Шедевры китайской культуры

Разделы: МХК и ИЗО


1. Введение.

На протяжении тысячелетий на территории Китая развивалась яркая культура.

На культуру Китая повлияло отношение к природе, как к органичному целому, живущему по своим законам.

Именно природа и закономерности её развития оказались в центре творческих поисков, надолго определивших особенности развития всех без исключения видов искусств. Жизнь человека в Китае соизмерялась с жизнью природы, её циклами, ритмами, состояниями. В Греции человек был “мерой всех вещей”, а в Китае он лишь малая частица природы.

Конфуцианство и буддизм оказали влияние на китайскую культуру. Многие китайские достижения относятся к Средневековью.

Китай все страны мира превзошёл,
Во всех искусствах до вершин дошёл.

2. Шедевры Китайской архитектуры.

Особенностями китайского зодчества является то, что зодчие могли найти наиболее живописное и естественное место для архитектуры. На вершине гор, высятся монастыри, в труднодоступных местах сооружены китайские храмы и пагоды, по краям дорог высятся каменные стелы, в центре шумных городов возведены роскошные дворцы императоров.

Вдоль северо-западной границы на 5 км протянулась Великая Китайская стена. Её возведение относится к 4-3 векам, завершилось в 15 в. Её назначение в том, чтобы оградить Китайское государство от набегов кочевых племён с севера. По её верху проложена дорога шириной 5-8 метров для продвижения войска. Это сооружение призвано было ограждать мощь Китайской державы.

Одно из наиболее распространённых построек стала пагода - мемориальная башня, возведённая в честь деяний великих людей.

Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50 метров Внешний облик пагоды прост ,в нём почти не используется декоративное убранство. Отличительной чертой пагоды являются заострённые края кровли. Это облегчает здание и подчёркивает устремлённость кверху.

64 метровая пагода Даяньта (Большая пагода диких гусей) - один из лучших образцов китайского стиля в зодчестве. Название пагоды восходит к легенде о знаменитом паломнике, которому во время странствия из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они и указали место для возведения пагоды. Даяньта на фоне обширной горной гряды, возвышается над окрестностями города Сиань - бывшей столицы китайского государства. Семь этажей отделённых друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды, подчёркивая её устремлённость к небу. Вот почему издалека она производит впечатление тяжести и массивности.

Благодаря вытянутости пропорций, пагода кажется лёгкой и изящной.

Иллюзию высоты создают создают закруглённые сверху окна. В простых и прямых линиях пагоды зодчий сумел выразить возвышенный духовный порыв и величие своего времени.

Необычайным явлением в зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в горах. Пещерный буддийский

Монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры. Почти на 2 км тянется скала высотой в 60 м., в которой на различной высоте находятся свыше 20 пещер. Некоторые из них достигают высоты 15 м. И углублены вглубь скалы на 9-10 м. Каждая из пещер посвящена определённому буддийскому богу. Внутри множество изображений скульптур и рельефов на темы буддийских сказаний и легенд. Снаружи скала украшена скульптурными памятниками, барельефами, статуями. Пещерный храм поражает своей грандиозностью.

Основной формой культовых и жилых сооружений в Китае является прямоугольный в плане павильон, главная особенность Которого резные кронштейны, поддерживающие крышу. Высокая 2-х, 3-х, 4-х скатная крыша - характерный элемент китайской Архитектуры.Внутри здание разделено на 2 или 3 нефа, а снаружи имеет галлерею со столбами, так же поддерживающими крышу.

Подобная крыша защищала от снега, дождя. Скаты крыши имели строгую изогнутую форму, её концы загибались вверх. На коньках крыши укреплялись керамические фигурки с изображением фантастических животных и драконов, а позднее подвешиапли колокольчики.

Эмблемой Китая стал Храм неба в Пекине. 2-х ярусная коническая крыша, глазурованная синей черепиц конических крыш олицетворяютей, словно ослепительная горная вершина.

Грандиозный комплекс посвящён древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая. В которых почитались небо и земля.Именно это обстоятельство определило своеобразие архитектурного замысла. Обнесённый стенами он включает 3 основные святыни: Круглый в плане деревянный храм Молений об урожае, храм Небесного свода и беломраморный алтарь, где приносили жертвы духам Неба. В этом архитектурном храме много символичного: квадратная в плане территортя дворца символизирует Землю,здания храмов и алтарь. Обрамлённые круглой террасой – знак Солнца, остроконечные вершины конических крыш олицетворяют

Беспрерывный круговорот движений природных стихий.Зритель медленно прходит между арок, поднимаясь по многочисленным ступеням, постепенно вживаясь в ритм ансамбля, постигая его красоту и величие.

Мировую известность приобрело садово-парковое искусство Китая.

Подлинный шедевр садово-паркового искусства – комплекс Бенхай в Пекине.

В симметричную планировку Импераорского сада включены горки, сложенные из массивных каменных глыб, бамбуковые рощицы, посадки из редкостных деревьев и кустарников.Изящны беседки и павильоны с причудливым рисунком золотых крыш по берегам во

доёма с золотыми рыбками.В названиях павильонов отражены самые важные периоды сельскохозяйственного цикла( десять тысяч осеней, Десять тысяч вёсен) - пахота и сбор урожая.Около 700 мозаичных панно, выложенных из разноцветных камешков, украшают садово-парковый комплекс. На них изображены живописные пейзажи,изысканные растения, мифологические герои, сцены из театральных и оперных постановок.

В Императорском саду находится коллекция камней самых причудливых форм, привезённых из разных уголков Китая.

Рядом с этими необычными экспонатами зимой изеленеют сосны и шумит неувядающий бамбук, а весной пышно цветут дикая слива мейхуа и бело-розовые пионы. В начале осени источает аромат коричное дерево, пленяют своей красотой хризантемы.

3. Скульптура Китая.

Скульптура всегда пользовалась популярностью в Китае.она выражала идею могущества и неограниченной власти, ещё в 3 в. до н.э., когда сложилось государство Цинь.

Во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты.Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничные и всадники.в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора, создавшего первую китайскую державу.

Все фигуры полны экспрессии, правдоподобия и разнообразия движений.Военоначальники изображены застывшими в торжественных позах, лучники натягивают тугую тетиву, солдаты, припавшие на 1 колено, готовятся сразить невидимого врага. В раскраске вырвзилась иерархия рангов. Также были обнаружены 130 глиняных колесниц, 500 скульптурных лошадей.построенное в боевом порядке глиняное войско преданно охраняло покой своего правителя.

Погребальная пластика получила дальнейшее развитие в искусстве 7-13 вв. Погребальный ансамбль близ Сианя - столицы Китайской империи украшали скульптурные произведения, в которых воспроизведены сцены придворной жизни.Грациозные танцовшицы в ритмах танца,модницы в ярких одеждах, жонглёры и музыканты, слуги и кочевники.

Характерная особенность - связь скульптуры с буддийской религией Здесь можно увидеть страшных охранителей входа, попирающих драконов, бодтсатв-буддийских святых, монументальное изображение Будды.Одно из самых совершенных скульптур - 25 метровая статуя Будды Вайрочанны. (Владыки космического света), высеченная в горах в пещере Луньмынь.

4. Жанры Китайской живописи.

Стремление постичь через частное всеобщие законы бытия и взаимосвязь явлений составляет характерную черту китайской живописи.В основном она представлена вертикальными и горизонтальными свитками из шёлка и бумаги.вертикальные свитки развешивались по стенам и не превышали 3 м. Горизонтальные свитки предназначались для длительного рассматривания и достигали нескольких метров.Разворачивая подобный свиток зритель как бы отправлялся в путешествие.

Картины обычно писали тушью, или минеральными красками, сопровождая их каллиграфическими надписями.

Художник или цитировал поэзию или сам сочинял стихи.

Китайская живопись представлена различными жанрами: пейзажным, бытовым,портретным, историко-бытовым. Особый интерес представляют изображения типа “горы-воды”, “цветы - птицы”. Китайские художники умели выразить мысль о безграничности мира. В величественном изображении мира гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки путников.Они никуда не торопятся, просто созерцают красоту.

На горной вершине
Ночую в покинутом храме.
К мерцающим звёздам могу прикоснуться рукой.
Боюсь разговаривать громко:
Земными словами
Я жителей неба
Не смею тревожить покой
Ли Бо. “Храм на вершине горы”.

Так выразил гармонию чловека и природы китайский поэт Ли Бо.

Пейзажная живопись Китая не отличается богатством красок. Зачастую она монохромна, но сколько в ней оттенков и сочетаний.Огромное мастерство достигли художники в передаче воздушной перспективы. Тщательно продумывается формат и композиционное решение картины.Для изображения цепи гор выбирался горизонтальный формат свитка, для гористой местности с остроконечными вершинами сосен-вертикальный.

“Нельзя давать деревьев без числа: важнее показать как стройны и милы горы. Среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево.Далёкие горы нужно снижать и раскладывать, близким же рощам надо дать вынырнуть резко”.

В пейзажах китайских художников много символов: пара уточек символизировала семейное счастье, фазан-удачную карьеру, цветок лотоса – символ чистоты,гибкий бамбук - мудрость и противостояние жизненным невзгодам, сосна – аллегория долголетия, цветущая слива мейхуа - символ благородства и стойкости.

Одним из проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си. Именно в изменчивости природы заключается её красота.

Изысканно проста и немногословна монохромная картина Ма Юня “Утки, скалы и мейхуа”.

Жанр портрета - один из древнейших в китайской живописи.Он известен с 5 в. до н. э., связан с культом предков. Образ поэта Ли Бо воплощён в портрете Лян Кая.