Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель урока: Сформировать у обучающихся представление об обмене веществ.

Задачи урока:

1.Образовательные: Раскрыть сущность обмена веществ, разъяснить значение пластического и энергетического обменов, их взаимосвязь, раскрыть особенности обмена воды, минеральных солей, белков, жиров, углеводов.

2. Развивающие: развивать умения работать с учебником; научить делать самостоятельные выводы и обобщения; продолжить развитие умений сравнивать биологические процессы, анализировать.

3. Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету; содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, воспитывать положительные мотивы к учению.

Методы: фронтальная беседа, проблемные вопросы, групповая работа, синквейн.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд №1,2

Учитель:Урок мы начнем с изучения новой темы “Обмен веществ. Виды обмена веществ”.

Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим разнообразием живых существ. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, строением. Но объединяет всех их одно - жизнь.

Вопрос классу: - Ребята, давайте вспомним признаки живых организмов.Слайд № 3

Проникнуть в тайны жизни человек пытался очень давно. Было доказано, что различие между живой и неживой природой заключается в особом строении живого существа и в специфических химических процессах, постоянно происходящих между организмом и внешней средой. Совокупность этих процессов и представляет собой основу жизни - обмен веществ.

- Дайте определение обмена веществ. Слайд №4

Любой живой организм – открытая система, которая потребляет из окружающей среды различные вещества и выделяет в окружающую среду продукты жизнедеятельности.

Вопрос классу: - Какие вещества поступают в организм человека из окружающей среды? (ответы учащихся). Слайд № 5

- Какие вещества удаляются из организма человека в процессе жизнедеятельности? (ответы учащихся). Показ слайда № 6

2. Активизация знаний учащихся (вызов).

Учитель задает вопросы классу. Слайд № 7

1. Что такое обмен веществ?

2. Что такое ассимиляция?

3. Что такое диссимиляция?

4. Какова роль обмена веществ в организме?

5. В чем сущность подготовительного этапа обмена веществ?

6. Чем завершается подготовительная стадия? Где она происходит?

7. В чем состоит физиологическая роль жиров?

8. Где образуются основные запасы углеводов в организме, в виде какого соединения они существуют?

9. Почему растущий организм нуждается в белках больше, чем взрослый?

10. Что является конечными продуктами распада углеводов, жиров, белков?

Учащиеся не могут дать ответы на все эти вопросы.

Учитель: Пока мы еще не можем ответить на все эти вопросы, т.к. нам не хватает информации. Чтобы ответить на вопросы, нам надо обратиться к новому материалу.

3. Изучение нового материала (осмысление).

Текст параграфов № 36, 37 разбиваются на отрывки для самообучения. Учащиеся садятся в группы по 5-6 человек. Каждая группа работает с определенным текстом.

  • 1 группа – Две стороны единого процесса обмена веществ.
  • 2 группа – Обмен воды и минеральных солей”.
  • 3 группа – Обмен белков в организме.
  • 4 группа – Обмен жиров.
  • 5 группа – Обмен углеводов. Нарушения обмена веществ. Слайд №8

Приложение 1, Приложение 2.

Алгоритм работы учащихся в группах:

1. Каждый учащийся в группе читает текст.

2. Все вместе учащиеся составляют опорный конспект в виде кластера, таблицы, схемы, рисунка, записи отдельных ключевых слов фиксируют главные для них понятия.

3. Этот конспект выполняют на листе ватмана (1 ученик), все остальные у себя в тетрадях.

4. Каждая группа выбирает 1 ученика своего “эксперта” или “ специалиста”, который будет выступать со своей презентацией у доски.

Презентация всех групп у доски.

От каждой группы выходят “специалисты”, вывешивают на доске презентационные листы, идет рассказ новой темы.

Все остальные учащиеся во время презентации делают в своих тетрадях опорные конспекты других групп. По окончании презентаций у всех учащихся в тетрадях должно быть 5 опорных конспекта.

После каждой презентации учащихся идет показ слайдов по соответствующей теме.

  • 1 группа – слайды № 9-13
  • 2 группа – слайды № 15-18
  • 3 группа – слайды № 20,21
  • 4 группа – слайд № 22
  • 5 группа – слайд № 23- 29

4. Стадия рефлексии.

Учитель: А теперь снова попробуем ответить на вопросы, которые задавались вам вначале урока.

- Идет работа по вопросам.

Для закрепления нового материала учащиеся составляют синквейны. Показ слайда. № 30

Затем идет обсуждение синквейнов, выбираются наиболее удачные и записываются в тетрадь.

Пример синквейна: Слайд № 31

1. Обмен веществ.

2. Пластический, энергетический.

3.Синтезируются, распадаются.

4. Обмен веществ - важное свойство всех живых организмов.

5. Метаболизм.

Более сложный уровень рефлексии предполагает решение задач, ответы на которые нельзя прямо найти в учебнике.

Например:

1. Вычислите свою примерную суточную потребность в воде, если суточная потребность в ней для взрослого человека равна 40 г. на 1 кг.массы тела.

2. Почему жители полярных стран много употребляют жирной пищи?

3. Объясните следующий факт: белую мышь кормили исключительно белками и не давали ей углеводы. После смерти мыши в её печени был обнаружен животный крахмал – гликоген.

4. Отличается ли масса вылупившегося из яйца цыпленка и остатков скорлупы от массы яйца, определенной до инкубации?

5. При откорме свиней использовали корм, богатый углеводами. Однако, несмотря на отсутствие жиров, у животных образовался толстый слой подкожного жира. Почему?

6. Кенгуровая крыса, моль, мучной червь могут всю жизнь обходиться без воды. Как им это удается?

В результате беседы можно поставить некоторым учащимся оценки.

Или можно провести небольшую проверочную работу в виде, биологического диктанта по изучаемому материалу. Оценки получают все учащиеся класса.

1. Какие органы принимают участие в выведении воды из организма человека?

2. Какие 2 основные функции выполняют органические вещества в организме?

3. До каких конечных продуктов расщепляются белки в клетках человека?

4. На какие вещества распадаются жиры под действием ферментов пищеварительного канала?

5. Каковы основные функции жиров в организме?

6. В какой форме запасается избыток углеводов у человека?

7. Каковы основные функции белков в организме?

8. Какова основная функция углеводов?

9. Дайте определение пластическому обмену.

10. Дайте определение энергетическому обмену.

5. Итог урока. Слайд №32

6. Домашнее задание: параграфы №36, 37.