Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка средствами IT-технологий

Разделы: Иностранные языки, Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (218 кБ)


Дайте мне точку опоры, и я переверну мир.
Архимед Сиракузский

Век информатизации вносит свои коррективы в традиционное преподавание иностранных языков. И учитель должен научиться правильно и эффективно использовать возможности информационных технологий в образовательном процессе. При этом он сталкивается с проблемами: недостаточно разработаны условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции с использованием IT, ощущается острый дефицит учебного времени из-за насыщенности программы.

Применением информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку занимались Д.В. Агальцова, Т.Е. Алексеева, М.А. Бовтенко, Л.П. Владимирова, И.Е. Гречихин, М.С. Гришина, Н.Е. Есенина, И.И. Зубова, М.П. Петрова, Т.П. Сарана и др.

Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому не случайно основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие личности учащегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствующейся в овладении иноязычной речевой деятельностью.

Считаю, что информационно-коммуникационные технологии обладают значительными возможностями в формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Можно выделить следующие направления использования IT технологий для формирования коммуникативной компетентности:

  • Обеспеченность классов интерактивными досками и наличие компьютерных программ по предмету позволяют тренировать различные виды речевой деятельности, осознавать языковые явления, а также способствуют формированию лингвистических способностей. Для групповых и индивидуальных занятий использую языковые тренажеры: «Лунтик: для изучающих английский язык» , «Изучаем английский вместе», «Уроки тетушки Совы».
  • Применение электронных учебников позволяет повысить успешность самостоятельной деятельности. Это эффективное средство реализации разноуровневого подхода и индивидуализации обучения иностранному языку. В своей работе использую электронные пособия к учебнику ”Spotlight”, которые содержат интерактивные игры, анимацию и помогают решить проблему мотивации. Занимательность, разнообразие заданий, смена видов деятельности, привнесение элементов творчества – всё это способствует оптимизации учебного процесса.
  • Использование программ Microsoft Power Point, Windows Movie Maker делает процесс изучения иностранного языка привлекательным и интересным. Обучающиеся создают компьютерные презентации, в которых представляют результаты проектной деятельности. Предлагаю ребятам различную тематику для проектов, но при этом исхожу из практической значимости темы для обучающихся. Вот некоторые из тем: « Различие британской и русской кухни», «Как сделать мой город привлекательным» и др.
  • Широкое использование Интернет-Ресурсов способствует развитию коммуникативной компетенции, дает возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации. Я использую эти погружения обучающихся в англоязычную среду во внеурочной деятельности. Многие Интернет-ресурсы рассчитаны и на самостоятельную домашнюю работу обучающихся. На второй и третьей ступенях обучения использую он-лайн тестирование для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Это снимает остроту дефицита учебного времени.
  • Использование мультимедийных средств позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход, индивидуализацию и дифференциацию в обучении. В своей работе использую ролевую игру на уроке: каждый класс в параллели снимает на видео спектакль (сказку), который является частью проекта «Schoolplay». После изучения темы снятое видео распространяется в классе при помощи мобильных устройств связи или на флеш-накопителях. Ролевая игра помогает моделировать ситуации, при которых изучение языка происходит посредством погружения в культурную среду носителей языка. При драматизации дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, являясь речевыми партнёрами, т. е. совершенствуют межкультурные коммуникативные навыки. Просматривая пьесы, дети закрепляют изученный материал и оценивают свое участие в проекте. Два раза в год проводится конкурс видеороликов «Супер видео шоу», где каждый класс может представить свою работу на суд жюри. Мной создан сайт, где показаны результаты работы по проекту и видео с внеклассных мероприятий. На сайте также прилагаются упражнения для дополнительных занятий по пройденным темам.

(Приложение 2)

- Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности интеграции обучения, например, информатике и иностранному языку. Это хороший способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, предусматривающий вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность. Выполняя задания на английском языке, обучающиеся совершенствуют практические навыки работы с компьютером. В приложении приведен пример интегрированного урока в 5классе “At home”.

(Приложение 1)

Исследовательская деятельность практически невозможна без использования компьютера. Компьютер помогает обучающимся при сборе информации, ее обработке и презентации результатов исследования.

Методом исследовательского проекта пользуюсь и в воспитательной работе с классом. На протяжении 4 лет, как классный руководитель, сотрудничала с астрономическим кружком Станции Юных Техников. Совместно с Соловьевой М.М. класс работал над исследовательскими проектами по истории и астрономии. В ходе реализации проекта обучающиеся написали письмо-запрос в астрономическое общество Норвегии на английском языке.

Таким образом, среди многообразия выбора различных технологий и форм обучения детей на школьных и внеклассных занятиях, педагогический потенциал IT технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся велик.

Результатом работы с использованием IT технологий можно считать то, что отношение детей к компьютеру становится не как к «игрушке», а как к средству, позволяющему решать собственные конкретные задачи (работа с электронным учебником, отбор информации в сети Интернет, создание реферата или проекта). Удовлетворяются запросы родителей, которые хотят видеть ребенка, способного самостоятельно принимать решение, применять на практике полученные знания и как результат социализироваться в современном обществе.

В качестве планируемых результатов я прогнозирую внедрение в сетевой проект дистанционного обучения иностранным языкам обучающихся школы.