Урок по курсу "Окружающий мир" на тему "Аквариум – искусственная маленькая экосистема". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

По 1-й линии развития (объяснять мир):

  • закрепить знания о компонентах экосистемы;
  • познакомиться с обитателями аквариума;
  • научиться поддерживать экосистему аквариума.

По 2-й линии развития (отношение к миру):

  • уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Оборудование:

  • учебник А. А. Вахрушев «Обитатели Земли» 3 класс, издательство БАЛАСС, 2010;
  • рабочая тетрадь к учебнику «Обитатели Земли».

Демонстрационный материал:

  • презентация;
  • иллюстрация аквариума;
  • изображение аквариумных рыбок;
  • название экосистем;
  • карточки

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Перемену отдохнули?
И опять звонит звонок.
Вы готовы? Стол в порядке?
Начинается урок.

– Здравствуйте ребята, надеюсь у вас хорошее настроение и можно начать урок. Что бы вы хотели пожелать друг другу? (Открыть что-то новое, помочь преодолеть трудности, чему – то научиться.) Я думаю, что у вас сегодня всё получится.

II. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать представление об экосистемах.

Форма работы – фронтальная.

– Внимательно посмотрите на слайды и скажите, как можно одним словом назвать все эти картины природы.(Экосистемы)

– Значит, какое ключевое слово мы выделим на нашем сегодняшнем уроке? (Экосистема.)

– А что такое экосистема? (Содружество живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

– Какие экосистемы вы знаете? (Экосистема леса, луга, болота, поля, озера.)

– Я, наверное, ошиблась, у меня экосистемы распределены неравномерно. (Нет,  экосистемы луга, озера, болота, леса – природные, а – поле искусственная экосистема.)   Приложение 1

– Почему природные экосистемы именно так расположены? (Первые три экосистемы незамкнутые, и они могут превратиться в другую экосистему, а экосистема леса – замкнутая.) Приложение 1

– А в чём причина превращения одной экосистемы в другую? (незамкнутый круговорот веществ)

– О какой экосистеме мы говорили на прошлом уроке? (экосистеме поля)

– Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест «Экосистема поля» (листы с тестами на партах). Приложение 2

– Проверим  работу.

– Подведем итог. Каковы главные отличия полей от других природных экосистем? (Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта экосистема – искусственная).

– Какие «профессии» в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (Разрушителей – внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями. Потребителей – сбор урожая).

III. Постановка проблемы.

– А сейчас каждая группа получит карточку с изображением представителя той или экосистемы. Я читаю загадку, вы отгадываете ,определяете  экосистему и прикрепляете  на доску к соответствующей экосистеме.

Задания:

  1. Ползет наоборот,
    Задом наперед,
    Все под водой
    Хватает клешней.(Рак, экосистема озера.)
  2. Спал цветок и вдруг проснулся –
    Больше спать не захотел.
    Шевельнулся, встрепенулся,
    Взвился вверх и улетел. (Бабочка, экосистема луга.)
  3. С неба
    Солнце золотое
    Золотые льет лучи.
    В поле дружною стеною
    Золотые Усачи. (Пшеница, экосистема поля.)
  4. Что же это за девица -
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьёт,
    А в иголках круглый год? (Ель, экосистема леса.)
  5. Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива.
    Емеле помогала, слова волшебные сказала. (Щука, экосистема озера.)
  6. С ветки на ветку,
    Быстрый, как мяч,
    Скачет по лесу
    Рыжий циркач.
    Вот на лету он шишку сорвал,
    Прыгнул на ствол
    И в дупло убежал. (Белка, экосистема леса.)
  7. Растение, которое можно использовать в высушенном виде вместо бинтов и ваты. (Мох-сфагнум, экосистема болота.)
  8. Одеваются нарядно
    Поглядеть на них приятно
    Однотонные, рябые,
    Жёлтые и голубые
    Некапризные рыбёшки
    Всем знакомые (гуппешки).

– Что вас смущает?

– К какой из известных экосистем можно отнести этих представителей? (К экосистеме озера, ведь рыбы живут в водоёмах.)

– Но дело в том, что эти рыбки могут жить только в искусственных условиях, значит можем мы их поместить в озеро? (Нет, это природная экосистема.)

– Так давайте попытаемся гуппи создать искусственные условия, например, дома.

– Сможем мы в домашних условиях создать новую экосистему? (Да, аквариум.)

Посмотрите, дом стоит
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.

– Что это?  (Аквариум)

– К какой экосистеме вы считаете его можно отнести? (Искусственная экосистема.)

– Что можно сказать о размерах этой экосистемы? (Она маленькая.)

– Сформулируйте тему урока.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

– Назовите учебные задачи.

Доказать, что аквариум – это искусственная экосистема.

Познакомиться с обитателями аквариума, разделить их на три «профессии».

IV. Решение проблемы.

1) Перед вами понятия и определение этих понятий. Попробуйте соединить понятие с его определением. Приложение 3

– Вот мы с вами, чтобы решить нашу проблему и доказать , что аквариум – это искусственная экосистема , окунёмся в основы аквариумистики, попробуем себя в роли аквариумиста и создадим аквариум.

2) Лена нас немножко опередила.

2 рисунка:

  • Много рыбок (тесно, нужен либо больший аквариум, либо отсадить рыбок в другой аквариум, т.к. на каждую рыбку необходимо не менее 5 литров воды.)
рис.1

Рисунок 1

  • Мало растений (А что дают растения? Дают кислород, необходимый для дыхания)
рис.2

Рисунок 2

– Постараемся не допускать  ошибок Лены. Давайте постараемся создать все необходимые условия для нашего аквариума.

3) – Вспомните и назовите составные части экосистемы (живая и неживая природа)

– Что отнесём к неживой природе? (вода, грунт, воздух)

– Назовите, кого относим к живой природе? (потребители, разрушители, производители) Приложение 4

4) Производители. (растения)

– Какова их роль? (Давать органические вещества и кислород , а забирать минеральные вещества и углекислый газ)

– Откройте учебники на с.75, прочитайте , какие растения мы поместим в аквариум? (Эхинодорус, валлиснерию, элодею.)

– А правильно ли называть аквариумные растения водорослями? (Нет)

5) Потребители (животные, рыбки)

– Какова их роль? (Дают углекислый газ, получают  органические вещества и кислород)

– На с.75, прочитайте об аквариумных рыбках, внимательно рассмотрите рисунок.

– Назовите аквариумных рыбок.

– А знаете ли вы откуда меченосцы взяли своё название? Какие аквариумные рыбки очень популярны у аквариумистов из-за их яркой и красочной окраски? (ребята готовили сообщения)

– А кто знает, как называется эта рыбка? (сомик)

– Что же в ней интересного? Прочитайте на с.76

– Что узнали о сомике? («Мусорщик»)

6) «Мусорщики»

– А зачем экосистеме «мусорщики»? (Дают углекислый газ и минеральные вещества, получают органические вещества и кислород)

– Ещё одна из представителей аквариума – улитка – катушка.

На с.77 вы можете узнать, какую роль они играют в аквариуме. (« Мусорщик»)

– Ну, и конечно, с появлением  растений и животных появляются микроорганизмы: бактерии. А их роль нам уже известна. («Мусорщик»)

7) Вот, мы и познакомились с живой составляющей экосистемы. Вспомните всё, что мы говорили и выполните задание 1, с.35 (Проверка фронтальная)

8) Сейчас каждая группа смоделирует свою экосистему аквариума (группам раздаются картинки аквариума, рыбок, водорослей, улиток, клей, фломастеры)

Самое главное нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания.

Итак, аквариумы готовы.

рис.3

Рисунок 3

рис.4

Рисунок 4

Потребители есть, разрушители есть, производители есть.

Круговорот замкнутый или нет? (Нет, потому что человек кормит рыб).

От кого зависит жизнь рыбки в аквариуме? (от человека)

V.  Вывод.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

– Назовите «производителей» аквариума, «потребителей», «мусорщиков».

– Давайте подведём итог. С какой экосистемой познакомились? Докажите, что это экосистема. Какая это экосистема? Кто поддерживает её существование?

VI. Рефлексия.

Оцените по шкале следующие критерии:

рис.5

Ребята, конечно, если вы всерьёз захотите заняться разведением рыб и создать свой аквариум тех знаний, которые вы получили на уроке, будет недостаточно. Вам придётся прочитать много дополнительной литературы, много интересных советов вы найдёте в интернете, не забывайте о том, что рыбки требуют очень тщательного ухода, терпения, любви, как и ваши домашние животные. Помните, мы с вами в ответе за тех, кого приручили.

VII. Домашнее задание:  с.74-77, зад. на выбор  с. 37-40 (раб. тетр.)