Урок-практикум по теме "Октябрьская революция и ее последствия"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (887 кБ)


Место и роль урока в изучаемой теме: Второй урок (из четырех) по теме «Россия в 1917–1921гг»

Тип урока: урок изучения нового материала в форме поэтапного практикума.

Мотивация темы и формы проведения занятия:

Тема «Октябрьская революция и ее последствия» - очень обширна. Эта тема изучалась в 9 классе на уроках истории в рамках первого концентра исторического образования. Главная цель данного занятия – это не столько изучение самих событий, а попытка рассмотреть проблемы связанные с этим событием и последствия вызванные им. Мне представляется оптимальным проведение урока по этой теме в форме поэтапного практикума.

Весь урок разбит на три этапа, которые связаны с решением проблемных задач. Группа работает над решением тремя подгруппами (в соответствии с этапами работы). На уроке обучающиеся выполняют несколько вариантов заданий для самостоятельной работы: работа с историческим документом, задание на знание фактов, персоналий и событий, работа с исторической картой, работа со статистическим материалом, работа со схемами и таблицами, работа с заранее подготовленными сообщениями обучающихся. Такой большой объем информации необходим , чтобы подвести обучающихся к решению главного проблемного вопроса урока. Электронная презентация на уроке выполняет роль не только иллюстративную, но и дополняет учебное пособие, т.к. на слайдах презентации есть задания по теме урока с инструкциями к ним.

Цель урока: На основе изучения различных источников исторической информации выделить особенности Октябрьской революции 1917 года и выяснить степень ее влияния на развитие исторического процесса в России

Задачи:

Образовательные:

  1. Выявить причины и особенности Октябрьской революции и реакцию на нее общества;
  2. Рассмотреть особенности взаимоотношений политических партий с октября 1917 по весну 1918 годов;
  3. Изучить особенности внутренней политики и формирования государственных органов власти большевиками в конце 1917-начале 1918 года;
  4. Рассмотреть особенности и последствия внешней политики большевиков;
  5. Выявить особенности и последствия формирования однопартийной диктатуры большевиков;

Развивающие:

  1. Развитие умения проводить сравнительный анализ исторических явлений и событий;
  2. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и выделять главное;
  3. Развитие умения работы с историческим документом, исторической картой, диаграммой;
  4. Умения выполнения работы по заданной инструкции;
  5. Развитие умения формулировки промежуточных и окончательных выводов и подведения итогов;
  6. Развитие умения критического мышления;
  7. Развитие умения работать в коллективе, выполняя поставленные перед группой задачи;

Воспитательные:

  1. Воспитание гражданственности, уважения и интереса к истории своего Отечества;
  2. В процессе работы по группам воспитание ответственности и уважения к своим товарищам.

Межпредметные связи: обществознание, география.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения (схемы, диаграммы), репродуктивный, эвристический

Формы работы: вступительное слово преподавателя, фронтальная беседа, изложение нового материала преподавателем в сочетании с самостоятельным выполнением заданий по инструкциям, общее обсуждение и формулировка выводов проблемных заданий и вопросов.

Средства обучения: Медиапроектор, компьютер, электронная презентация – сопровождение к уроку, доска, карточки с инструкциями по выполнению заданий, карточки с табличками.

Критерии и методы диагностики эффективности занятия: беседа, участие в обсуждении , формулировке выводов и ответов на проблемные вопросы.

Хронокарта занятия 

№ этапа  Название этапа время, мин.
1. Оргмомент 3
2. Актуализация знаний 6
3.
3.1.
3.2.
3.3. 
Работа по изучению новой темы:
I этап
II этап
III этап
31:
10
11
10
4 Подведение итогов и выводов 4
5 Домашнее задание 1

План изучения темы.

  1. Октябрьская революция и реакция на нее общества.
  2. Формирование новой государственности.
  3. Формирование однопартийной диктатуры.

Ход занятия

Этап урока Цель Содержание учебного материала Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Методическоеобеспечениезанятия

1. Оргмомент

Проверка готовности обучающихся к работе и ознакомление с темой урока

 

Приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему урока и особенность его проведения

Приветствуют преподавателя, Знакомятся с темой и особенностями проведения урока

Слайд 1

Титульный слайд

2. Актуализация знаний и подготовка к изучению новой темы

Подготовить обучающихся к работе над новой темой: «Октябрьская революция и ее последствия»

 

Беседа по теме: «Альтернативы развития России после Февральской революции»

 

Беседа по теме: Постановка проблемного вопроса урока и заданий для работы по этапам практикума

Участвуют в беседе. Уясняют задачи на урок и получают задания для работы по группам и инструкции по работе над заданиями

Слайд 2 Приложения 3 (инструкции)

3. Изучение новой темы

Выделить особенности Октябрьской революции 1917 года и выяснить степень ее влияния на развитие исторического процесса в России

 

 

 

 

3.1. I этап. Октябрьская революция и реакция на нее общества

Выявить причины и особенности Октябрьской революции и реакцию на нее общества

 

События октября 1917 года, II съезд Советов, разрыв с меньшевиками и правыми эсерами «Триумфальное шествие Советской власти»

А) Объясняет особенности выполнения задания

№ 1.1 и инструктаж по выполнению. Рассказ о событиях Октябрьской революции.

Проверка выполнения

Задания №1.1.

Б) Объясняет особенности выполнения Задания № 1.2 (работа с исторической картой и атласом). Проверяет выполнение и помогает сделать выводы по итогам работы над заданием.

В) Объясняет особенности работы по Заданию № 1.3 (поясняет условия и инструкции к заданию, данные на слайде)

Проверяет выполнение в ходе эвристической беседы

Подведение итогов по работе на I этапе.

Помогает обучающимся сформулировать ответы на проблемные вопросы, данные для работы на I этапе

 

А).Участники подгруппы №1 уясняют особенности выполнения заданий и выполняют их.

Задания распределяются между членами подгруппы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение заданий № 1.2, 1.3 индивидуальное или групповое (пары) , а в формулировании выводов участвует вся подгруппа.

Обучающиеся подгрупп № 2, 3 записывают ответы и промежуточные выводы в тетрадь (разрешается делать только пометки к заданиям, т.к. презентация как учебное пособие выдается обучающимся для подготовки)

Слайд 3

Приложение 2

Таблица №1

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

Слайд 5

Приложение 1

 

3.2. II этап.

Изучить особенности внутренней политики Советского правительства и особенности формирования государственных органов власти

 

 

 

Ленинский план социалистических преобразований, первые декреты, формирование органов государственной власти, первая Конституция

 

Напоминает об особенностях решения проблемных заданий на этом этапе, раздает индивидуальные задания и поясняет особенности их выполнения.

А) Задание 2.1 Озвучивает первое задание. Заполнить таблицу:

«Ленинский план преобразований и его реализация» используя данные сообщений обучающихся и материал учебника.

Контролирует выполнение задания.

После выполнения раскрывает вторую часть таблицы на слайде для сверки.

Б) Задание №2.2 заполнить схему: «Государственное устройство Советской России» и поясняет особенности выполнения задания.

После выполнения контролирует результат, используя материал слайда 7

В) Задание №2.3: «Дайте характеристику Конституции РСФСР»

Объяснения особенностей выполнения задания.

Задание выполняется с использованием материала учебника и дополнительного материала. Инструкции по выполнению на слайде 8.

Подведение итогов по работе на II этапе.

Помогает обучающимся сформулировать ответы на проблемные вопросы, данные для работы на II этапе

Подгруппа №2 уясняет особенности работы на этом этапе.

 

Двое обучающихся делают подготовленное сообщения(предварительные задания) по темам: «Ленинский план социалистических преобразований» и «Первые декреты Советской власти»

Вся группа заполняет таблицы, сверяются по образцу

 

 

 

Б) Один обучающейся из подгруппы №2 выполняет задание у доски и отчитывается после выполнения работы (группа записывает схему в тетрадь)

Примечание: это задание может выполняться параллельно с заданием №2.1

 

В) Обучающиеся работают по инструкции и вместе с преподавателем в ходе эвристической беседы формулируют выводы.

 

 

 

Подведение итогов по работе на II этапе.

Вместе с преподавателем обучающиеся подводят итоги работы и формулируют ответы на проблемные вопросы. Сверяются с образцом на слайде 9

Слайд 6

 

Таблица 2

Приложение 2

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

Слайд 9

3.3. Ш этап. «Формирование однопартийной диктатуры»

 

Рассмотреть особенности и последствия внешней политики большевиков. Выявить особенности формирования однопартийной диктатуры.

 

  1. Судьба Учредительного собрания
  2. Брестский мир: выход из кризиса или национальное предательство
  3. Последние союзники: причины разрыва

 

Поясняет особенности работы на этом этапе.

Уточняет план работы по этой подтеме и особенности заданий

А) Задание 3.1(а) Поясняет особенности работы с диаграммой и вместе с обучающимися в ходе проводит анализ данных по партийному составу депутатов Учредительного собрания, помогая сформулировать ответ на вопрос к заданию

Б) Задание 3.1.(б) Напоминает об особенности работы с историческим документом. В ходе эвристической беседы помогает провести анализ документа

В) Задание 3.2.Поясняет особенности работы с над данным заданием

Подведение итогов по работе на III этапе.

Входе эвристической беседы помогает сформулировать ответы

На вопросы к этапу

 

 

А) Обучающиеся подгруппы №3 вместе с преподавателем проводят анализ и делают выводы, а остальные обучающиеся делаю пометки в тетрадях и уясняют особенности работы со статистическим материалом

Б) Работая по инструкции проводят анализ и делают выводы.

 

В) Используя инструкции выполняют Задание и заполняют таблицу: «Итоги Брестского мира», Вместе с преподавателем формулируют выводы

Подведение итогов по работе на III этапе.

Формулируют ответы на проблемные вопросы к этапу. Вся группа записывает результаты сверяясь с результатом на слайде

Слайд 10

 

Слайд 11-12

 

 

Слайд 13

Приложение 1

Документ 3

Слайд 14

Приложение 2

Таблица 3

 

Слайд 15

4. Подведение итогов по изучению темы и выводы

Выяснить степень влияния Октябрьской революции 1917 года на развитие исторического процесса в России

 

Ответ на проблемный вопрос к уроку: «Можно ли сказать , что Октябрьская революция и партия большевиков привели страну к Гражданской войне?»

 

Преподаватель в ходе беседы вместе с обучающимися всех трех подгрупп еще раз подводит итоги работы на этапах (ответы на проблемные вопросы к этапам) и помогает сформулировать ответ на главный проблемный вопрос к уроку

Используя данные промежуточных выводов по работе над темой проводят анализ материала и формулируют ответ на проблемный вопрос к уроку

Слайд 16

5. Домашнее задание

Закрепить материал изученный на уроке и подготовить обучающихся к изучению новой темы: «Гражданская война»

Используя материалы урока составить рассказ о причинах и участниках Гражданской войны

Дает задание, поясняя особенности его выполнения

Уясняют особенности выполнения задания

Слайд 16

Примечание: электронная презентация выдается обучающимся в качестве учебного пособия для подготовки домашнего задания.

Приложение.