"Параллельные прямые. Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: ввести понятие параллельных прямых, отрезков, лучей  и понятия накрест лежащих, односторонних и соответственных углов.

Задачи:

  • Образовательные: выработать  навыки нахождения пар односторонних, накрест лежащих и соответственных углов, образованных при пересечении двух прямых секущей.
  • Развивающие: умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
  • Воспитательные: вовлечь учащихся в активную практическую деятельность; совершенствовать навыки общения, воспитывать познавательный интерес к предмету.

ХОД УРОКА

  Этапы урока Время

Слайд презентации (Приложение 1)

Действия учителя Действия учащихся
1 Организация  начала  урока 2 мин.   Настраивает учащихся на работу.  
2 Новый материал.
.
20 мин. Слайд 1 Называет  тему Записывают  тему  в тетрадь
2.1 Актуализация опорных знаний.
Повторение случаев взаимного расположения двух прямых на плоскости.
  Слайд 2 Вызывает одного из учащихся для ответа. Учащиеся  вспоминают и обсуждают случаи взаимного расположения прямых.
2.2 Определение параллельных прямых.
Повторение свойства двух прямых, перпендикулярных третьей.
  Слайд 3 Дает определение параллельных прямых и соответствующее обозначение. Напоминает свойство двух прямых, перпендикулярных третьей. Учащиеся    делают чертеж  и записывают обозначение в тетрадь.
2.3 Первичное закрепление определения[2].   Слайд 4 Вызывает одного из учащихся для ответа. Учащиеся проговаривают определение параллельных прямых.
2.4 Вводится понятие параллельных отрезков[2].   Слайд 5 Вызывает одного из учащихся для ответа. Учащиеся проговаривают определение параллельных отрезков.
2.5 Вводится понятие параллельных лучей[2].   Слайд 6 Вызывает одного из учащихся для ответа. Учащиеся проговаривают определение параллельных лучей.
2.6 Подтема:
Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.
 

 

Слайд 7 Называет тему. Записывают новый подзаголовок.
2.7
а)
Актуализация опорных знаний:
две пересекающиеся прямые.
  Слайд 8 Вызывает  троих учащихся для ответов на вопросы слайда. Проверка с использованием  анимации.  Учащиеся вспоминают определения прямых, лучей и углов и их обозначения.
2.7
б)
Актуализация опорных знаний:
две прямые пересеченные третьей.
  Слайд 9 Предлагает учащимся сосчитать количество углов, используя анимацию. Учащиеся считают вслух.
2.7
в)
Актуализация опорных знаний:
две прямые пересеченные третьей.
  Слайд 10 Вызывает учащихся.
Предлагает учащимся назвать все образованные неразвернутые углы.
Учащиеся называют углы.
2.8 Вводится понятие секущей   Слайд 11 Дает определение секущей. Записывают понятие в тетрадь, сопровождая его чертежом.
2.9
а)
Водятся понятия односторонних и
накрест лежащих углов.
  Слайд 12 Дает определения, делает пояснения. Записывают понятия в тетрадь, сопровождая их чертежом.
2.9
б)
Односторонние углы.   Слайд 13  Показывает две пары односторонних углов. Учащиеся записывают пары углов в тетрадь, сопровождая их чертежом.
2.9
в)
Накрест лежащие углы.   Слайд 14 Показывает две пары накрест лежащих углов. Учащиеся записывают пары углов в тетрадь, сопровождая их чертежом.
2.9
г)
Соотношения между углами.   Слайд 15 Используя понятие смежных углов, устанавливает соотношение между парами накрест лежащих углов. Учащиеся записывают соотношения между углами в тетрадь, сопровождая их чертежом.
2.9
д)
Соотношения между углами.   Слайд 16 Используя понятие смежных углов,
устанавливает соотношение между парами накрест лежащих и односторонних  углов.
Учащиеся записывают соотношения между углами в тетрадь, сопровождая их чертежом.
2.10
а)
Вводится понятие соответственных углов.   Слайд 17 Дает определения, делает пояснения. Записывают понятия в тетрадь, сопровождая их чертежом.
2.10
б)
Вводится понятие соответственных углов.   Слайд 18 Дает определения, делает пояснения. Записывают понятия в тетрадь, сопровождая их чертежом.
2.10
в)
Перечисляются все соответственные углы.   Слайд 19 Перечисляет все пары соответственных углов. Выписывают в тетрадь пары соответственных углов.
3.1 Закрепление.
Задача 1.
На нахождение всех  названных углов
17 мин. Слайд 20 Вызывает одновременно трех учащихся, которые выписывают пары разных углов. Делают чертеж и выписывают углы.
3.2
а)
Задача 2а[2]
В задаче меняется секущая и названия углов, которые надо выписать.
  Слайд 21 Выделяет секущую с помощью анимации.
Предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание.
Один из учащихся зачитывает ответ.
Самостоятельно выполняют задание. Самопроверка.
3.2
б)
Задача 2б[2]   Слайд 22

 

Выделяет секущую с помощью анимации.
Предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание.
Один из учащихся зачитывает ответ.
Самостоятельно выполняют задание. Самопроверка.
3.2
в)
Задача 2в[2]   Слайд 23 Выделяет секущую с помощью анимации.
Предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание.
Один из учащихся зачитывает ответ.
Самостоятельно выполняют задание. Самопроверка.
3.3
а)
Задача 3а[3]   Слайд 24 Предлагает учащимся назвать все пары накрест лежащих углов. Проводит доказательство равенства углов в каждой паре, обращая внимание учащихся на вертикальные и смежные углы. Выполняют чертеж и записывают доказательство в тетрадь.
3.3
б)
Задача 3б[3]   Слайд 25 Предлагает учащимся назвать все пары соответственных углов и доказать их равенство.
Один из учащихся записывает доказательство на доске.
Записывают доказательство в тетрадь.
3.3
в)
Задача 3в[3]   Слайд 26 Предлагает учащимся  самостоятельно назвать все пары односторонних углов и доказать, что их сумма равна 180о .
Один из учащихся приводит доказательство.
Самостоятельно выполняют задание. Взаимопроверка.
4.1

 

Итоги урока

Итог урока осуществляется в виде небольшого теста[2]
а) на параллельные прямые

4 мин. Слайд 27 Предлагает варианты ответов. Учащиеся должны выбрать правильную концовку определения параллельных прямых. Учащиеся выбирают правильный ответ и проговаривают определение параллельных прямых.
4.2 б) на параллельные отрезки   Слайд 28 Предлагает варианты ответов. Учащиеся должны выбрать правильную концовку определения параллельных отрезков. Учащиеся выбирают правильный ответ и проговаривают определение параллельных отрезков.
4.3 в) на виды углов   Слайд 29 Предлагает варианты ответов. Учащиеся должны выбрать правильные утверждения  на виды углов. Учащиеся выбирают верные утверждения.
5. Домашнее задание (Приложение 2) 2 мин. Слайд 30 Раздает листы с домашним заданием и делает пояснения. Получают задания, слушают пояснения.

Литература:

1. Атанасян Л.С., Бутусов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных учреждений.
2. Гаврилова Н.Ф. Универсальные поурочные разработки по геометрии. 7 класс. Москва «ВАКО» 2007.
3. Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. Геометрия. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Атанасяна Л.С. Волгоград, 2013.