Истинное и ложное в рассказе В.Чугунова "Синий ветер Алатау"

Разделы: Литература


Цель: познакомить учащихся с творчеством кузбасского писателя Виктора Чугунова.

Задачи:

продолжить наблюдения над особенностями индивидуальных способов создания образов героев;
– продолжить работу над антитезой и параллелизмом как литературными приемами;
– совершенствовать умения обнаруживать в художественном произведении актуальные для современного читателя темы и проблемы, научить трактовать их в контексте современной жизни.

Оборудование.

1. Портрет писателя.
2. На доске – словарная работа.

Истина – то, что существует в действительности, отражает действительность, правда.

Ложь – намеренное искажение истины, неправда.

Неродъ (неродыш) – неурод, недород, неурожай (В. Даль).

Новелла – малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики.

3. Таблицы сравнительного анализа.

Предполагается прочтение рассказа учениками дома. Дано дифференцированное групповое домашнее задание:

1-й группе: выписать в тетрадь сравнительную портретную характеристику героев.

2-й группе: выписать в тетрадь (или представить в виде таблицы) взгляды героев на жизнь.

3-й группе: провести параллель между героями (найти сходство между ними ).

Ход урока

I. Сообщение ученика о биографии, этапах творчества и особенностях художественного стиля В.А.Чугунова.

– В 2012 году исполнилось 75 лет со дня рождения нашего кузбасского писателя Виктора Александровича Чугунова. Виктор Чугунов – шахтер, писатель, родился в 1937 году в г.Барнауле. С 1954 г. жил в Кузбассе в городе Междуреченске. Окончил Сибирский металлургический институт. С 1959 года работал на шахте “Томусинская 1–2”. В 1969 был принят в члены Союза писателей СССР. В 1970 году окончил Литературный институт им. А.М.Горького.

Старт Чугунова-писателя был очень удачным. В 1966 г. он был в г.Кемерово на семинаре молодых литераторов Западной Сибири и Урала. Кемеровский семинар молодых литераторов Западной Сибири и Урала , проводимый тогда недавно созданным Союзом писателей России (ранее во всех республиках были Союзы писателей как отделения союза писателей СССР, кроме Российской Федерации), собрал невиданную до тех пор плеяду талантливой сибирской молодежи на встречу с большими мастерами российской литературы, возглавлявшими новый российский сою. На семинаре Виктор Александрович прочитал свой рассказ “Локомобиль”. Как вспоминают очевидцы, руководитель секции Сергей Антонов спросил тогда автора: “Где же вы были раньше?”. И сказал уверенно, сразу: “Это писатель”. Через публикацию в центральной прессе рассказа о кузбасском молодом таланте узнала вся страна. Газеты писали о появлении Чугунова как о “сенсации”. Чугунов искал свой стиль, свой жанр. Основная примета творчества Чугунова – новеллистичность. Писатель берет жизнь на изломе, в тот момент, когда многое рушится в привычном ходе бытия или наоборот – создается. И экстремальное выявляет то, что в буднях не всегда явно – природу человеческого характера.

В 1967 году в Кемеровском книжном издательстве вышел первый сборник рассказов В.Чугунова “Полметра до катастрофы”.

В 1973 году трагически погиб.

В 1973 году в Москве в издательстве “Современник” вышел сборник повестей и рассказов В.Чугунова “Таежина”.

II. Слово учителя об истинном и ложном в жизни (опора на жизненный опыт учащихся).

Жизнь – это общение. Нас окружают друзья, подруги, одноклассники. Мы совершаем поступки, пытаемся дать им оценку. У каждого свой характер, свои привычки, свое отношение к жизни. Пытаемся ли мы понять поступки других? Часто ли наше представление о том или другом человеке бывает истинным? Случалось ли нам сталкиваться с ситуацией, когда твой друг или подруга раскрывались с другой стороны, т.е. то, что мы считали истинным, настоящим, оказывалось ложным, притворством? (Заслушать 2–3 ответа.)

Как пример этого рассмотрим на уроке рассказ нашего земляка Виктора Чугунова “Синий ветер Алатау”.

III. Выявление первоначального восприятия рассказа.

  1. Понравился ли рассказ?
  2. Где и когда происходит действие?
  3. Кто герои рассказа?

(Геннадий Дорофеев – шахтер, проводник; Семен Лопатин – крестьянин.)

IV. Проверка домашнего задания.

Вопрос к первой группе.

? Опишите внешность героев. Какой прием положен в основу портретной характеристики героев?

Предполагаемый ответ.

Дорофеев Лопатин
парень что надо

приземист, темнолиц, нос гнутой хребтиной

синеватые зубы

берет

лицо удивляло простотой

парное, красное в рябинах лицо с редкими бровями

большой, неуклюжий

в старой фуражке

Вывод. Прием, используемый автором при описании внешности, – антитеза.

Вопрос ко второй группе.

– ? Как герои относятся к жизни? Одинаковы ли их позиции?

Предполагаемый ответ.

Дорофеев Лопатин
шахтер

“люди не за деньги на белом свете живут… для удовольствия”

любит природу

романтик

крестьянин

“ты об удовольствии, а я об жизни”

“за это деньги не платят”

“нелюбопытный”

совершенно прозаичен

Вывод.

Герои разные по своим взглядам на жизнь. Лопатин прочно стоит на земле, трудяга, живет в достатке: “…изба справная, корова есть. Хозяйка на птицеферме работает, ребята учатся”. В свободное время промыслом занимается: “рыбка”, “орешки”. “Я кормлюсь”. Многое в жизни испытал, приходилось голодать. Был на фронте.

Дорофеев – человек другого плана: молодой, бесшабашный, веселый, для которого в жизни главное – получать удовольствие. Для Лопатина он “неродыш, а не шахтер”. К Лопатину он относится без уважения (“тусклый”), т.к. он не разделяет его взгляды.

– ? Какие отношения складываются между героями?

Предполагаемый ответ.

Сложные. Один издевается “грубо” и “обидно”, другой “злобится”; начинают угрожать друг другу:

Лопатин: “Брось надо мной изгаляться… Я хожу за тобой хожу, но терпенье мое лопнет: исхлещу как собаку”.

Дорофеев: “Возьми на полтона ниже, не то в кусты сверну и помаршируешь в глубоком одиночестве”.

Лопатин: “Я еще свое возьму, – сквозь зубы пригрозил. – Пришибу, неродыш…Ей-богу, пришибу. Возьму заместо мешка и об землю трахну”.

Находясь в таком состоянии, герои подошли к кульминационному моменту – “эпизоду со змеей”.

– ? Зачем Дорофеев пугает Лопатина змеей?

Предполагаемый ответ.

Дорофеев продолжает издеваться над Лопатиным, он играет с чужой жизнью, и это доставляет ему удовольствие. Вспомните эпизод с мнимым медведем. Дорофеев наслаждается, наблюдая за поведением Лопатина, который от испуга прячется, мечется, а он веселится и смеется, зная, что это – игра.

Игра с чужой жизнью продолжается, но она переходит в другую стадию. Это уже не мнимая угроза, а реальная опасность: “Гадюка надменно и жестоко следила за людьми. Змея подняла голову и зашипела”.

– ? Испугался ли Лопатин?

(“Обмер”, “отклонился”, “закричал”, “в испуге всплеснул тяжелой рукой”, “ударил по локтю”.)

– ? Так ли все получилось, как задумал Дорофеев (увидеть испуг другого человека и этим насладиться)?

(Нет, дело принимает другой оборот: ядовитая змея укусила Дорофеева.)

Учитель задает вопросы дискуссионного характера:

– Как герои ведут себя в момент смертельной опасности?

– Как проявляется в их поведении истинное и ложное?

– Как вы считаете, был ли шанс у Лопатина отомстить за унижение и издевательство над ним Дорофеева?

– Почему он спасает Дорофеева? Боится, что не выйдет один из тайги или не может по-другому?

После ответов детей учитель подводит итог.

(Не может Лопатин по-другому, на таких, как он, земля держится, он не может предать, оставить человека в беде.)

– ? Изменилось ли поведение героев?

(И да и нет. Лопатин активен, а Дорофеев пассивен, но продолжает играть):

Дорофеев Лопатин
спокоен

туда мне дорога

покорно лег

“рядом крутился Лопатин – нельзя быть другим”

“хватало выдержки не показать слабость”

сорвался

в минуту натаскал

разжег

сунул нож

твердо чиркнул

подбадривает, рассказывая историю Федьки Соплова, которого потоптала лошадь

Вывод.

Дорофеев боится показаться слабым. Играя жизнью других, чуть не расплатился своей. Даже в минуту смертельной опасности он напускает на себя вид спокойного человека, хотя “как все, боялся смерти”.

– ? Меняется ли отношение героев друг к другу после случившегося?

(Да, меняется. Они прониклись уважением друг к другу. “Лопатин удивляется, что парень оказался сильным, и не было уж сомнения, что он настоящий шахтер”. Превозмогая боль, Дорофеев заставил себя подняться, идти впереди, выполняя свою роль проводника, до позднего вечера. Дорофеев испытывает угрызение совести. Укус змеи, как возмездие, заставил по-другому посмотреть на себя, на Лопатина, на жизнь. Происходит осмысление жизненных реалий. “Его охватило болезненное ощущение вины перед кем-то. Он запомнил это отчетливо и навсегда”.)

– ? Вопрос к третьей группе. В начале рассказа герои были явно противопоставлены друг другу. Можем ли мы найти сходство между ними к концу повествования?

Предполагаемый ответ.

Дорофеев – Лопатин:

  • сильный характер,
  • способность уступить,
  • умение оценить другого,
  • мужество признать ошибочность своего мнения в оценке другого,
  • дружная семья.

Вывод.

Перед нами два сложных психологических характера. Чугунов тонко чувствует в человеке истинное и ложное. Автор использует свой обычный прием – через “подводное течение” рассказа обнажать его подлинный смысл. В минуту большой опасности, казалось бы, обиженный и униженный Лопатин, грозивший отомстить при удобном случае, спасает жизнь Дорофееву, укушенному гадюкой. Дорофееву, привыкшему получать от жизни только удовольствие и считать настоящими людьми только тех, кто разделят его мнение.

В конце рассказа происходит нравственное исцеление героя. Своей мечтой о синих ветрах Алатау, стремлением к возвышенному неожиданно для себя Дорофеев поделился с Лопатиным, которого раньше считал “темным”, “тусклым”, “нелюбопытным”.

Трудная таежная дорога становится дорогой новой жизни, которая, возможно, приведет героев к таким далеким сказочным синим ветрам.

Примечание.

Во время обсуждения ответов, анализа, учитель дополняет таблицы сам.

Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4.