Занятие по теме "Звук [р] в словах, предложениях"

Разделы: Логопедия


Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах,   предложениях.

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать звуковой анализ;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, зрительное восприятие;
  • корригировать и развивать личностные качества эмоционально -волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

Образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме: «Игрушки».
  • познакомить с буквой Р, соотнести звук Р с буквой;
  • формировать навыки  правильного чтения слов с буквой Р;
  • формировать навыки работы по инструкции.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к учебе;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости учащихся;
  • соблюдать правильную посадку учащихся;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: индивидуальные зеркала, рабочие тетради, предметные картинки с изображением игрушек, предметная картинка с изображением буквы Р, кукла.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ли на месте? Все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что надо, под рукой!

На доске волнистыми линиями соединены предметные картинки с изображением грузовика и игрушек (пирамидка, корабль, вертолет).   Дети, пробежав глазами по линиям, должны определить, какие игрушки повезет грузовик.

2.Введение в тему занятия.
Логопед (вывешивает на доску изображения пирамидки, корабля, вертолета).Какой звук слышится в середине этих слов?
Ученики. Звук [р].
Логопед. Как правильно надо произносить этот звук? (артикуляционный уклад).
Ученики. Губы полураскрыты; зубы разомкнуты; широкий кончик поднят вверх к альвеолам, напряжен; «моторчик» работает; воздушная струя при  выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.

3.Артикуляционная гимнастика.
Логопед предлагает детям взять индивидуальные зеркала или сесть перед большим зеркалом и выполнять следующие упражнения.
- губы «трубочкой», «рупором», «улыбочка»;
- язык «катушкой», «лопаткой», «чашечкой», поднимаем его к альвеолам и  заводим «моторчик».

4.Звук - путешественник.
Логопедвывешивает на доску картинки с изображением игрушек (пирамидка, барабан, шар, корабль, гитара, робот, грузовик, ракета). Сейчас, ребята, вы назовете слова, в которых звук [р] слышится в начале, середине и  в конце слова. После того, как вы выполните это задание, Маша подойдет к доске и соединит каждую картинку с нужной схемой.

Р

 

 

 

Р

 

 

 

Р

           

 Ученики выполняют задания.

5. Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке

Одна рука вверх, другая вниз,
рывками менять руки

То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот
Приседанья начинаем,

Повороты корпусом

Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!

Приседания

И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.

Дети садятся на свои места

6. Игра «Доскажи слог».
Логопед. Ребята, к нам на занятие в гости пришла кукла, но она не знает как ее зовут. Давайте подберем  ей имя.  Я буду произносить слоги, а вы к ним должны будете добавить слог -Ра-. И тем именем, которое вам понравится, мы и назовем нашу куклу.

Слоги: Кла…, И…, Ню…, Ве…, Тама… .

Ученики выполняют задания.

7. Дидактическая игра «Один – много».
Логопед. Сейчас я буду называть слова в единственном числе, а вы должны мне назвать тоже самое слово, только во множественном числе.
Логопед называет слова: пароход, корабль, корзина, шар, кровать.

 Ученики выполняют задания.

 8. Упражнение. Дополнить предложения по картинке.

У Тани новое … (картинка ведра)
У Нади воздушные … (картинка шаров).
Петя собирает … (картинка пирамидки).

Ученики выполняют задание.

9. Знакомство с буквой Р.
Логопед. Ребята, кукла Ира принесла нам на занятие букву, которая обозначает звук занятия. Это буква Р.
Логопед читает стихотворение про букву Р и предъявляет предметную картинку с изображением данной буквы.

Дрожу от страха до сих пор,
Воскликнуло полено,
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!

Логопед. Ребята, а теперь давайте откроем тетради и пропишем до конца строчки букву Р.

10.Развитие мелкой моторики кистей рук.
Логопед.Наши пальчики устали, давайте сделаем для них гимнастику.

Ученики выполняют упражнение «Пароход».

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка.

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх).

Упражнение «Зайка и барабан».

Зайка взял свой барабан
И ударил трам-трам-трам.

(Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу).

11. Дидактическая игра «Подбери картинки».
Логопед.  Ребята, давайте поможем кукле Ире  выбрать картинки, в названии которых есть звук [р] и правильно их назвать.
Картинки:  ведро, машина, кровать, пирамидка, мяч, юла, вертолет, самолет.

Ученики выполняют задания.

12. Повтори за мной.
Логопед. Сейчас я буду вам читать чистоговорки, а вы будете за мной их повторять.

Ро-ро-ро – у Тани новое ведро.
Ры-ры-ры – у нас воздушные шары.
Ра-ра-ра – тетя Вера.
Ар-ар-ар – на столе самовар.

13. Итог занятия.
Логопед. Вот и закончилось наше занятие. Ребята, давайте вспомним,  какой звук вы учились правильно произносить на сегодняшнем занятии?
Какое задание вам больше всего понравилось?

Ученики отвечают на вопросы.

Список используемой литературы:

  1. Анищенкова Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей. Москва, АСТ «Астрель», 2007г.
  2. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. Санкт – Петербург, изд.дом «Литера», 2005 г.
  3. Ткаченко Т. А. Логопедический альбом. Правильно произносим звук Р. Екатеринбург, «Литур», 2007г.
  4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, «Лань», 2002г.
  5. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа со школьниками. Москва, «Академия», 2003 г.