Коррекция звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (386 кБ)


При нормальных условиях развития и воспитания, дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития: они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляют основу овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для усвоения письма и чтения в школьный период. Однако в возрасте 5-6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и в ее восприятия и их готовность к произносительной стороны речи, так и ее восприятия и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи. Для них характерна недостаточность внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость. Неустойчивость произношения усиливается в самостоятельной речи детей, свидетельствуя о том, что подобные отклонения в формировании произношения связанны в значительной степени с недостаточностью фонематического восприятия. В этих случаях дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками, хотя изолированно эти звуки произносятся правильно. Допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, при определении наличия звука в слове, отборе картинок и придумывании слов с определённым звуком. Узнавание первого / последнего согласного в слове, слогообразуещего гласного в односложных словах практически им недоступно. Всё это ещё раз свидетельствует о низком уровне развития фонематического восприятия. В целом, комплекс описанных недостатков в сфере произношения и восприятия звуков у таких детей даёт основание отнести их к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико - интонационное оформление слов, фраз, различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом заключается овладение системой фонем данного языка. Осуществлять коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи лучше всего в игре, то заинтересует детей и даст лучший результат.

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педогогов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Игра — образное, действенное отражение жизни. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребёнка. “Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который призванны изменить”. А. М. Горький.

У детей нет резкой грани между такими видами дейтельности, как игра и труд: в игре, как и в работе, главное — постановка цели и её выполнение. Хорошая игра похожа на хорошую работу; их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности.

Игра — наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре поведению взрослых, дети никогда не остаются равнодушными.

Детские игры очень многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. Основу классификации игр, которые приняты в педагогике, заложил Лесгафт П. Ф.

а. Творческие (сюжетно-ролевые, игры — драматизации)

б. Игры с правилами (подвижные, дидактические)

“В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического, умственного и психического развития”.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра выявляет переживания ребенка, его чувства. И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка.

В пятидесятые годы была предложена система обучения на занятиях, которая способствовала повышению уровня детских игр. В своей системе А.П. Усова подчеркивает, что только совокупностью формирования всех видов деятельности — игры, труда, учения, можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребенка.

“Учиться, играя!” - Это основа работы с детьми дошкольного возраста.

В логопедической работе используются те же виды игр, что и на других занятиях: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические.

Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре. А с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, таким образом осмысливает их; словом он пользуется, чтобы дополнить действие, выразить свои мысли и чувства.

Прежде, чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминанием об игре, в которую дети играли раньше.

И этой работе представлены занятия в игровой форме по коррекции звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

ТЕМА: Звук А

Цели:

  • Четкое произнесение звука А;
  • Выделение звука А из ряда гласных и начала слов.
  • Работа над медико-интонационной стороны речи.

Оборудование: предметные картинки, Незнайка, игрушки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Все стоят тихо, а теперь я скажу, кто может сесть. Будьте очень внимательны.

2. Артикуляционная гимнастика.

Стук в дверь. “Кто-то стучится”, - говорит логопед.

Выходит и приносит Незнайку. Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он просит разрешения посидеть у нас на занятии, послушать и посмотреть, как вы занимаетесь. Разрешим ему? Вспомните сказку о веселом язычке, которую я вам рассказывала. Как называется домик, к котором живет язычок? (Рот). Как называется потолок в этом домике? (Нёбо). Чем закрывается домик? (Зубами). А что такое нижние зубы в домике? (Крылечко). А верхние зубы? (Дверь).

Давайте покажем, как открывается и закрывается домик язычка. Закрывайте домик так, чтобы были хорошо видны крылечко и дверь. Надоело язычку сидеть в домике, и выглянул он из домика. Посмотрел язычок налево — направо. Надоело ему выглядывать из домика, выбежал он и спрятался в домик. Сначала медленно выбегал, а затем все быстрее и быстрее, как будто котенок лакает молоко.

3. Артикуляция звука А.

А еще любил язычок песни петь. Услышал он, как дети кричат а-а-а-а (выставляется картинка с изображением детей). Язычку понравилась песенка а-а-а-а. Он захотел ее петь. Широко открыл свой домик и звонким-звонким голосом запел а-а-а-а. Споем все вместе эту песенку. Сначала споем тихо, а потом громко. Услышали медведи в лесу, как поет веселый язычок песенку а-а-а. Понравилась им песенка, и запел медведь грубым голосом а-а-а, и запел медвежонок тоненьким голосом а-а-а. Как пел медведь? Как пел медвежонок? Хорошая песенка получилась.

 А теперь будем петь песенку а-а-а, как веселый язычок, и тянуть длинную-длинную ниточку. Дети ставят руки перед грудью, плотно сжимают большие и указательные пальцы обеих рук, как будто держат ими ниточку, длительно и громко произносят звук а-а-а и одновременно раздвигают руки в стороны. Движение заканчивается тогда, когда прерывается звук. При длительном выдохе голос звучит долго, и ниточка получается длинная. При коротком выдохе голос быстро обрывается и ниточка получается короткая.

Кто умеет хорошо петь песенку а-а-а, тот и будет правильно говорить. Песенка а-а-а, которую пел язычок называется звук. Этот звук называется гласный, так как его можно петь. Когда веселый язычок поет его, ничто не мешает ему, рот широко открыт.

4. Выделение звука А на слух из ряда гласных.

а) Язычок будет петь песенки, а вы, хлопните, если услышите А. А-у-а-ы-и-о-у-ы-а

б) Ходим по комнате, останавливаемся, если услышали А.

5. Произнесение слов со звуком А и выделение его из начала слова.

Ребята, Незнайка нам принес конверт с картинками и просит назвать, что нарисованно на них. Дети называют и указывают, что в начале всех этих слов слышится А.

6. Развитие внимания и памяти.

Ребята, Незнайка хочет узнать, кто из вас самый внимательный. Запомните картинки по порядку, далее логопед переворачивает картинки, а дети должны их назвать. Незнайка отмечает, кто самый внимательный.

7. Подведение итогов.

Ребята, какую песенку вы пели с веселым язычком? Как называется эта песенка? Какой это звук? Какие слова с этим звуком вы учились правильно произносить? Незнайка шепчет логопеду на ухо. Незнайке занятие понравилось, он много узнал, говорит вам спасибо и прощается.

ТЕМА: Звуки Р и Рь

Цели:

  • закрепление правильного произношения звуков Р , Рь в слогах, словах, предложениях, стихах;
  • развитие фонематического воспитания;
  • развитие моторно-двигательной сферы;
  • работа над родительным и винительным падежами имен существительных единственного числа;
  • расширения словаря;
  • закрепление представления о делении слов на слоги;
  • развитие внимания, памяти, восприятия, мышления;
  • воспитание культуры общения.

Оборудование: Красный флажок, вожжи, барабан, фрукты в корзине, ракета построенная из строительного материала, проигрыватель с пластинками, фланелеграф, детали дома для фланелеграфа, предметные картинки, изображение пустой комнаты, цветные картоночки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Звучит песня “Карусельные лошадки”. Одни дети изображают лошадок, другие - наездников.

“Лошадки” цокают языком, “Наездники” останавливают “Лошадок”, говоря сердито “ТРР”

2. Сообщение темы.

На космодром мы прискакали, отправляемся в полет
А на чем полетим, отгадайте сами.
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла.
Только выпустит хвост,
Донесется до звезд.(ракета)

Что за звук в начале? (Р).

Этот звук нас отправляет в полет. Пассажиров просим пройти в ракету и занять места. Во время путешествия пассажиры должны вести себя прилежно, четко и громко выполнять задания-инструкции.

3. Характеристика звуков.

Давайте заведем ракету. Что для этого надо включить? (мотор). Как он ревет? (ррр). Чтобы ракета набрала скорость, надо сказать, где находится язык при звуке “р” и какой он. Ракетой управляет командир. Командиром будет тот, кто расскажет о звуках “р” и “рь”. (р- согласный, звонкий, твердый) (рь — согласный, звонкий, мягкий)

Слева работают большие моторы (ррр),
Справа — маленькие моторчики (рьрьрь)
Заработали моторы, полетели.
(Звучит космическая музыка)
Ракета рокочет (дети: р-рь)
Прямо в небо хочет (р-рь)
Она все выше мчится (р-рь)
Как большая птица (р-рь )
Приземлится хочет (р-рь)

4. Автоматизация в слогах. Чтоб ракета приземлилась надо слоги повторить.

Ра-Ра-Ра из окна видна гора.
Ры-Ры-Ры лиса с лисенком у норы.
Ру-Ру-Ру лиса юркнула в нору.
Ор-Ор-Ор приземлились мы во двор.
Ор-Ор-Ор а вокруг двора забор.

5. Автоматизация в словах...

Приземлились мы во двор, а вокруг двора — забор. Выходите из ракеты. Кто строит дом? Строители. На фланелеграфе — стены дома. Во дворе стены дома готовы, нам надо построить дом. Берем части дома, в названии которых есть звуки Р, Рь. Если слово правильное, то тот, кто его назвал, получит кирпичик. В конце работы посмотрим, кто лучший строитель. (Не хватает трубы, крыши, двери, дверной ручки, рамы, крыльца, порога, чердака, чердачного окна). Из какого материала построен дом? (Из дерева- деревянный, из кирпича- кирпичный).

6. Автоматизация в предложениях.

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Он приходит в новый дом
С яркой краской и ведром.

Какой краской покрасим дом, чтоб в названии краски были звуки Р, РЬ? (Я возьму серую, красную, оранжевую, розовую, коричневуют краску). Помолчим минутку и подумаем, какая мебель и другие предметы могут находиться в комнатах дома. (Я поставлю гардероб, кровать, телевизор, кресло, радиоприемник. Я повешу картину, ковер, зеркало). Какое интересное слово “радиоприемник”. В этом слове звуки Р и Рь. Дети считают слоги (6 слогов).

Около дома посадили цветы, в названиях которых есть звуки Р, Рь. (Я посажу ромашки, розы, нарциссы, ирисы, астры). Посчитаем кирпичики. Выявляется лучший строитель.

На новоселье мы пригласили гостей. Будем угощать их разными фруктами, среди них будут фрукты, в названии которых есть звуки Р, Рь. (Я угощу абрикосами, персиками, виноградом, мандаринами, грушами). Давайте соберем урожай фруктов. Звучит музыка “Красный сарафан”. Дети имитируют сбор фруктов. Руки поднимаем,

Фрукты срываем.
Руки опускаем,
В корзины собираем.
Гостей угощаем.

7. Автоматизация в словах. Барабанщик барабанит. Дети заучивают.

Барабанщик сильно занят.
В барабан он барабанит.
Та-ра-ра, та-ра-ра,
Нам в ракету пора.

Просим пассажиров пройти в ракету и занять места.

8. Итог. Какие звуки отправили нас в полет (Р, Рь). Кто расскажет о них тот будет командиром. Завели моторы, полетели и запели.

Ра-ра-ра- возвращяться в сад пора
Ра-ра-ра- вот и кончилась игра.

Тема: Звук Ть

Цели:

  • Закрепление правильного произношения звука Ть в слогах, словах, предложениях;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Расширение словаря;
  • Развитие высоты голоса;
  • Развитие моторно-двинательной сферы;
  • Развитие логического мышления.

Оборудование: игрушечный мышонок, домик, картинки с изображением двух медведей, предметные картинки, почтальон, телеграмма.

Ход занятия

1.

Ребята, послушайте загадку
В доме, под полом
Живет она в норке,
Серая малышка
Кто же это? (мышка)

Сегодня к нам в гости пришел веселый мышонок Тим. У него есть любимая песенка, но в ней одно очень трудное слово — плетень. Плетень — это забор. Его плетут из прутиков (показать картинку). А теперь послушайте песенку:

Тень-тень потетень,
Возле дерева плетень.

Послушаете еще раз (спеть с выделением звука Ть). В этой песенке есть волшебный звук, который часто повторяется. Какой это звук? (Ть).

2. Входит почтальон. - Для мышонка Тима телеграмма;

“Мышонку Тиму пришла посылка. Она на почте. Срочно заберите её”.

Мышонку интересно, что в этой посылке. Может сыр или конфеты? Тим приглашает нас с собой в дорогу. Пойдем? А чтобы не скучно было в пути мы с вами песни споем. Их сочинил Тим. Но чтобы не сбиваться, мы выучим их на месте. Один раз пою я, потом все вместе.

Ти-ти-ти — съели кашу всю почти
Те-те-те — отложили мы шитье
Тя-тя-тя — кормит Катя порося
Тю-тю-тю — на ракете полечу
Ать-ать-ать — вместе весело шагать
Уть-уть-уть — отдохнем и снова в путь.

Дети выходят из-за стола, встают друг за другом и изображают паровоз.

3. Тим устал и хочет отдохнуть. Давайте сядем на полянку. Тим рассказал мне интересную сказку:

“Два медведя”:

Жили были два медвежонка. Один был большой, он пел такую песенку (громко): “та-та-та”. Другой — маленький - и пел тихо: “тя-тя-тя”.

Тим сомневается, что вы споете такие песенки. Попробуем?

Вызывются два ребенка. Одному дается картинка с изображением большого медвежонка. Другому — с маленьким. Дети поют за своих медвежат с разной высотой голоса. Затем все дети поют голосом маленького медвежонка, а потом голосом большого медвежонка. Отдохнули, нам опять пора в путь.

4. А вот и почта. Мы пришли с Тимом за посылкой.

Почтальон: У нас беда. Упали две посылки и подарки в них перепутались. А мы не знаем, где чья посылка.

Логопед: Я вам подскажу. Тиму прислали картинки, в названии которых есть звук Ть. Я буду показывать картинки, а вы — назовите их и скажите, если звук Ть. Указывается, где этот звук слышится (диван, утюг, бабушка, утята, котята, тюльпаны, паук, пальто, индюк, медведи, паутина, пять, костюм, сети, дым, дом).

Дети стоят друг за другом, изображая паровоз и едут домой с почты.

Приехали и сели.

5. А теперь давайте составим предложения про утят и про котят. Я начну, а вы заканчивайте:

Это кто? Котенок. А это кто? Котята
Это кто? Утенок. А это кто? Утята.
По травке к речке идут (утята)
Играют в прятки (котята)
Около кошки три (котенка)
Мама-утка ищет (утенка), а он купается в озере.

6. Тим предложил поиграть в игру “4 лишний”. Из 4-х названных слов нужно найти лишнее. Давайте посчитаемся:

Тили-тели, птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить,
Кто не вьет, тому водить.
Тень, стол, птицы, утюг
Утенок, диван, паутина, тетя;
Тюльпан, тина, сети, индюк

7. Давайте все вместе споем песенку Тима:

Тень-тень, потетень. Возле дерева плетень.

8. Итог

Тиму очень понравилось, как вы занимались. А ведь он тоже пришел к нам не случайно. Какой звук есть в его имени? Давайте еще раз повторим об звуке. А какие слова вы запомнили со звуком Ть?

Тема: Звук Р

Цели:

  1. Закрепление правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях, стихах;
  2. Работа над медико-просодической стороны речи;
  3. Развитие фонематического восприятия;
  4. Развитие внимания, памяти;
  5. Работа над падежными конструкциями;
  6. Воспитание взаимного уважения друг к другу в процессе игровой деятельности.

Оборудование: костюмы животных, предметные картинки, елки, игра “Домики”, мини-пианино, ширма с планетами.

Ход занятия

1. Организационный момент. Действие происходит в лесу. Все звери спят под елками. Вороны прыгают вокруг елки.

Логопед: Вот под елочкой зеленой. Скачут, каркают вороны.

Вороны: как-кар-кар (громко)

Логопед: Из-за корочки подрались, во все горло раскричались.

Вороны: кар-кар-кар (громче)

Логопед: Целый день они кричали, спать зверюшкам не давали.

Вороны: кар-кар-кар (тише)

Логопед: Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.

Вороны: кар-кар-кар (тихо)

Логопед: Тут собака прибежала и ворон всех разогнала

Собака: Р-р-р-р-р

Вороны разлетаются.

Логопед: Приходите к нам учиться мишки, мышки и зайчишки, вороны, раки и собаки, кошки, хрюшки и лягушки. Приходите к нам зверюшки. Школа наша не простая, а волшебная, лесная. Звенит звонок, он зовет всех на урок.

Логопед рычит как собака.

Сегодня будем мы учиться звук Р произносить.

2. А теперь споем слоги, ну а пальцы нам помогут.

РА-РА-РА ТРА-ТРА-ТРА ДРА-ДРА-ДРА

РО-РО-РО ТРО-ТРО-ТРО ДРО-ДРО-ДРО

РУ-РУ-РУ ТРУ-ТРУ-ТРУ ДРУ-ДРУ-ДРУ

РЫ-РЫ-РЫ ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ ДРЫ-ДРЫ-ДРЫ

А теперь, мы скажем слоги. РА-РО-РУ-РЫ

Отгадайте нужный слог:

У нас ледяная го(ра)
У крота в земле но(ра)
У синицы есть пе(ро)
С цыплятами ходят ку(ры)
У нас хорошая иг(ра)
У меня в руках вед(ро)
У Маши в руках ша(ры)
У Саши в руках пе(ро)

3. Надо нам сложить слова. Приключилась вдруг беда, буквы выпали из рук и рассыпались вокруг.

Помогите их собрать, слово верное назвать, а затем все прочитать.

к, р, а — рак
м, р, а, а — рама
р, к, а, и - раки

4. Начинается урок загадок, отгадайте поскорей.

Под водой живет народ, ходит задом наперед (раки)

У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбки)

В реке большая драка, посорились два (рака)

А в этой речке утром рано утонули два (барана)

Сделал дыру, вырыл нору. Солнце сияет, а он и не знает (крот)

Кто один имеет рог? Отгадайте (носорог)

Что за коняшки — на всех тельняшки (зебры)

Маленький мальчишка в сером армячишке.
По дворам шныряет, крохи собирает (воробей)

Водяные мастера, строят дом без топора, дом из хвороста и тины и строят плотины (бобры)

Мы лесные жители, мудрые строители.
Из иголок всей артелью, строим дом себе под елью. (Муравьи)

На полянке, возле елок, дом построен из иголок
За травой не виден он, а жильцов в нем миллион (Муравейник)

Верещунья, белобока, а зовут её (сорока)

Логопед: - Что за звук звучит в отгадках? (Р)

5. На картинки посмотрите, и скорей их назовите. (Рак, комар, корова, парта, карта)

Что за звук звучит везде?
Ну, конечно, это Р
Где звучит он в слове рыба? (в начале)
В слове пар? (в конце)
А в слове корова? (в середине)
Посчитайте слоги в слове ры-ба и отхлопайте быстрей.
В слове рак, корова.

Звенит звонок, кончается урок, отдохнем немножко.

6. Физкультминутка.

Дети водят хоровод и тот, на кого укажет считалочка придумает слово со звуком “Р”.

Роки-роки-роки рок,
Жил на крыше петушок,
Выше крыши не лети,
Ну-ка слово назови.

7. Зверюшки наши есть хотят. Вспомним, что они едят

Что любит корова? Дети: “корова любит траву”.
Что любит зайка? Зайка любит морковку.
Что любит ворона? Ворона любит корку.
Что любит собака? Собака любит грызть кость.
Что любит медведь? Медведь любит муравьев.
Что любит сорока? Сорока любит зерно.
Что любит лиса? Лиса любит кур.

8. А теперь уголок граматики.

Я начну, а вы заканчивайте и все хором повторяйте.

В саду вырос большой урожай (груш)
В нашей реке водится много (раков)
В коробке лежит много цветных (карандашей)
На склад привезли много (коробок)
В саду много красивых (роз)

9. Автоматизация звука в стихах.

А теперь вы вспомните о себе стишки.

Медведь.

Я хозяин лесной, просыпаюсь весной.
А зимой холодной, сплю в берлоге голодный.

Ворона. Летели три вороны серы, пестроголовы.

Лиса.

Хитра плутовка, ярка головка.
Хвост краса, а зовут — Лиса.

Ворона.

Сорока — ворона еду варила,
На порог скакала, деток собирала.
Воробей просил ворону позвать барана к телефону.

Собака.

Р-Р-Р — рычал замок, лег у двери поперек,
Две медали на груди.
В этот дом не приходи.

Сорока. Говорит сорока сороке: “Я как рыба молчу на уроке”.

Зайка.

Маленький, беленький
По лесу прыг-прыг,
По снегу тык-тык
Прыг-скок, прыг-скок.

10. Итог. Медведь выходит и идет переваливаясь.

Заяц: останавливает его и говорит: Ты куда идешь медведь?

Медведь: В город, елку приглядеть.

Заяц: А тебе она зачем?

Медведь: Новый год ведь на дворе.

Заяц: Где поставим мы её?

Медведь: В избушке у нее. (показывает на лису)

Заяц: Может вырубим в лесу?

Медведь: Нет, я в городе куплю.

Медведь уходит и привозит елку на санках, а на елке подарки.

Приложение.