Внеклассное мероприятие по математике «Математика вокруг нас» для студентов СПО 1-го курса

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели занятия:

  • расширить знания студентов;
  • развивать познавательный интерес, интеллект;
  • воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
  • показать необходимость знаний по математике в различных областях;
  • показать, что математика - уникальное средство познания красоты;
  • показать связь математики с музыкой.

План занятия:

  1. Вступительное слова преподавателя;
  2. Рассказ преподавателя: “Математика в музыке”
  3. Сообщение студента
  4. Занимательная часть
  5. Подведение итогов

Оборудование:

  1. Проектор
  2. Презентация № 1
  3. Презентация № 2

1. Вступительное слово преподавателя.

Математика – это не только стройная система законов, теорем, задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и в живых организмах, в атомах и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях.

Красота помогает с радостью воспринимать окружающий мир, математика даёт возможность осознать явления и упрочить знания о гармонии всего мира.

Изучая математику, мы открываем всё новые и новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии.

Когда раскрывается эффективность применения математических методов в различных областях науки, культуры, искусства, не ущемляется роль математики, не подменяется другими предметами, а, наоборот, повышается интерес к предмету, выявляется высокое значение математики, процесс познания её делается увлекательным.

2. Математика в музыке. Рассказ преподавателя. (презентация 1)

А знаете ли вы,
Что музыка приятная на слух
Законам математики подвластна.
Лечит, оздоравливает дух.
Как математика в музыку вошла,
Какими законами правит там она,
Кто первым математику и музыку соединил,
Кто на практике теорию музыки подтвердил.
Узнать вы можете сейчас,
Читая слайды презентации у нас.

Почтенный Пифагор отвергал оценку музыки, основанную на свидетельстве чувств. Он утверждал, что достоинства ее должны восприниматься умом, и потому судил о музыке не по слуху, а на основании математической гармонии и находил достаточным ограничить изучение музыки пределами одной октавы.

Необходимую, существенную связь музыки и числа обнаружили, как известно, еще пифагорейцы, которые, открыв числовые соотношения, лежащие в основе музыкальных созвучий, явились, собственно говоря, родоначальниками музыкальной теории.

Пифагор создал свою школу мудрости, положив в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Пифагорейский музыкальный строй, определивший на столетия судьбу европейской музыки, — это математика.

Высказывания знаменитостей

  • “Почтенный Пифагор отвергал оценку музыки, основанную на свидетельстве чувств. Он утверждал, что достоинства её должны восприниматься умом, и потому судил о музыке не по слуху, а на основании математической гармонии и находил достаточным ограничить изучение музыки пределами одной октавы.” (Плутарх)
  • “Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного   мыслительного процесса. " (Альберт Энштейн)
  • “Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая”.  (Готфрид Лейбниц)
  • “Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных связях и противоречиях, я пришёл к выводу, что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека и что между ними размещается всё, что человечество создало в области науки и искусства”. (Генрих Нейгауз)

Вывод:

Математика является ключом к тайнам мировоззрения. Использование    математической теории музыки позволяет создавать особую музыку, которая сдерживает и исцеляет болезни, обращает и приводит душевные страсти в спокойное состояние.

Сравнивая музыку и математику, мы делаем вывод, что математика, как наука, может развиваться без музыки. А музыка как искусство подчиняется многим законам математики и не может существовать без неё.

А какие выводы сделали бы вы, сравнивая математику и музыку?

- Математика нужна музыке для того, чтобы музыка звучала приятно.

- Математика нужна для гармонии в музыке.

- Математика приводит музыку в порядок, делает ее приятной для слуха.

- Математические законы  делают музыку лечебной.

3. Сообщение студента.

Музыковед Э.Розенов, проанализировав наиболее популярные и любимые произведения гениальных композиторов И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.В.Бетховена, Ф.Шопена, Р.Вагнера, М.И.Глинки, а также произведения народного творчества древнего происхождения, заметил, что моменты наиболее ярко выраженного эмоционального напряжения приходятся именно на точки золотого сечения. Искусствоведы составили подробные схемы, в которых содержится геометрический анализ великой музыки. Наиболее удачным в этом отношении примером является Хроматическая фантазия и Фуга ре минор И.С.Баха. Слушая это замечательное произведение, не только восторгаешься красотой музыки, но и чувствуешь ее скрытую музыкальную гармонию. А математика открывает еще одну грань гениальности великого композитора.

Этот рассказ о связи математики и музыки далеко не полный. В истории культуры достаточно много примеров, когда люди придумывали механические устройства для сочинения музыки. Это происходило и в средние века, и в наше время.

Известно, что и компьютеры сочиняют музыку. Правда, она довольно посредственна. В ней нет игры и свободного дыхания, которые трудно укладываются в математические каноны. До сих пор никому не удавалось найти алгоритм, порождающий простую и красивую мелодию. Мы просто не знаем, какое волшебство происходит в голове композитора, создающего неповторимую мелодию. Гениальное произведение - это результат вдохновения и мастерства его создателя. А еще своеобразная тайна, постичь которую порой невозможно. Решая задачи и слушая великую музыку, мы открываем в ней совершенство, простоту, гармонию и еще нечто такое, что неподвластно выражению словом.

4. Занимательная часть. Группа делится на две команды.

А теперь поговорим о связи математики с другими предметами. (презентация 2)

1 тур. Математика и литература.

Это интересно. Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.

"Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".

Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".

Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.

А теперь посмотрим, как вы сочетаете в себе знания математики литературы..

1. Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов:"Яд, мудрецом тебе предложенный, прими. Из рук же дурака, не принимай бальзама!" (Омар Хайям)

2. Какой русский писатель окончил физико-математический факультет? (А.С. Грибоедов)

3. В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова: "Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10 000)

4. Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)

5. Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? (Л.Н. Толстой)

6. "В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)

2 тур. Математика и русский язык.

Это интересно. В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра.

1. Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)

2. Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)

3. Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия)

4. У греков это натянутая тетива, а у нас? (гипотенуза)

5. Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень" ? (градус)

6. Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)

3 тур. Математика и музыка.

Сегодня мы с вами узнали о связи математики с музыкой, о том, что древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввёл понятие “ гамма” А теперь вопросы студентам.

1. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).

2. Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий ? (музыканты или дирижеры)

4 тур. Математика и русский язык.

1. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).

2. Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными ? (прямая, кривая, ломаная, касательная, секущая, наклонная)

3. Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа? (три!)

4. С буквой "и" - это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника. (катит-катет)

5 тур. Математика и история.

1. Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - * /)

2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами" (дроби)?

3. Сколько подвигов совершил Геракл? (12)

4. О какой науке Цицерон сказал: " Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне - для того, чтобы измерять земельные участки" ( геометрия)

5. Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось "в кружало и а правило". К помощи каких инструментов прибегли мастера? ( циркуль и линейка)

6. Почему в Египте строители пирамид использовали веревку с 12 узелками? (получался прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5)

6 тур. Математика и иностранный язык.

Это интересно. Произведение одного среднеазиатского астронома и математика (787-850) называлось "Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала". Переводчик перевел все слова, слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово - алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение.

1. Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)

2. Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)

3. Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия)

4. У греков это натянутая тетива, а у нас? (гипотенуза)

5. Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень" ? (градус)

6. Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)

Заключительный тур. Найди правильный ответ.

Вопрос Найди правильный ответ Правильный ответ
1. Имя учёного, сравнившего узоры художника и поэта с узорами математики Платон Харди
2. Один из основных законов красоты Арфа Симметрия
3. Великий учёный древности, по имени которого называли правильные многогранники Харди Платон
4. Раздел математики, изучающий форму, размеры, свойства различных фигур на плоскости и в пространстве. Геометрия Геометрия
5. Правильный гексаэдр. Пропорция Куб
6. Щипковый музыкальный инструмент. Симметрия Арфа
7. Основной закон гармонии. Куб Тетраэдр
8. Основной закон гармонии Тетраэдр  

5. Подведение итогов мероприятия. Объявляется конкурс на подготовку презентации по темам:

  • Математика и литература
  • Математика и живопись
  • Математика и архитектура