Тема занятия: "Черты характера". 4–5-е классы

Разделы: Школьная психологическая служба


Категория участников: ученики 4-5 класса.

Время проведения: 45 минут.

Цель занятия:

  • актуализация процессов самопозниния;
  • формирования умений работать с проблемными вопросами, приводить аргументы;
  • развитие понятийного мышления;
  • формирование нравственности, развитие желания стремиться к нравственному идеалу.

Формы работы: работа с пословицами, работа в группах, элементы дискуссии.

Материалы: листы-заготовки для создания моделей, доска, маркеры, ручки трех цветов, проектор.

Результат: модель человека “тучка”, человека “солнце”, характеристика собственной личности.

Содержание занятия

1. Здравствуйте ребята. Наше занятие мы начнем с работы над пословицами. У каждой группы на столах в одном конверте лежат пословицы, в другом конверте тема, мораль пословицы, ее основной смысл. Вам необходимо прочитать пословицу и выбрать подходящее к ней высказывание. Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает. (Самообладание)

Речами тих, да сердцем лих. (Скромности и кротости)

Капля по капле и камень долбит. (Настойчивость)

Спокойные люди - силища. (Спокойствие)

Безвольный, что бездольный. (Воля)

Раскипелся, как полковая кухня. (Несдержанность, вспыльчивость)

Не задирай носа, споткнёшься. (Заносчивость)

Заморозило у проруби Фотея, а он все кричит: “Потею!”. (Упрямство)

Он мне докукой оскомину набил. (Назойливость)

Ветреного человека и в тихую погоду узнать можно. (Непостоянство)

Наш брат Исайка - без струн балалайка. (Болтливость)

Снуёт взад и вперёд, как нитка без узла. (Суетливость)

Голова-то удатна, да лень перекатна. (Лень)

Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает. (Самообладание)

У лицемера хвалы мешок, а у завистливого хулы горшок. (Зависть.Лицемерие)

Трус и таракана принимает за великана.(Трусость)

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (Трудолюбие)

Высказывания прикрепляются на доску.

2. Обобщите, пожалуйста, все эти высказывания (понятия). Как назвать все этивысказываниядвумя словами. Что все это такое. (Особенности, черты характера.)

Вот мы и подошли к теме нашего занятия? Кто мне ее сформулирует? О чем мы будем сегодня говорить? (“Черты характера”).

Тема занятия выплывает на экране (Приложение 1).
3. А что такое характер? Как вы понимаете это слово? (Выводим понятие: характер – это…)

Черты характера – это и есть свойства личности.

Определение высвечивается на экране.
4. Сейчас мы с вами составим две модели. Модель человека “туча” и человека “солнце”.

Работать мы будем вот на таких листах-заготовках.

Представьте, что в класс вошел человек “туча”. Как вы думаете, какой он? (мрачный, холодный…)

Какие у него черты характера? (Ленивый, безответственный, грубый, злой….)

Какой знак мы можем поставить возле этих качеств? (Отрицательные)

Молодцы, у нас получилась модель человека с отрицательными чертами характера.

Давайте запишем его черты характера в левой колонке, под тучкой. Работать будем ручкой с черной пастой.
5. А теперь, представьте, что в класс вошел человек “солнце”. Как вы думаете, какой он? (Теплый, светлый)

Какие у него черты характера?  (Добрый, ответственный…)

Какой знак мы можем поставить возле этих качеств? (Положительные)

Молодцы, у нас получилась модель человека с положительными чертами характера.

Запишем его черты характера в правой колонке, под солнцем. Работать будем ручкой с красной пастой.
6. Скажите, пожалуйста, а бывают на свете люди, у которых в характере только отрицательные или только положительные черты характера? Конечно, нет! У каждого из нас есть и те и другие.  
7. Сейчас мы с вами попробуем составить свой портрет. Описать свой характер. Какими же свойствами обладает каждый из вас. Для этого каждый будет выписывать в среднюю колонку наших рабочих листов черной пастой отрицательные черты из левой колонки, которые, по вашему мнению, есть в вашем характере, и красной пастой положительные черты из правой колонки. На работу у вас 3 минуты.  
8. Время вышло. Кто хочет зачитать, что у него получилось? Реальная характеристика записывается на доске. Анализируется. Если желающих детей не нашлось, можно записать свою характеристику.
9. Ребята подсчитайте, сколько у вас положительных, красных характеристик.

А сколько черных, отрицательных? Каких больше?

 
10. Ребята, а для чего нам так важно знать свои собственные достоинства и недостатки? Свои + и - ? (Для того, чтобы лучше разбираться в самом себе. Работать над собой.Изменять свой характер в лучшую сторону.)  
11. С какими людьми вам хочется общаться, с теми у которых мрачный, холодный, отрицательный характер, или с теми у которых светлый, теплый, положительный характер? Почему?  
12. Какой мы можем сделать вывод? К чему мы должны стремиться? (К нравственному идеалу?К тому, чтобы положительных, светлых, нравственных черт характера у нас было как можно больше!)

Я надеюсь, что сегодняшнее занятие помогло вам сделать первый шаг в этом направлении! Вы увидели над чем в собственном характере необходимо работать.

 
13. Как работать над собой в этом направлении мы поговорим с вами на следующем занятии. А сейчас я хочу спросить вас, легко ли вам было сегодня работать? Что показалось вам интересным? Что нового вы узнали? Что было для вас тяжело? Как вы считаете необходимо ли нам проводить такие занятия?