Ровесники степных пирамид – дольмены

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель: познакомить учащихся с особенностями дольменной археологической культуры.

Задачи: познакомиться с культурой дольменных погребений; продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать уже имеющимися знаниями; повысить интерес к древней истории родного края.

Оборудование: мультимедиа, карточки, тематическая выставка книг, макеты дольменов и рисунки учащихся

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного (карточка каждому учащемуся)

Угадай слова по теме “Майкопский курган”

  1. Фамилия русского археолога, открывшего курган в городе Майкопе.
  2. Способ захоронения племён майкопской культуры.
  3. Прежняя родина племён майкопской культуры.
  4. Фигурки каких животных найдены в майкопском кургане?
  5. Какие серебряные, золотые и глиняные предметы утвари были обнаружены в кургане?
  6. Что ещё находилось в кургане рядом с покойным?

III. Изучение нового материала

Слово учителя:

– На прошлом уроке мы начали знакомство с археологическими культурами древности. Первой культурой, изученной нами, стала майкопская археологическая культура. Тема сегодняшнего урока звучит так: “Дольменная культура”

– Какие сооружения древности называют степными пирамидами? Объясните, пожалуйста, значение слова “ровесник”. (Ровесник – человек одинакового возраста с кем-нибудь)

– Верно. Как вы думаете, можно ли применить это определение к неодушевлённым предметам, например, археологическим культурам?

– А возможно возникновение разных культур в одно время?

Конечно же, всё это возможно. Сегодня на уроке мы будем говорить ещё об одном, не менее удивительном явлении для Кубани, – о дольменах. На территории Краснодарского края – в теснинах заповедных мест, на склонах гор, в ущельях, в курганах, рядом с древними пещерами их более трёх тысяч. Можно найти даже целые городки из дольменов. Некоторые из них сохранились в первозданном виде, другие разрушены временем. Большая часть этих загадочных сооружений, как считал русский историк, исследователь дольменов Кавказа Юрий Воронов, относятся к XXIII – XX векам до новой эры, ко времени строительства египетских пирамид. Археологическая культура древних людей, строителей дольменов, получила название дольменной.

Некоторые из вас уже видели эти загадочные сооружения, другим только предстоит знакомство с ними. Представьте себе “домик” 1,5-2 метра высотой из пяти огромных, чудом вырубленных из скал плит (иногда до нескольких десятков тонн весом). В центре одной из них – портальной – будто огромным сверлом высверлено большое отверстие до 40 см в диаметре. Пролезть во внутрь “помещения” через такое отверстие мог лишь ребёнок или лилипут. Слово “дольмен” иноязычного происхождения, в переводе с английского означает “каменный стол” (слайд 2). Учёные-археологи установили, что на самом деле это погребальные сооружения древних, в которых хоронили по несколько покойников.

По мнению учёных, дольменам, как и курганам, от пяти до семи тысяч лет.

– Вспомните, какое важное открытие сделал человек в это время? (Была получена бронза)

Учащийся:

Ко времени строительства гробниц люди узнали свойства металлов и научились выплавлять орудия из меди и бронзы. Это давало им значительное преимущество: к примеру, медный топор оказался эффективнее каменного в 3 раза, производительность медного ножа превышала каменный в 6-7 раз, наиболее ощутимо выявилось преимущество меди при сверлении (в 20 раз быстрее). Однако в это время продолжали использовать и орудия из камня.

Основными занятиями населения были скотоводство и земледелие, а с техническим прогрессом в среде местных жителей появились новые профессии: литейщики, кузнецы, ювелиры, оружейные мастера. Жилища племен дольменной культуры были глинобитными, поэтому не сохранились. Вообще, поселений той эпохи известно крайне мало – около 10, а исследованы всего 5. Видимо, для древних строителей гораздо важнее было создать “вечное” погребальное сооружение, чем построить удобное жилище.

Учитель:

– Почему так? С чем это связано? Представим себе то далекое время. На небольшой территории соседствуют несколько разрозненных племен. Они далеко не всегда были настроены миролюбиво по отношению друг к другу. Частые стычки, войны за право существования и проживания на той территории вынуждали искать способ как-то утвердиться на земле предков. Земля с ее богатыми природными ресурсами была самым ценным, ее ценили выше человеческой жизни. Чем мог доказать тот или иной народ, что это земля его предков? Именно погребальные памятники, ставшие родовыми склепами и служили таким доказательством (слайд 3). По замыслу древних строителей дольмены должны были заявлять права собственности на землю вечно.

Мы говорим, что дольмены – ровесники степных курганов. Как вы думаете, что между ними общего? С какой целью строились дольмены? (С той же целью: сохранить память об умерших соплеменниках, которые в свою очередь должны были заботиться о живущих на земле)

Кто, когда, для чего строил эти циклопические хатки (поднять такую плиту и сейчас можно лишь специальным краном)? Как вырубались огромные, плоские, ровные, как поверхность стола, каменные плиты, как они транспортировались, с помощью какой техники сооружались?

Увы! Никто на эти вопросы не оставил ответа. Лишь мифы повествуют фантастические истории.

Заранее подготовленный 1 ученик:

– Когда в конце XVIII века черноморские казаки переселились на Кубань, они обнаружили древнейшие сооружения жившего здесь неизвестного народа. Это были громадные строения, сложенные из больших каменных глыб, которые могли, по их мнению, возвести только богатыри. По сложившейся у казаков легенде, эти строения, которым они дали название “богатырские хатки”, могли построить только богатыри. Вот предание об этих необычных каменных сооружениях.

Давно это было... Жило на Кавказе племя великанов. Были это сильные, приветливые, добрые существа. Они возделывали землю, пасли скот, поклонялись богам. И была их страна цветущей, богатой, радостной.

Почему-то на земле всё так странно устроено: рядом с прекрасным обязательно появится нечто противоположное. Появились в стране великанов карлики, шустрый, ловкий и хитрый народец. Трудно сейчас сказать, что привело их в горы, к великанам. Сказывают, прогнали их соседи за корысть, обман, подлость и непочтение к законам, правилам и богам.

– Бедные мы, бедные! – ныли карлики. – Пожалейте нас, мы остались без крова и пищи, без земли и одежды...

Пожалели их великаны, потеснились немного, дали им часть своих угодий, земли. Великаны были настолько добрыми, что решили для карликов построить каменные хатки. Вырубили из скал огромные плиты, взвалили их на плечи и отнесли в долины рек, к берегам озёр. На самых сухих, красивых местах построили они домики для карликов (слайд 4). Вместо дверей на передней плите пробили круглые отверстия, через которые карлики гордо выезжали на охоту верхом на вислоухих зайцах...

Чтобы окончательно приручить великанов, карлики, сговорившись, ослепили их, начали спаивать различным зельем, от которого мутился разум, сталкивали между собой. Но однажды великаны опомнились, разобрались в беде своей, стало им ясно, кто ослепил их, затуманил головы сказками о счастливом будущем.

– Мы лучше все погибнем, чем и впредь будем рабами неблагодарных карлов! – решили великаны.

Так оно и произошло. В долгой войне погибли и карлики, и великаны, а домики, эти “богатырские хатки”, остались до сегодняшнего дня.

Учитель:

– Несмотря на внешнюю схожесть, будто зодчие делали копии с одного образца, они имеют множество вариантов: составленные из огромных плит, круглые, наполовину или целиком выдолбленные в куске скалы, со стенами, сложенными из небольших блоков и т.д. Известны четыре типа дольменов. Самый распространённый – плиточный, когда стены, перекрытия, а иногда и пол дольмена представляют собой отдельные плиты (слайд 5).

Другой тип кавказского дольмена – так называемый корытообразный (слайд 6). Представьте себе большое каменное корыто, которое целиком высекали из скалы или массивных обломков породы, и лишь перекрытие было из отдельной плиты. Сбоку, как всегда, выбит лаз – отверстие овальной формы.

Кроме перечисленных, есть ещё дольмены, составленные из разнообразных блоков, – составные дольмены (слайд 7), когда одна или несколько плит составлены из более мелких плит или блоков.

Самыми редкими являются дольмены-монолиты — они выдолблены целиком в скале в виде пещерки с небольшим лазом (слайд 8).

Ребята, посмотрите на карту (слайд 9) и скажите,  где была распространена культура с погребальными  сооружениями в форме дольменов – на равнине или в горах? (Главная область распространения дольменов в России — это горная полоса Краснодарского края от Таманского полуострова до бассейна реки Ходзь (левого притока Лабы включительно).    Дольмены Кавказа располагаются от Таманского полуострова вдоль всего побережья Чёрного моря на расстоянии 480 км в длину и от 30 до 75 км в ширину. Дольмены стоят обычно группами и занимают удобные и довольно ровные площадки по возвышенностям, на плоских вершинах отрогов гор. Стоят они по бассейнам рек, обращённые порталом в открытое пространство – в основном, на юг, восток, или в промежуточном направлении – между югом и востоком.

Средние размеры дольменов: 2 м в ширину, 2 м в высоту и 3 м в длину. Диаметр отверстия около 40 см. Вес каждой из плит от 3 до 25 тонн, вес пробки около 150 кг. На Западном Кавказе дольменов осталось около 3000 штук, включая развалы дольменов. Целых из них не более 20%.

– Как же строились дольмены? Строители дольменов были знакомы с основами математики, астрономии. Не случайно ученые сравнивают эти гробницы с египетскими пирамидами. Для постройки даже одного дольмена требовались усилия множества людей, ведь только крыша его может весить до 20 тонн. При этом огромные каменные плиты имеют правильную форму и аккуратно отесаны. Естественно, что стройка начиналась с подготовки единственного строительного материала – камня. Необходимо было найти залежи относительно легких пород песчаника или известняка, выломать камень и доставить его на место работы. К выбранному месту, где намечалось сооружение дольмена, плиты перебрасывали с помощью катков (одинаковых по размеру бревен), рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных (слайд 10). Древние строители дольменов были большими мастерами своего дела, умевшими скупыми средствами, иногда только пятью камнями, создавать архитектурно продуманные сооружения, в которых мы увидим и мощь, и грандиозность, и молчаливую суровость (слайд 11). Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами (слайд 12).

Как правило, дольмены обращены своим порталом к солнцу, что может свидетельствовать о поклонении их строителей этому светилу. Захороненные в дольменах предки, по мысли “дольменцев”, должны были оказывать магическим путём благоприятствование соплеменникам, влиять на будущий достаток и плодородие.

Заранее подготовленный 2 ученик:

– Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Часто встречаются бронзовые топоры, ножи, “бритвы”, шилья, крюки для доставания мяса из котла. Из украшений встречаются спиральные подвески из бронзы, бусы из сердолика Вместе с тем по-прежнему большую роль в жизни людей того времени играли каменные, костные и комбинированные орудия. Рядом с погребением находят личные вещи (оружие, предметы украшения и т.п.) и напутственную пищу (обычно в глиняных сосудах), а так же традиционный набор оружия – бронзовое копье и кинжал (слайд 13).

Учитель:

– В заключениe необходимо упомянуть о современном состоянии дольменов.

У дольменов много врагов. Первый – это беспощадное время. Дожди и мороз разрушают хрупкий песчаник, стирая бесценные орнаменты, некогда украшавшие стены гробниц. Еще один недруг – деревья, чьи корни буквально разрывают полы и стены усыпальниц. Но главная беда всё же человеческое невежество. Кавказские племена в течение многих тысяч лет оберегали эти памятники истории. У адыгов чувство почтения к далеким предкам и боязнь нарушить их покой передавались из поколения в поколение. Но уже в 1897 году основатель Екатеринодарского музея Е.Д. Фелицын писал: "Горцы, предшественники наши в Закубанском крае, относятся вообще с большим уважением к памятникам старины, в чем бы они не заключались. К сожалению, кубанские казаки, унаследовав их места, не подражают этой похвальной черте горцев". Еще в конце XIX – начале XX веков были уничтожены сотни дольменов. В частности, плиты дольменов использовались как строительный материал при укладке Черноморского шоссе. Огромное количество дольменов было ограблено и разрушено в конце прошлого века, в эпоху возникновения предгорных станиц, когда песчанниковые плиты (стены и крыши гробниц) пошли на изготовление мельничных жерновов, молотильных катков, были использованы как материал для мощения дворов и возведения построек.

Но и сегодня дольмены часто становятся жертвой невежества и бескультурья: их ломают из любопытства, покрывают надписями, коптят дымом кострищ, разбирают на камень, используют эти драгоценные памятники старины в качестве силомеров, разрушая их бесцельными ударами, разрушаются кладоискателями (слайд 14)

Сохранение дольменов, памятников мирового класса – это вопрос культуры, национального достояния, совести и общественного мнения. Человек третьего тысячелетия должен стать на более высокую ступень своего развития, опираясь на опыт прошлого, уважать  культурные традиции ушедших поколений, сохранять память предков. Постарайтесь при посещении дольменов относиться к этим памятникам истории и культуры с должным уважением. Не разрушать, а восстанавливать памятники истории и культуры, ведь без прошлого нет настоящего, не будет и будущего.

IV. Закрепление изученного

1. Беседа на восприятие:

Какими причинами можно объяснить факт строительства дольменов в причерноморской горно-лесной полосе?

Почему учёные считают, что дольмены были усыпальницами, а не жилыми постройками?

Какие типы дольменов известны на Северо-Западном Кавказе?

2. Буквенный диктант (слайд 15)

Эта форма проверки знаний очень проста и не требует много времени. В тетрадях записывается цифры, например, от 1 до 8. На экране демонстрируются слайды. Под каждой цифрой ребята записывают букву, соответствующую типу дольмена (слайды 16 – 23) После выполнения работы ребята обмениваются тетрадями, сверяют ответы с ключом (слайд 24), выставляют оценку однокласснику

  • “5” – без ошибок;
  • “4” – при наличии 1-2 ошибок;
  • “3” – правильно выполнена половина задания;

учащимся, не справившимся с работой, выразить пожелание внимательно изучить домашний параграф.

V. Подведение итогов. Выставление оценок

Домашнее задание (слайд 25). На альбомном листе нарисовать дольмен любого типа

Список использованной литературы.

  1. Бондарев Н.Д. В горах Абхазии (из серии "По родным просторам"). Издательство "Физкультура и спорт", Москва, 1981.
  2. Воронов Ю. Н. Древности Сочи и его окрестности. Краснодар, 1979.
  3. Валганов С.В. Дольмены Кавказа реконструкция культа.
  4. Валганов С.В. Путь дольмена. М., Издательство “Агентство “Бизнес-Пресс”, 2006.
  5. 5. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. Под ред. Пиотровского Б. Б. Москва, 1988.
  6. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М., Наука, 1978.
  7. Марковин В.И. Испун – дома карликов: заметки о дольменах Западного Кавказа. Краснодар: Кн. Изд. 1985.
  8. Путь дольмена. Мегалитический портал
  9. Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIX века. Краснодар, 2000.
  10. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения (под ред. В.Н. Ратушняка). Краснодар,2003
  11. Самойленко А.А. Путеводитель по Кубани. Краснодар, 2001.
  12. Самойленко А.А.Маршруты выходного дня в окрестностях Краснодара. Краснодар, Кубанское   книжное издательство, 2003.
  13. Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до конца XVIII века. Краснодар, 2000.
  14. www.yuga.ru Портал Краснодарского края