Урок математики в свете внедрения ФГОС второго поколения

Разделы: Математика


Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Однако, какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения, где встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком смысле этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека.

В свете внедрения ФГОС второго поколения перед учителем встает вопрос: что должно измениться в современном уроке, как изменится деятельность самого педагога по сравнению с традиционной системой преподавания? Мне хотелось бы остановиться на нескольких важных моментах, так как в новом учебном году в пятые классы приходят учащиеся, обучавшиеся в начальной школе по-новому.

Если в традиционном уроке учитель пользовался жестко структурированным конспектом урока, то на современном этапе он должен составлять сценарный план урока, который предоставляет ему свободу выбора форм, способов и приемов обучения в зависимости от сложившейся на учебном занятии ситуации. При подготовке к уроку педагог использует уже не только учебник и методические рекомендации, но и интернет-ресурсы, создает свои презентации учебных занятий.

Происходят и изменения в основных этапах урока: при объяснении и закреплении материала учитель предоставляет больше времени для самостоятельной работы учащихся, выступая при этом в роли консультанта. Меняется главная цель учителя на уроке, приоритет отдается организации деятельности учащихся по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебных задач. Учитель должен построить свою работу так, чтобы совместно с учащимися выяснить какой материал будет изучаться на уроке, что для этого нужно и каким образом это будет осуществляться. В связи с этим меняются и формулировки заданий для учащихся: детям предлагается проанализировать сложившуюся ситуацию или результаты, полученные в ходе выполнения практических задач и сделать выводы. Особенно на уроках математики можно использовать задания по созданию схем, таблиц, моделей. При обучении наглядной геометрии в 5-6 классах большая часть изучаемого материала дается в виде практических и лабораторных работ, в ходе которых учащиеся сами делают выводы и формулируют правила, узнают основные свойства геометрических фигур.

На современном уроке математики основным методом обучения должен стать деятельностный метод, обеспечивающий системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Учитель в этом случае выступает как организатор поисковой деятельности учеников, он должен подвести детей к самостоятельному “открытию” нового для них знания. В ходе такого образовательного процесса у учащихся формируются необходимые общеучебные компетенции, формируется умение учиться.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Так что же для  нас современный урок ?

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.  потребность

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо “урочить”, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.