"Самостоятельность как необходимое качество успешного человека" (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: раскрыть значение понятия самостоятельность и выявить его актуальность через анализ текста сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Задачи урока:

  • Когнитивная: углубить знания о литературной сказке, актуализировать понятие «политической сказки»;
  • Операциональная: развивать мыслительные  операции воспитанников; развивать  навык выразительного чтения; развивать внимание, память; развивать речевую компетенцию; формировать умение работать в группе и находить согласованные решения, умение высказывать собственное мнение и выслушивать мнение других;
  • Аксиологическая: способствовать формированию  нравственной ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей; воспитывать самостоятельность как качество, необходимое каждому современному человеку.

Вид урока:  метапредметный урок.

Тип урока: комбинированный урок.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

  • Познавательные: общеучебные (умение структуировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме), логические (анализ объектов с целью выделения признаков, выведение следствий, установление причинно-следственных связей);
  • Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, волевая саморегуляция;
  • Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормам  русского литературного языка, умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем,, умение строить взаимодействие и продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • Личностные: самоопределение, действие смыслообразования, действие, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Предварительная подготовка

Кадеты:

  • Прочитать сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (стр.263-273);
  • индивидуальное задание:  с помощью толковых словарей определить значение слов «самостоятельный», «самостоятельность», оформить в виде слайда к презентации.

Преподаватель:

  • Презентация
  • Карта урока (6 вариантов по количеству групп). (Приложения 4-9)
  • Шесть «Волшебных сундучков» с заданиями в конвертах: 1) в первом  конверте иголка с ниткой, пуговица, кусочек ткани; 2) во втором конверте – шнурки и картонный ботинок; 3) в третьем – отвертка, шуруп, маленькая дощечка.
  • Задание для проведения рефлексии: «солнышко» – фото кадет СПКУ и шесть наборов лучей с качествами характера (Приложения 2,3)

Оформление кабинета

  • В кабинете заранее полукругом расставлено шесть столов, за каждым столом три стула по количеству групп и числу участников в каждой группе.
  • На каждом столе «волшебный сундучок» с заданиями: 1) в первом  конверте иголка с ниткой, пуговица, кусочек ткани; 2) во втором конверте – шнурки и картонный ботинок; 3) в третьем – отвертка, шуруп, маленькая дощечка.
  • Мультимедийный проектор, презентация.
  • Шесть шляп: белая, черная, зеленая, синяя, красная, желтая.
  • Три медали «Победителю».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Целеполагание

1) Интрига

На доске появляется слово «САМ»

– Что вы можете сказать о слове «САМ». Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Местоимение, один, самостоятельность, самодостаточность, самолюбие, самолет, самовар и др.)
– Какой оттенок лексического значения объединяет все эти слова? (Кто-то что-то делает сам, то есть без помощи других)

2) Целеполагание

– Как вы думаете, почему сегодняшний урок литературы я начала с местоимения «САМ»?
– Кто может помочь нам разобраться  в этом понятии? (М.Е. Салтыков-Щедрин и герои его сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
– А почему для разговора о самостоятельности мы, читатели 21 века, взяли произведение, написанное почти 200 лет назад?  (Несмотря на время, произведение продолжает оставаться актуальным. Самостоятельность является важным качеством современного человека.)
– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Запись темы в карте урока: «Самостоятельность –  необходимое качество успешного современного человека».)
– Какие задачи вы можете решить для себя на этом уроке?  (На примерах текста сказки Салтыкова-Щедрина выяснить, что  такое самостоятельность, в чем заключается смысл этого  понятия; доказать актуальность  этого качества, столь необходимого каждому современному человеку)

II. Выяснение значения понятий «самостоятельность» и «зависимость»

3) Слово учителя

– Итак, мы говорим о самостоятельности. В каких  жизненных ситуациях вы уже встречались с этим понятием?
– Вспомните речевые ситуации. Какие устойчивые выражения (фразеологические обороты), связаны с этим понятием? (Сам себе голова, сам себе хозяин, сам себе господин, стоит на собственных ногах, живет своим умом, сам собой управляет  и другие). О чем говорят все эти выражения?
– Как  вы думаете, а что такое самостоятельность? Какого человека называют самостоятельным?
– А вот что говорят по этому поводу толковые словари.

4) Реализация индивидуального задания к уроку (выступление воспитанника)

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, «Толковый словарь русского языка» Т.Ф. Ефремовой

Самостоятельный –

1. Существующий отдельно от других, не находящийся в подчинении, в зависимости, независимый. Самостоятельная организация. Самостоятельное государство. Жить самостоятельно (нареч.).
2. Решительный, обладающий собственной инициативой, способный к независимым действиям, суждениям. Самостоятельный человек. Самостоятельное поведение.
3. Совершаемый собственными силами, без посторонние помощи или руководства. Самостоятельное сочинение, ученый труд.

– Вы видите, что это слово многозначное. Какое из значений этого слова будет интересовать нас сегодня на уроке?  (2. Решительный, обладающий собственной инициативой, способный к независимым действиям, суждениям. Самостоятельный человек.) Почему?
– Подберите к этому слову синонимы (независимый, свободный, инициативный)

III. Анализ содержания сказки

– Давайте обратимся к тексту сказки. В тексте произведения автор ни разу не употребил слово «самостоятельный». Но мы-то с вами умеем читать и видеть между строк (а именно этого и добивался Салтыков-Щедрин!).

1) Образ мужика (//левый блок таблицы в карте урока и на доске)

–  Как вы думаете, в каком герое сказки наиболее ярко проявилась самостоятельность? (Мужик.) Докажите примерами из текста. (Нарвал яблок, добыл картофелину, извлек огонь, сделал из собственных волос силок и поймал рябчика; суп в пригоршне сварил; выстроил корабль, доставил домой.)

Самостоятельность Зависимость
Мужик Генералы
Мужик

 

– Какой вывод вы можете сделать на основе сказанного? (Самостоятельный мужик может полностью обеспечить себе жизнь на необитаемом острове.) Запишите вывод в таблицу.

(Заполнение левого блока таблицы: запись вывода о самостоятельности мужика.)

2) Понятие зависимости.

– А какое человеческое качество можно противопоставить самостоятельности? (Пассивность, зависимость, подчиненность, беспомощность, бесхарактерность). Давайте возьмем за основу слово «зависимость». Объясните его лексическое значение.

Словарь С.И. Ожегова  объясняет это понятие так:

Зависимый –

1. Находящийся в чьем-либо подчинении, власти (зависеть от кого-то)
2. Обусловленный чужой волей, обстоятельствами (зависеть от чего-либо)

–  А с какими героями сказки соотносимо это понятие?  (Генералы; мужик)

3) Образы генералов (// правый верхний блок таблицы в карте урока)

– Приведите примеры несамостоятельности генералов. (Не могут найти, где восток, где запад; не могут нарвать яблок, влезть на дерево, наловить рыбы; думали, что еда на деревьях растет и булки сами родятся.)
– Как вы думаете, в какой зависимости находятся генералы? (Обстоятельства, лень, неумение и нежелание трудиться; крепостное право, общественный строй.)
–  К чему, по мнению Салтыкова-Щедрина, может привести такая зависимость, несамостоятельность? (Генералы умерли бы с голоду, хотя были окружены изобилием еды: протяни руку и возьми.)
– Только ли физическая смерть грозила генералам? (До физической смерти еще далеко, а вот нравственно они уже чуть было не погибли).
– Какой эпизод, на ваш взгляд, является тому доказательством? Давайте перечитаем его!
(Выразительное чтение эпизода  «озверения генералов», стр. 266)
– О чем говорит такое поведение генералов? К какому выводу вы пришли? (Несамостоятельные, ленивые генералы озверели бы или умерли бы от голода, даже находясь в изобилии. Несамостоятельность приводит  к нравственной и физической гибели.) Запишите вывод в таблицу. (Заполнение правого верхнего блока таблицы: запись вывода о зависимости, несамостоятельности генералов.)

4) Образ мужика (// правый нижний блок таблицы в карте урока)

– Но зависимость проявляется не только в образе генералов. А и в образе мужика. Приведите пример его несамостоятельности. (Сразу подчиняется, выполняет все приказы, не пробует убежать; себе  взял только одно самое кислое яблоко; генералам наготовил, сам не наелся; сам для себя изготовил веревку.)
– Объясните причины такого странного поведения. От чего зависел мужик? (Привычка подчиняться, крепостное право, общественный строй.)
– И отсюда напрашивается третий вывод. Какой? (Не всегда надо подчиняться, надо проявлять самостоятельность не только в действиях, но и в мыслях.) Запишите вывод в таблицу. (Заполнение правого нижнего блока таблицы: запись вывода о зависимости мужика.)

5) Вывод

– Таблица составлена, картина на лицо. Обобщим результаты наблюдений. К чему призывает нас, читателей 21 века, автор сказки  М.Е. Салтыков-Щедрин? Какой  вывод может сделать для себя современный читатель, лично каждый из вас? (Надо быть самостоятельным.) Для чего надо быть самостоятельным?
– Следовательно, несмотря на то, что сказка была написана около 200 лет назад, она продолжает оставаться актуальной. Значит, критикуя события своего времени – крепостное право, показывая, как оно уродует человеческую личность, мудрый писатель верил в будущего читателя – нового, самостоятельно думающего и самостоятельно действующего человека.

IV. Практическая работа с элементами занимательности (= физкультпауза)

– И хотя мы сегодня говорим о политической сказке,  все особенности сказочного жанра на лицо.  На прошлом уроке вы это доказали. А в сказке, как вы помните,  добрые молодцы всегда проходят испытания, да еще и троекратные. Настал и ваш черед потешить друг друга и честной народ  умениями да силушкой.
– На столах вы видите «волшебные сундучки». Откройте их! Достаньте и рассмотрите содержимое! (В каждом сундучке три конверта: в первом иголка с ниткой, пуговица, кусочек ткани; во втором – шнурки и картонный ботинок; в третьем – отвертка, шуруп, маленькая дощечка.) Как вы думаете, с какой целью все эти предметы оказались на нашем уроке? (Проверить вашу самостоятельность).

– Проверим, кто же из кадет 7 «Г» класса наиболее самостоятелен и  решит задачу, которая может возникнуть перед вами в самый неожиданный и порой самый неподходящий момент: пришить пуговицу, зашнуровать ботинки, закрутить винт. Распределите самостоятельно задания внутри группы и самостоятельно их выполните. Кто же будет первым? Время пошло! (Выполнение практического задания)
– Награждение победителей в каждом испытании медалями (три человека).

V. Анализ понятия «самостоятельность» с шести разных точек зрения («Шесть шляп»; работа  в мини-группах)

– Итак, вы выяснили лексическое значение слова «самостоятельный», рассмотрели проявление этого человеческого качества на примере литературных героев, испытали себя. А теперь давайте  подключим холодный расчет, яркие эмоции, творчество и рассмотрим это понятие с разных сторон методом «Шести шляп».

Задание: рассмотреть и проанализировать понятие «самостоятельность» с шести разных точек зрения: бесстрастная статистика, негатив, позитив, эмоциональная оценка, творчество, философский вывод.

1) Распределение заданий (Приложение 1)

1. Белая шляпа (белый стол): раскройте понятие «самостоятельность» с точки зрения сухих фактов. (Дайте толкование его лексического значения.)
2. Черная шляпа (черный стол): что плохого, негативного  в том, чтобы быть самостоятельным? Аргументируйте свой ответ.
3. Желтая шляпа (желтый стол): какие вы видите положительные, светлые стороны в том, чтобы быть самостоятельным. Аргументируйте свой ответ.
4. Красная шляпа (красный стол): какие чувства испытывали вы или могли бы испытать, будучи полностью самостоятельным человеком.  Аргументируйте свой ответ.
5. Зеленая шляпа (зеленый стол): пофантазируйте! Как, по-вашему, могли бы  развиваться  одни и те же ситуации у самостоятельного человека и несамостоятельного, зависимого? Аргументируйте свой ответ.
6. Синяя шляпа (синий стол): обобщите сказанное, сделайте вывод. Является ли самостоятельность важным качеством для современного человека? Хорошо или плохо быть самостоятельным?

2) Обсуждение задания  в группах в течение 2-3-х минут.

3) Выступление представителей групп. Синяя шляпа – вывод.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.

– Итак, сегодня на уроке, благодаря сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина, мы с вами подняли вопрос  самостоятельности. Давайте подведем итог сказанному и выясним, как вы поняли, что значит быть самостоятельным и насколько важно это качество для современного человека – кадета, мужчины, гражданина, будущего мужа, отца, защитника Родины.
На маркерной доске появляется «Солнышко», в центре которого вы видите  кадет СПКУ. (Фото кадет СПКУ, вырезанное в форме круга. Приложение 2). Но оно пока не светит. Чтобы солнышко засветило, надо подобрать к нему лучи. (Учитель раздает наборы лучей. Приложение 3). Возьмите эти лучики, каждый из которых  символизирует какое-то качество характера человека. Среди всех лучей выберите только те, которые, с вашей точки зрения, раскрывают понятие «самостоятельность».
(Лучи: решительность, карьеризм, жадность, инициативность, самолюбование, гордыня,  смелость, ответственность,  независимость, трудолюбие)

– Прикрепите к солнышку по одному лучику от каждой группы и объясните, почему именно этот лучик, а значит, это качество, вы выбрали.  (Воспитанники прикрепляют лучи к «солнышку» на магнитную доску, объясняя свой выбор.)
– Солнышко засветило, потому что вы поняли, что значит быть самостоятельным человеком.
– Подведите итог уроку. Выполнили ли вы поставленные задачи? С какими знаниями вы выйдите с урока?

VII. Задание на самоподготовку

Представьте, что вы попали в одну из перечисленных ниже  ситуаций. Напишите, что бы вы почувствовали и что бы вы предприняли, чтобы благополучно выйти из этой ситуации.

1 группа – в увольнении вы пошли провожать домой девочку, город хорошо не знаете и обратную дорогу до СПКУ тоже, телефон разрядился. (Приложение 4)
2 группа – вы один оказались в незнакомом городе, например, заснули в автобусе или поезде и вышли в совершенно чужом городе. (Приложение 5)
3 группа – вы оказались в чужой стране, например, отбились от группы экскурсантов и заблудились. (Приложение 6)
4 группа – вы пошли за грибами в лес и заблудились. (Приложение 7)
5 группа – вы с товарищем отправились в поход, а ваш товарищ в пути заболел. (Приложение 8)
6 группа – мама неожиданно уехала в командировку, и вы остались дома вдвоем с младшим братом на несколько дней. (Приложение 9)