспечить в 20-х гг. XVIII в. подготовку офицерских кадров для армии и флота России. Это понимала и императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 г. и откликнувшаяся на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского учредить в России кадетский корпус.

2 воспитанница: В указе об учреждении кадетского корпуса, подготовленном при непосредственном участии императрицы Анны Иоанновны, говорилось: “Вечно достойныя памяти дядя наш, государь Петр Великий император, неусыпными своими трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие российское действия свои всему свету храбростию и искусством показало, а для произвождения определиено было указом его величества, все младшее шляхетство в гвардию с начала писать, и тем путем, яко школою, далее дослуживаться ... А понеже воинское дело поныне ще в настоящем добром порядке содержится... весьма нужно, дабы шляхетство от младых лето к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были. Того ради указали Мы: учредить Корпус Кадетов, состоящий из 200 шляхетских детей, от тринадцати до семнадцати лет, как Российских, так и Лифляндских и Эстляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам. А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, токож и в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение, того ради иметь при том учителей чужеземных языков, истории, географии, юриспруденции, танцованию, музыки и прочих полезных наук дабы видя природную склонность, по тому б и к учению определять... Для известия всему шляхетству, сей наш указ публиковать, дабы желающие явились в Сенате”.

3 воспитанница: Первоначально преподавание в корпусе велось по так называемой индивидуально-типовой системе обучения. Каждый кадет на текущий месяц получал от своего офицера-воспитателя расписание занятий с указанием, в котором часу, какой предмет и у какого преподавателя ему надлежит изучать. Устанавливался порядок прохождения учебных предметов. Кадету определялось число предметов, которыми он должен был заниматься. Обычно кадет занимался одновременно двумя-тремя предметами, посещая классы по расписанию и самостоятельно изучая заданный ему материал.

4 воспитанница: Преподаватель следил за тем, чтобы воспитанники не отвлекались, не мешали разговорами, смехом и хождениями. Ежемесячно преподаватели представляли директору корпуса рапорты об успеваемости. Материал на уроках объяснялся довольно редко, запоминать изучаемый материал требовалось путем зубрежки. Преподаватели, живо объяснявшие учебный материал, демонстрировавшие опыты, схемы, рисунки, были в первое время большой редкостью. На качестве обучения сказывалось пребывание кадетов в многочисленных командировках в посольства России, в отпусках по различным причинам. Для устройства домашних дел, свидания с престарелыми родителями отпускали на срок от 2-х до 3-х месяцев. Часто кадеты, прикидываясь больными, удлиняли свой отпуск. В таких отпусках бывало одновременно до 40-50 человек .

Ведущий 1: Методы обучения были несовершенными, пребывание в каждом классе не ограничивалось определенным сроком. Как только кадет усваивал изучаемую им программу по какому-либо из предметов, он переходил к следующему предмету и изучал его, пока преподаватели не находили его знания достаточными. В зависимости от успехов каждый кадет в любое время мог быть переведен в следующий класс.

Ведущий 2: 15 декабря 1752 г. в Санкт-Петербурге учреждается Морской кадетский корпус. С 14 января 1701 г. – Школа математических и навигацких наук. С 15 декабря 1752 г. – Морской шляхетский кадетский корпус. С 1762 г. – Морской кадетский корпус. С 1867 г. – Морское училище. С 1891 г. – Морской кадетский корпус.

25 октября 1762 г. по указу Екатерины II (1762 – 1796) на базе Соединенной артиллерийской и инженерной школы создается Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус (с 1800 г. – 2-й кадетский корпус) для подготовки офицеров для артиллерийских и инженерных частей. Корпус просуществовал до революции 1917 г. Последнее его наименование: “2-й кадетский императора Петра Великого корпус”. Корпус создавался по инициативе и при непосредственном участии генерал-фельдцейхмейстера П.И. Шувалова.

Ведущий 1: К началу царствования императора Александра I (1801-1825) в России существовало четыре военно-учебных заведения для подготовки офицерских кадровый атрицей.

1 воспитанница: В царской России с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. “Корпуса кадет шляхетских” и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов.

2 воспитанница: Слово “кадет”, означавшее с 30-х гг. XVIII в. и в русском языке воспитанника военно-учебного заведения, не потеряло своего значения и в советское время. В трудные для Советского Союза годы Великой Отечественной войны  были созданы специальные военно-учебные заведения, которые должны были дать возможность детям получить наряду со средним образованием военные и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил и последующей службы в офицерских званиях.
Училища создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России, и им присваивались названия “суворовские” в честь великого русского полководца генералиссимуса Суворова Александра Васильевича.

Классный руководитель: Спасибо, сегодня мы узнали много нового. Теперь вы знаете особенности создания кадетских учреждений, и я предлагаю вам составить перечень обязанностей кадета.

Воспитанницы делятся на 4 команды по 5 человек в каждой и составляют перечень, который потом зачитывается.

Классный руководитель: Вы все прекрасно справились с заданием, давайте сверим ваши версии с теми обязанностями, которые  должны были соблюдать кадеты.

Ведущий 1: На рубеже 18-19 в.в. были сформулированы основные обязанности кадета.

  • кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и внутренних;
  • каждому кадету надлежит быть благочестивым, правдивым во всем, беспрекословно подчиняться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые бывают подчас неизбежны;
  • кадет обязан строго и точно соблюдать военную дисциплину и порядок;
  • каждый кадет должен иметь и вне корпуса бравый и молодецкий вид.

III. Подведение итогов

Классный руководитель: В заключении мне бы хотелось сказать следующие слова, которые некогда офицеры  говорили кадетам:

«Ты будешь тверд, как сталь, и чист, как золото. Ты будешь относиться с уважением к слабому и сделаешься его защитником. Ты будешь любить страну, в которой родился. Ты не отступишь перед врагом. Ты не будешь лгать и останешься верным данному слову. Ты будешь щедр и будешь всем благоволить. Ты везде и всюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла».

Источники: