Проектная деятельность учащихся в среде WikiWall

Разделы: Физика, Литература, Иностранные языки, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (784 кБ)


1. Введение.

Все больше и больше сервисов появляется в сети Интернет, и порой мы даже не успеваем отслеживать их появление. Многие из них дают возможность совместной работы пользователей в сети Интернет. Одним из таких сервисов является WikiWall, созданный компанией JetStyle из Екатеринбурга. WikiWall – онлайновый сервис для совместного создания Wiki-газеты несколькими пользователями. Это российский whiteboard-сервис.Whiteboard-сервис (в переводе – «белая доска») – это рабочее пространство, на котором несколько пользователей (даже живущих в разных городах) в режиме онлайн совместно могут создавать один документ, в котором можно писать текст, рисовать, делать пометки, добавлять различные объекты и многое другое. Whiteboard-сервисы еще называют виртуальными интерактивными досками.Wiki-стенгазета позволяет группе людей располагать на странице и редактировать блоки с текстами, картинками и видео. Wiki-стенгазета поддерживает сохранение версий и обработку вики-синтаксиса (используется диалект WackoWiki) при просмотре страницы. Создание школьных тематических онлайн-газет или газеты класса в среде WikiWall можно использовать для организации проектной деятельности учащихся.

2. Основная часть.

2.1. Организация проектной деятельности учащихся с помощью созданияWiki-стенгазеты.

Рассмотрим основные этапы создания проекта в виде вики-стенгазеты.

Этап 1. Погружение в проект.

Цель этапа – подготовка учащихся к созданию газеты.

Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создать группы учащихся для создания вики-стенгазеты.

На данном этапе учитель может предложить учащимся несколько тем. В зависимости от класса дети могут и сами предложить тему своей стенгазеты. Название газеты должно быть понятным (аббревиатуры часто вызывают недоумение). Педагог помогает детям сформулировать проблему, цель и задачи проекта; организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Учащиеся осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему будущей газеты, определяют свои потребности, распределяются по группам.

Этап 2. Планирование деятельности.

Цель этапа – пооперационная разработка модели стенгазеты с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи: определить жанр (жанры), рубрики, источники информации, способы сбора и анализа информации, возможные формы презентации; установить процедуру и критерии оценивания результата и процесса; распределение ролей (обязанностей) между членами группы (групп).

На втором этапе после определения темы онлайн-газеты необходимо разработать модель газеты. Это совокупность содержательных особенностей издания, т.е. система рубрик, форма газеты, элементы оформления.

Рубрика– раздел в газете, который объединяет материалы по тематическому, жанровому или другим признакам. Рубрики служат ориентировкой читателя на газетной полосе.

Жанр газеты – это форма подачи фактов. В зависимости от формы подачи фактов жанр может быть информационным (заметка, отчет, репортаж, интервью, опрос), аналитическим (корреспонденция, статья) ,сатирическим (фельетон, юмореска), литературно-художественным (зарисовка – литературный портрет или пейзажная зарисовка, очерк о человеке или природе). Стоит учесть, что в одном материале часто используются различные газетные жанры и на практике вообще не бывает чистых жанров. Но хотя бы придерживаться к тому или иному жанру желательно. Это позволит материалам в газете быть более разнообразными и интересными.

Источниками информации могут быть документы, записи, научно-познавательная литература, интервью или опрос, личные наблюдения, творческие работы (стихи, рисунки и т.п.).

После определения жанра газеты нужно перейти к составлению плана. В нем конкретизируется разработанная модель издания. На данном этапе нужно определить тематические блоки, их последовательность и расположение. Например, первый информационный блок – это название газеты. Под названием газеты можно расположить блок с цитатой или ключевыми вопросами, с помощью которых мы хотим привлечь читателей. После этого планируем расположение других тематических блоков. При планировании нужно обращать внимание не только на разнообразие тем для материалов, но и на их жанровое различие.

При планировании газеты не следует забывать и об иллюстрациях. Газетный рисунок – элемент подачи материалов, который выделяет ту или иную заметку из множества других, привлекает читательское внимание. Иллюстраций в газете должно быть много, но в меру. При этом они не должны копировать содержание тематического блока. Сведения о планируемых иллюстрациях также следует включить в составляемый план.

Теперь распределяем тематические блоки (рубрики) между учащимися, определяем источники информации. Возможно, что оптимальнее будет распределить роли учащихся в зависимости от редакционных обязанностей. Для создания газеты могут потребоваться редактор, корреспонденты, фотографы, верстальщики, наборщики, корректоры . Это будет зависеть от модели газеты.

Этап 3. Реализация плана.

Цель – поиск материала для вики-стенгазеты.

Задачи: самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным/групповым задачам проекта, промежуточное обсуждение полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

На данном этапе учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся, отвечает на их вопросы, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, рецензирует и корректирует поступающий материал, корректно отвергает тот или иной материал.

Учащиеся выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем-экспертом или учителем-консультантом, осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Этап 4. Оформление wiki-стенгазеты.

Цель – оформление wiki-стенгазеты на сервисеWikiWall

Задачи: структурирование полученной информации, создание и размещение тематических блоков на сервисе WikiWall; интеграция полученных знаний, умений, навыков.

При оформлении онлайн-стенгазеты в среде WikiWall члены группы одновременно работают за компьютерами. При этом каждый на своем рабочем месте. При входе в эту систему каждый из них выбирает себе аватора, имеет возможность наблюдать за деятельностью другого. Всем участникам и зрителям сразу отображаются все изменения, которые со страницей происходят. При этом дети могут обсуждать, видеть версию газеты, вносить необходимые коррективы.

Этап 5. Презентация результатов.

Цель – демонстрация wiki-стенгазеты.

Деятельность учителя: организует презентацию, продумывает и реализует взаимодействие с родителями; при необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности; выступает в качестве эксперта, принимает отчет.

Деятельность учащихся: выбирают (предлагают) форму презентации; готовят презентацию: продолжают оформлять портфолио; при необходимости консультируются с учителем (экспертом); осуществляют защиту проекта; отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.

Возможные формы презентации: телепередача; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций и т.п.

Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.

Деятельность учителя:оцениванет усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс.

Деятельность учащихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: коллективного обсуждения, самоанализа.

2.2. Несколько простых шагов для освоения сервиса:

В адресной строке Интернет браузера укажите адрес сервиса www.wikiwall.ru

На открывшейся странице вы можете познакомиться с особенностями работы сервиса, перейдя по ссылке Показать, как что-нибудь работает.

Перейдите по ссылке Сделать это всей толпой и начните создавать свою онлайн-газету. Страница в WikiWall называется стенгазетой.

Регистрация на сайте не предусмотрена, но пользователям можно представиться, указав свое имя, и выбрать аватар, также можно загрузить и свой собственный аватар (это может пригодиться, чтобы видеть, кто вносил изменения на странице). Для этого перейдите по ссылке Ты кто. По умолчанию стенгазета содержит разметку (сетку). Все размещенные объекты привязываются к узлам сетки. При желании пользователь может убрать ее.

На свободном поле стенгазеты пользователи могут размещать текстовые фрагменты (Кнопка Текст), картинки (Кнопка Картинки) в форматах JPG, GIF, PNG, а также видео из сети Интернет с сервисов YouTube или RuTube (Кнопка Видео).

Все блоки (текст, изображения, видео), размещаемые в стенгазете, получают свой номер согласно порядку их размещения пользователем. Блоки можно перемещать по странице, менять их размер, удалять или изменять заливку (только для текстовых блоков). Также текстовые блоки можно использовать для общения пользователей (писать друг другу сообщения) совместно создающих газету. Эти блоки всегда можно удалить.Кроме того, на панели инструментов стенгазеты размещены кнопки доступа к другим функциям. Например, здесь есть инструменты рисования – линия (обычная и по точкам), ластик. У линий можно изменить цвет (для этого используется команда Цвет линии).Каждую созданную версию Wiki-газеты можно назвать. Можно просмотреть состояние стенгазеты (посмотреть газету), восстановить или удалить версию из общего списка.С помощью кнопки Смотретьможно открыть созданную страницу в режиме просмотра – редактирование страницы не будет доступно.

2.3. Варианты использования сервиса WikiWall.

  • Школьные (классные online газеты). Рубрика для родителей (привлечение их внимания к образовательному процессу);
  • Тематические Wiki – газеты предметной направленности (история, химия, физика, иностранные языки и т.д.);
  • Домашнее задание с целью отработки умений работы с Интернет – сервисами или закрепление теоретических знаний по изучаемой теме;
  • Предметные недели для представления итогов деятельности учащихся;
  • Совместная работа учащихся над учебным проектом;
  • Для презентации деятельности учащихся;
  • Творческие отчеты педагогов и учащихся;
  • Как пополняемый справочник по изучаемой теме;
  • Коллективный творческий отчет об экскурсии, поездке, проведенном празднике и т.п.;
  • Одна из форм презентации учителя;
  • Презентация достижений педагогов и учащихся;
  • Развитие творческих способностей учащихся;
  • Составление личных портфолио учителя, учащихся или портфолио класса;
  • Совместная Wiki – газета со школой-партнером;
  • Рекламный инструмент для новых книг, пособий, разработок;
  • Доска объявлений в информационно-тематическом пространстве школ при подготовке к общегородским мероприятиям;
  • Реклама учебных заведений города (в рамках предпрофильной подготовки);
  • Конкурсы на создание лучшей тематической Wiki – газеты;
  • Интерактивная площадка для дистанционных семинаров, конференций.

3. Заключение.

Создание тематической онлайн-газеты в среде WikiWall можно использовать для организации проектной деятельности учащихся. Для совместного редактирования и оформления онлайн-газеты можно использовать различные способы организации деятельности. Можно организовать деятельность учащихся в компьютерном классе. Мы предлагаем другой способ.

Не секрет, что каждый учитель считает свой предмет важным и интересным. Не секрет, что учащиеся могут считать иначе. Так почему не воспользоваться новым (дополнительным) инструментом для повышения интереса к Вашему учебному предмету? Этот инструмент– учительский блог. Учительский блог – это площадка для организации взаимодействия участников образовательного процесса. Блоги, особенно профессиональные учительские, являются сравнительно новым явлением в среде педагогов. Создавая их, учителя не всегда представляют, какие дополнительные возможности открываются как для них самих, так и для других участников и читателей их блога.В условиях современной жизни школьнику необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, находить и обрабатывать нужные ему сведения, используя для этого разные средства коммуникации.

В этой связи важно привить ребёнку умение производить такое универсальное учебное действие (УУД), как запись и фиксирование информации об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ и обмен ею в образовательном процессе.Для формирования данного умения существуют различные средства. В рамках данного проекта таким средством выбрана коллективная деятельность учеников по созданию онлайн-газеты.

В рамках проекта организуется работа, нацеленная на формирование данного УУД, с помощью создания учащимися онлайн-газеты. Учащиеся знакомятся с порядком её создания, вспомогательными инструментами, рекомендациями педагога. Педагогу и учащимся предстоит создать модель онлайн-газеты с текстовым виджетом.Вучительском блоге педагог размещает сообщение с приглашением школьников к участию в работе над онлайн – газетой (сообщение должно содержать ссылку на газету). Педагогу необходимо организовать коллективную деятельность детей по созданию газеты и опубликовать в блоге ссылку на конечный результат работы.

Данный проект можно презентовать как в урочное, так и внеурочное время, а также использовать как интерактивную форму работы.

4. Используемые интернет ресурсы:

  1. sites.google.com/site/badanovweb2/home/wikiwall
  2. www.webmeetings.ru/news/8463/
  3. wikiwall.ru/
  4. www.webmeetings.ru/webconferencing/
  5. docs.google.com/presentation/d/1YQGeD7CyyD4aKBOakk9j6fAesRv6rfxyoKqZIRVz4Qg/present#slide=id.i0
  6. samsebepisatel.blogspot.ru/2009/11/blog-post.html