Литературное чтение "Два Мороза"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: знакомство с русской народной сказкой “Два Мороза”.

Задачи:

- формировать коммуникативные компетенции обучающихся через работу с текстом, отрабатывать умение анализировать поступки героев, давать сравнительную характеристику главным персонажам;

- совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения; развивать речь, память, воображение, мышление, творческие способности;

- воспитывать позитивное отношение к труду.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран для показа электронной презентации, фонограмма “Завывание вьюги”, карточки с текстом пословиц.

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

- Ребята, у нас сегодня на уроке чтения очень много интересной работы.

- Девизом нашего урока станет пословица, которая записана на доске, прочитаем её Упустишь минутку – потеряешь час”.

- Так давайте же не потеряем ни одной минутки нашего драгоценного времени!

2. Речевая разминка (чтение скороговорки)

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре…
В январе, в январе
Много снега на дворе…

3. Проверка домашнего задания. (Звучит музыка “Завывание вьюги”)

- О чем вам эта музыка говорит? (О суровой зиме, метели)

- Мы с вами начали читать произведения о зиме. Одно из таких произведений вам было задано на дом – выразительное чтение стихотворений С.Есенина.

2-3 ученика читают выразительно стихи стр.195, 196.

- Поэты говорят о зиме как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз - зима не настанет. Явится зима - наведёт мосты на реках, загонит птиц и зверей по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, укутываться потеплее и приговаривать: “Ай, да мороз!”

Лесом частым
Полем вьюжным
Зимний праздник к вам идёт.
Что за праздник?

Скажем дружно:
Это праздник - Новый год!

- А какой Новый год без сказки?

- И вот сегодня мы познакомимся с одной очень интересной и поучительной сказкой, а как она называется, вы узнаете, когда прочитаете тему нашего урока.

(Дети читают название сказки, которое записано на доске)

Русская народная сказка “Два Мороза”.

4. Чтение текста учителем.

- Понравилась ли сказка?

- Какой момент сказки самый интересный?

- Почему это сказка, а не рассказ?

5. Словарная работа.

- В этой сказке встретятся новые слова, значение которых, как мне кажется, не все из вас знают. Давайте прочитаем эти слова.

КОЛОКОЛЬЧИК, БУБЕНЧИК металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

КУПЕЦ богатый человек, владелец лавки или магазина.

КРЕСТЬЯНИН - живёт в деревне, занимается обработкой земли, беден. живёт в деревне.

ДРОВОСЕК – человек, который рубит дрова.

ПОЛУШУБОК – короткая зимняя одежда.

ЁЖИТЬСЯ - сутулясь, сжиматься всем телом при ощущении холода.

- Ребята, в сказке встретятся несколько “трудных” слов. Давайте потренируемся в чтении этих слов.

- ПРО-ЕЗ-ЖАЯ ДО-РО-ГА

- СВИСТ-НУ-ЛИ

- КО-ЛО-КОЛЬ-ЧИК

- БУ-БЕН-ЧИК

- ВЫ-КО-ЛА-ЧИ-ВАТЬ

- ПО-ЗА-БА-ВИТЬ-СЯ

6. Физминутка.

Дровосеками мы стали,
Дружно топоры подняли.
По полену – бах! бах!

7. Работа с произведением.

Чтение текста учащимися самостоятельно:

В полголоса за ведущим. (Затем по цепочке)

8. Беседа после прочтения

- Куда ехал купец? (Купец едет в город)

- А крестьянин? (В лес по дрова)

- Как одет купец? (Шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи)

- А как одет крестьянин? (Полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые)

- Какую забаву придумали морозы? (Людей поморозить)

- Почему младший брат решил, что проще всего ему будет заморозить крестьянина? (Полушубок старый, шапка дырявая….)

- Удалось ли братьям Морозам осуществить задуманное?

- Для чего крестьянин бил полушубок поленом?

- Кто и почему выиграл спор? (Мороз - Синий нос)

9. Характеристика героев

- Давайте попробуем охарактеризовать каждого героя.

МОРОЗ СИНИЙ НОС - каков он?

(Старый, мудрый, много пожил, у него большой жизненный опыт)

МОРОЗ КРАСНЫЙ НОС – (молод и глуп, мало опыта, не умеет предвидеть)

КАКОВ КУПЕЦбогатый, ленивый, даже ради себя не может сделать ничего, ни похлопать руками…

КРЕСТЬЯНИН трудолюбивый, любит животных – бережет их, догадливый, не унывающий.

Так какая же основная мысль сказки?

(Топор лучше шубы греет)

10. Чтение сказки учащимися по “ролям”

(Сидоров К. Артемов С. Вахрушев С. – 1 часть)

(Козловский В. Филимонов К. Лизун Вл. – 2 часть)

- Сказка обязательно чему-то учит, а выдуманный мир всегда несёт с собой мудрую мысль, ведь многие русские народные сказки заканчиваются словами “СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК”.

- Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

11. Итог урока.

Групповая работа (соберите пословицы, объясните смысл).

12. Домашнее задание

- Ребята, дома ещё раз перечитаете сказку и нарисуете рисунки к понравившемуся эпизоду.

Молодцы. Спасибо за урок.

Литература

1. Кутявина С.В.

Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. - М.: ВАКО, 2012.

Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс / Сост. С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2012.

2. Ресурсы Интернета.

3. Словарь русского языка: В 4 т./АН СССР, Ин-т Рус. Яз.: Под ред. А.П.Евгеньевой. - 3-е изд. - М.: Русский язык, 1985-1988.

Презентация