Открытый урок истории на тему "Золотой век Екатерины II". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Цели урока:

  • Охарактеризовать личность Екатерины II, познакомить учащихся с реформами 18 века, показать необходимость развития капиталистических отношений, сравнить политику Екатерины II и предшествующих ей правителей и сделать вывод о роли личности Екатерины II в истории.
  • Совершенствовать работу с учебником, документами, умение составлять таблицу, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, развивать логическое мышление, умение общаться, доносить до аудитории информацию, анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, устанавливать причины, следствия, связи между историческими явлениями.
  • Воспитывать на примере Екатерины II – образованнейшей женщины, желание расширять свой кругозор, развивать интерес к наукам, патриотизм, гордость за свою Родину.

Задачи урока:

  • Образовательные
    • ознакомить учащихся с внутренней политикой Екатерины II с понятием «просвещенный абсолютизм»;
    • выявить главную причину противоречивого характера внутренней политики Екатерины II;
    • добиться понимания учащимися того, что укрепляя власть дворянского сословия, Екатерины II укрепляла свою собственную власть и в этом видела свое предназначение.
  • Развивающие
    • развивать речь учащихся, отрабатывать диалоговую технологию обращаясь к личному опыту учащихся;
    • развивать логику, внимание, аналитическое мышление (на примере сравнительного приема, решения проблемных заданий);
    • развивать умение работать с историческими документами, самостоятельно делать выводы, исследовать и открывать новое, выражать свое мнение.
  • Воспитательные
    • способствовать формированию познавательного интереса к прошлому своей страны;
    • способствовать воспитанию активной гражданской позиции учащихся;
    • способствовать формированию их целостного мировосприятия.

Оборудование  к уроку:

  • портрет Екатерины Второй
  • таблица «Губернская реформа 1775г»
  • таблица «Внутренняя политика Екатерины Второй»
  • исторические справки
  • тексты группам
  •  таблица с заданиями для игры «Своя игра»
  • стенд «Санкт-Петербургу – 310 лет»

Оформление классной доски

Портрет Екатерины

Золотой век Екатерины

Проблема урока: «Можно ли назвать внутреннюю политику Екатерины просвещенным абсолютизмом?»

Внутренняя политика Екатерины

реформы «+» «–»
     
«Или умру, или буду царствовать» (Екатерина Великая) Секуляризация

«Наказ»
Уложенная Комиссия
Просвещенный абсолютизм
Жалованная грамота дворянству
Жалованная грамота городам

Губернская реформа 1775г Стенд «Санкт-Петербургу – 310 лет»

После изучения п.45  «Дворцовые перевороты» дать задания для участия в игре «Своя игра». Опережающее задание также дается одной ученице, которая будет исполнять роль Екатерины Второй.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

– Ребята! Мы продолжаем с вами изучение отечественной истории 18 века, который мы чаще всего воспринимаем как эпоху великих правителей  –  Петра I и Екатерины II. Других императоров и императриц наши школьные учебники истории рассматривают лишь в одном параграфе. И этот параграф называется – «Эпоха дворцовых переворотов». Это та эпоха, тот период, разделяющий правление двух Великих – Петра и Екатерины, весьма интересен, причем не только яркими событиями политической жизни. Вспоминается китайская пословица: «Великий человек – всегда народное бедствие». И приводить подданных в чувство после великих потрясений обычно выпадает на долю правителей не самых прославленных.
Российский престол, после смерти Петра Первого, ставший предметом торга вельможной знати и гвардии, часто занимали правители, сделавшие ставку на силу.
Мужчинам – правителям в 18 веке как – то не повезло. Император Петр 2 юношей неожиданно умер накануне своей свадьбы. Петр 3 стал жертвой дворцового переворота и был убит любовником своей жены. По меткому замечание прусского короля Фридриха 2, Петр 3 «позволил свергнуть себя с престола, как ребенок, которого отсылают спать.»
Так давайте повторим основные моменты эпохи дворцовых переворотов.

В проверке домашнего задания используем форму недавней популярной передачи «Своя игра». Правила игры в принципе хорошо известны. Я приглашаю для участия шесть человек, которые могут выбирать темы для ответов и отвечают поочереди. Игрок, давший верный ответ, получает право первым ответить на следующий вопрос. Каждый вопрос оценивается заранее известным количеством баллов. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество баллов.

Баллы:

1-10 баллов
2-15
3-20
4-25
5-30

II. Итак, «Своя игра»

1. «О ком идет речь?»

1) Я не хочу ходить по морю как дедушка (Петр II)
2) Он говорит о лошадях и с лошадьми как человек, а с людьми и о людях как лошадь (Бирон)
3) В обхождении она приятна, ласкова и чрезвычайно внимательна. Щедра до расточительности, любит чрезмерно пышность, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские. Она строго требует повиновения себе и желает знать все, что делается в ее государстве, не забывает услуг, ей оказанных, но вместе с тем, хорошо помнит и нанесенные ей оскорбления (Анна Иоановна)
4) Эта императрица обожала шутовские представления, охоту, прекрасно стреляла. За один из летних охотничьих сезонов она лишила жизни 9 оленей, 16 диких коз, 4 кабана, 1 волка, 347 зайцев, 6о8 уток, 16 чаек (Анна Иоановна)
5) Поистине нельзя было… не поразиться ее красотой и величественной осанкой. Это была женщина высокого роста, хотя очень полная, но ничуть от этого не терявшая и не испытывавшая ни малейшего стеснения во всех своих движениях. Она танцевала в совершенстве и отличалась особой грацией во всем, что делала. Ее гардероб насчитывал 150 тысяч платьев. За 1 балл она меняла до 15 платьев (Елизавета)

2. История с географией

1) Назовите три местечка в Восточной Пруссии, которые оканчиваются на – «дорф» (Кунерсдорф, Цорндорф, Гросс – Егерсдорф)
2) Столица Войска Донского (Черкассы)
3) Этот город русские брали дважды: в 1760 и 1945гг (Берлин)
4) Откуда была родом Екатерина Вторая? (Герцогство Ангальт – Цербст)
5) В какой город переехала Анна Иоановна из Митавы? (В Москву)

3. События и даты

1) 25 ноября 1741г (Дворцовый переворот. Приход к власти Елизаветы Петровны)
2) Годы правления Анны Иоановны (1730-1740гг)
3) Хронологические рамки Семилетней войны (1756 – 1763гг)
4) 1727 – 1730гг (Правление 2)
5) Годы правления «дщери Петрова» (1741-1761)
4. Военное дело
1) Какая война произошла в годы правления Анны Иоановны? (Русско-турецкая)
2) Как звали фельдмаршала героя Хотина и Яссы? (Миних)
3) С кем воевала Россия в 1741 – 1743гг? (Со Швецией)
4) С какой целью Россия принимала участие в Семилетней войне? (Ослабить прусского короля и обезопасить свои западные границы)
5) Назовите трех русских главнокомандующих – участников Семилетней войны. (Салтыков, Фермор, Апраксин)

5. Термины

1) Кондиции
2) Бироновщина
3) Секуляризация
4) Верховный Тайный Совет
5) Конституционная монархия

6. Депеши

1) Я дарую вам Манифест о вольности дворянства (Петр III)
2) Помещица Дарья Салтыкова обвиняется в убийстве и в замучительстве 100 крепостных. Лишить ее дворянства и заключить в монастырскую тюрьму. Смертной казни в моем государстве быть не должно. (Елизавета)
3) Моего сына назначили наследником русского престола, а регентом Бирона. Не бывать этому! Регентшей стану сама. Вскоре будем в Петербурге. (Анна Леопольдовна)
4) Виват тебе, гвардия! Благодаря тебе мы – на русском троне! (Екатерина I, Елизавета, Екатерина II)

7. Аргументы и факты

1) Екатерина1 управляла страной с помощью Верховного Тайного Совета. Почему?
2) Приехав в Москву, Анна Иоановна порвала кондиции. Почему?
3) А.Д.Меньшиков хотел выдать свою дочь 18-ти лет за 12-летнего Петра II. Почему?
4) Анна Ионовна престол оставила своему племяннику – Ивану Антоновичу, но страной правила Анна Леопольдовна. Почему?

8. Власть

Каким образом и с помощью чего пришли к власти:
1) Екатерина I
2) Петр II
3) Анна Иоановна
4) Иван Антонович
5) Елизавета
6) Петр III
7) Екатерина II

– Игра окончена прошу подсчитать результаты и объявить победителя.

III. Переход к новой теме:

– Ребята!
Изучаемый нами период удивительно интересный, насыщен богатыми событиями. Ведь только в 18 веке Россией правили 5 женщин. Они не только правили, но и держали на своих роскошных плечах весь век. Сегодня  одной такой женщине мы посвятим наш урок.
Тема нашего урока «Золотой век Екатерины»
Цель нашего урока раскрыть внутреннюю политику Екатерины 2 по основным вопросам: 1) государственное устройство; 2) социальная политика; 3) экономическая политика.
А главная задача – раскрыть с помощью внутренней политики проблему: Можно ли назвать внутреннюю политику Екатерины II  «просвещенным абсолютизмом»?
Помочь разобраться в этом нам поможет сама Екатерина.
Вот и она.
– Ребята! Наверное, всем вам очень интересно, что же из себя представляла эта женщина, которая правила страной 34 года. Давайте устроим пресс-конференцию.

Пресс-конференция

Газета «Ведомости»: Расскажите немного о себе: откуда вы родом, каким образом вы оказались в России?

Екатерина: Я немецкая принцесса. Родилась 21 апреля 1779г. Приехала в Россию в возрасте 15 лет. Звали меня Софья Фредерика Ангальт – Цербсткая. Стала женой наследника престола Петра Федоровича.

Масонская ложа: Как вы относились к России? Что вы делали, чтобы жить среди русских?

Екатерина: Я выучила русский язык, изучала историю, культуру, религию. Приняла христианство.

– В 1764 году Вы создали первое учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре в Петербурге. Наши девицы интересуются вашим семейным положением. Удался ли ваш брак с наследником престола Петром III?

Екатерина: Я вышла замуж за Петра в 1745 году. Наши отношения были холодными, а подчас просто враждебными.  Мы были просто очень разными.

Журнал Новикова «Трутень»: Сколько лет вы правили Россией?

– В начале вашего царствования не осталось в тайне «Дело Мировича». В чем его суть?

Газета «Московские ведомости»: Как проходил ваш день?

Екатерина: Мой день начинался в 6-7 часов утра в рабочем кабинете, где я трудилась над письмами, деловыми бумагами, проектом законов. Я следила за литературными новинками, поощряла ученых и поэтов, моими стараниями был основан Эрмитаж, многое было сделано в области градостроительства, музыкального и изобразительного искусства, книгоиздания.

– Снова наши девицы интересуются: особенностью русской политической жизни 18 века был фаворитизм. У вас были фавориты?

Писатель Фонвизин: Годы вашего правления называют «Веком просвещенного абсолютизма» Правда ли это?

Екатерина: А давайте вместе попробуем обсудить эту проблему

Учитель: Ребята! Давайте все вместе постараемся ответить на этот вопрос, рассмотрим внутреннюю политику Екатерины по основным направлениям.
Групповая работа по документам. 
Там, где встречаются значки, подтвердите свои аргументы с помощью исторической справкой. На обсуждение – 7-8 минут.

Первая группа выступает по Государственному устройству. Они раскрывают суть политики.

Екатерина: Я считаю, что результатом реформ стало завершение исторического процесса государственного устройства Российской империи. Общественная и политическая жизнь страны подчиняется не Богу, а естественным законам. Исторический прогресс – главная идея Просвещения.

Учитель: Ребята! Подведя итоги по политике государственного, мы можем сказать о ней как о попытке политики просвещенного абсолютизма.
Просвещенный абсолютизм – распространившаяся в Европе в 1750-80-х гг, форма правления, поддерживающая распространение просвещения в рамках монархии. Самодурству ничем не ограниченного деспотизма императрица противопоставляла «здравый смысл» монархии, стоящей на страже законов, справедливости и воспитывающей народ в духе «общего блага».
Внутренняя политика императрицы была неразрывно связана с социальными отношениями в России. Как же Екатерина II решала этот вопрос в духе «просвещенного абсолютизма».

Выступление второй группы

Учитель: Екатерина! Как вы нам объясните свою социальную политику?

Екатерина: Я заботилась об укреплении своего государства, основой которого должны стать сильные сословия. Все мои реформы остались незавершенными. Но я хотела быть русской, я хотела, чтобы русские меня любили.
Я также подготовила проект «Жалованной грамоты государственным крестьянам», который, однако, не был опубликован из-за опасения дворянского недовольства.

Учитель: Ребята! Здесь мы опять видим незавершенность реформ Екатерины. Непреодолимым препятствием явилось крепостное право. Оно сдерживало возникновение сильного «третьего» сословия, резко поднимало дворян над остальным населением, исключало крестьян из сословной структуры. Но уничтожить его Екатерина была не в силах.
Но все-таки изменения в стране в период ее царствования были огромны. Расширилась территория империи, выросла численность населения. Но в городах проживало только 4%. А это означало, что страна оставалась аграрной. Таким образом, основой производства оставалось сельское хозяйство. Но все – таки Екатерина внесла свои коррективы в российскую экономику. А теперь давайте рассмотрим экономическую политику

Выступление третьей группы

Екатерина: Я хотела развития  экономики России, каким – то образом сократить отставание России от Западной Европы. Еще в начале своего правления в 1762 году я удовлетворила важнейшее требование помещиков: запретила всем недворянам приобретать крестьян для работы на мануфактурах, положив начало наемному труду.
Но! Самое главное препятствие развития экономики – крепостное право я отменить была не в силах. Хотя понимала, что просветительство резко критикует крепостные порядки.

Учитель: Конечно, замедленное развитие буржуазных отношений неизбежно привело к усилению зависимости абсолютизма в России от интересов дворянства.
– Ребята! Раскрыли ли мы нашу задачу: можно ли назвать век Екатерины веком просвещенного абсолютизма?

Мнения ребят:

  • Как мы поняли, просвещенный абсолютизм предлагал сохранение привилегированного положения дворянства как социальной опоры абсолютизма;
  • Просвещенный абсолютизм отвергал крепостное право. Но, Екатерина, как мы поняли, отменить его была не в силах. Но она старалась хоть как – то облегчить жизнь народа.

Учитель: Ребята! В нашей памяти Екатерина осталась как блестящая, как эпоха могущества и процветания России и ее главного сословия – дворянства. Екатерине было присуще понимание своей деятельности как «союза философов и государей». В этом случае мы можем назвать политику Екатерины политикой просвещенного абсолютизма.
А о внешней политике, о социальных потрясениях и о культурной жизни мы будем говорить в последующих эпохах.
Чтобы лучше запомнить нашу сегодняшнюю тему, дома будете заполнять таблицу «Внутренняя политика Екатерины II»

– Спасибо за урок! Ваши оценки ...

Приложения