Цель начального образования на современном этапе определена Федеральным государственным стандартом начального общего образования. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности [9].
Особенности развития младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков (в Стандартах второго поколения – это базовые навыки в системе образования младших школьников). Одним из таких базовых навыков является навык чтения.
Ведь чтение – это:
- окошко, через которое дети видят и познают самих себя;
- универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка;
- это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов;
- мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика. Поэтому актуальность вопроса о развитии навыка чтения у младших школьников очевидна.
Разработана система упражнений, позволяющая определить пути интенсивного развития навыка чтения у младших школьников. Упражнения, отмеченные звёздочкой (*), предлагаются автором статьи, а остальные разработаны по аналогии в процессе изучения и анализа методической литературы по данному вопросу.
Многократное чтение одного предложения. [7]
(III, IV четверть 1 класса, I четверть 2 класса.)*
Порядок чтения | Виды чтения |
1-й раз | Медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слов. |
2-й раз | Повторное прочтение без учителя. |
3-й раз | Плавное слитное чтение. |
4-й раз | Чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали друг другу). |
5, 6, 7-й раз | Предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом значимом слове. |
8, 9, 10-й раз | Темп чтения доводится до уровня скороговорки. |
Формулировка нескольких вопросов к данному предложению самими учащимися. * |
Способствует ежедневному накоплению в памяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению [4]. Предложение прочитывается до 10 раз. Упражнение заканчивается формулировкой нескольких вопросов к данному предложению самими учащимися. Набор предложений для многократного чтения * (Приложение 1). Предложения для многократного чтения были взяты из рассказов В.Бианки, Э.Шима, В.Чаплиной, И.Соколова-Микитова, Г.Скребицкого (См.: Романовская З.И. Живое слово. 1 класс, II раздел, 1994.)
Речевые зарядки.
(II–IV четверть 2 класса, 3 класс, 4 класс.) *
Вырабатывают чёткое произнесение слов, хорошую дикцию, правильное речевое дыхание, внимание, единый темп речи, развивают слуховую и зрительную память, обогащают речь, несут определённый воспитательный заряд. Материалом для речевых зарядок является скороговорка. Скороговорка – это шутка, забава, игра. Человек играет словом. Это интересно, весело, а ещё очень полезно. В этой игре люди учатся быстро, чётко, понятно говорить. Почему трудна скороговорка? В ней собраны очень похожие по звучанию слова. Когда их произносишь быстро, они путаются, и получается смешно. А в некоторых скороговорках смешным бывает и само содержание. Таким образом, скороговорки – это один из видов малых форм фольклора, соревновательное и игровое начало которых очевидно и привлекательно для детей. Работа над скороговорками является незаменимым средством не только для совершенствования дикции, но и для формирования такого важного для эффективности общения свойства устной речи, как её темп.
Правила разучивания скороговорок. [10]
№ |
Правила |
1. | Послушай (прочитай) скороговорку. |
2. | Подумай, о чём говорится в скороговорке. |
3. | Послушай, какие слова похожи по звучанию. Определи, какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется. |
4. | Проговори скороговорку медленно вслух, выучи наизусть. |
5. | Проговори теперь шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. |
6. | Проговори скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе. |
7. | Посоревнуйся с ребятами в классе, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку. |
8. | Обыгрывание скороговорки с разным интонационным подтекстом. * |
9. | Проговаривание скороговорки, сопровождаемое определёнными действиями. * |
Над каждой скороговоркой работаем так *:
- работа по правилам разучивания (1-6);
- тренировка скороговорки “говорю на выдохе” (глубокий вдох и на выдохе скороговорка): хором все, хором по рядам (определение ряда победителя);
- тренировка скороговорки в паре (1 мин);
- работа по правилу разучивания 7 (прослушивание каждого ученика в ряду, оценивание словом “молодец”, определение по числу “молодцов” лучшего ряда);
- работа по правилам разучивания 8, 9.
Набор скороговорок для 2, 3, 4 классов. * (Приложение 2).
Упражнения, увеличивающие поле зрения глаза. [1]
(1, 2, 3 класс.) *
Фактор, мешающий быстрому чтению – малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за фиксацию). Ведь быстрее читать – это “шире глядеть”, т.е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. В первом классе это числа от 1 до 10, во втором классе – от 1 до 20, в третьем классе – от 1 до 25. По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке учащиеся считывают их за 5–4 секунды.
Правила работы с таблицами.
1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их
карандашом.
2. Старайся запомнить расположение двух-трёх следующих друг за другом чисел.
3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы – видят всю её целиком.
Ежеурочные пятиминутки чтения. [2]
(2, 3, 4 класс.) *
Начиная со второго класса, на каждом уроке проводятся ежеурочные пятиминутки чтения в форме жужжащего чтения. “Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью – кто-то быстрее, а кто-то медленнее” [2]. Методика жужжащего чтения используется на уроках литературного чтения, окружающего мира, на занятиях по оптимальному чтению. Эффективность этого вида упражнений обусловлена частотой тренировок.
Многократное чтение текста. [5]
(II, III, IV четверть 2 класса, 3, 4 класс.) *
№ |
Виды чтения |
Время работы |
2 класс |
||
1. | Чтение вслух (отметка конечного слова). | 1 мин. |
2. | Повторное чтение вслух (сравнение результатов). | 1 мин. |
3. | Убыстрение темпа чтения (чтение в темпе скороговорки). | 20 с. |
4. | Чтение за диктором (чтение вместе с учителем). | 1 мин. |
5. | Чтение текста шёпотом до конца.* | |
6. | Проверка осознанности чтения (нахождение в тексте и запись предложения, которое является ответом на поставленный вопрос). * | 2 мин. |
7. | Чтение вслух отрывка в паре. | 5 мин. |
8. | Проверка чтения вслух одной пары (чтение в унисон). | 2 мин. |
3, 4 классы |
||
1. | Чтение вслух (отметка конечного слова). | 1 мин. |
2. | Повторное чтение вслух (сравнение результатов). | 1 мин. |
3. | Чтение “Молния” (чтение вслух на максимальной скорости без соблюдения знаков препинания). | 20–30 с. |
4. | Чтение хором чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно, соблюдая все знаки препинания, выдерживая нужную интонацию. | 1 мин. |
5. | Чтение “про себя” (не проговаривая слова, работают только губы, используется указка). * | 1 мин. |
6. | Чтение “глазами” (губы не шевелятся, без использования указки, сравнение результатов с чтением вслух). * | 2 мин. |
7. | Проверка осознанности чтения (нахождение в тексте и запись предложения, которое является ответом на поставленный вопрос). * | 2 мин. |
8. | Чтение вслух отрывка в паре. | 5 мин. |
9. | Проверка чтения вслух одной пары (чтение в унисон). | 1 мин. |
Этот вид упражнения учит правильному, быстрому, выразительному чтению, знакомит с приёмами чтения про себя и заканчивается проверкой понимания прочитанного. В начальной школе не рекомендуется отрабатывать специальные технические упражнения на произведениях мастеров художественного слова. Для данного вида работы используются статьи из научно-познавательных разделов (“Времена года”, “Всюду жизнь”, “Солнечный год”) учебников Романовской З.И. “Живое слово” 1, 2, 3 класс (Приложение 3). Эти тексты специально приспособлены для детского чтения. Они не лишены занимательности и обращены не только к уму детей, они вызывают удивление знаниями, пробуждая интеллектуальные чувства. А удивление, как известно, – первый шаг к мышлению.
Систематическое выполнение упражнений в чтении оказывает положительное влияние на развитие навыка чтения. Все виды упражнений связаны со зрительным восприятием, а это влияет на снижение ошибок при чтении, т.е. равномернее развивается вместе со скоростью чтения и его правильность. Упражнения в произношении в ходе речевых зарядок способствуют не только формированию темпа чтения, но и развитию чёткости произношения, выразительности речи. В процессе многократного чтения идёт развитие умения читать без напряжения, где читают все, причём грамотно и в заданном темпе. Чтение вслух отрывка в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся. Многократное чтение сопровождается обязательной проверкой понимания прочитанного.
Оптимальное чтение.
Все эти упражнения проводятся на специальном занятии по оптимальному чтению 1 раз в неделю *. “Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи, в оптимальном темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками” [2].
Цель занятий: развитие потребностей младших школьников в познании, повышение осознанности и активности обучающихся, в совершенствовании технической стороны процесс чтения.
Задачи:
1. Выработка чёткого произношения слов, правильного речевого дыхания,
внимания и его распределение, единого темпа речи.
2. Развитие оперативного поля зрения (чтения).
3. Накопление в памяти школьника зрительных образов слов.
4. Обучение быстрому, правильному и сознательному чтению без напряжения.
5. Развитие коммуникативных навыков младших школьников, потребностей в
эмоциональном освоении действительности.
Структура занятия по оптимальному чтению. *
№ | Этапы занятия | Хронометраж |
1. | Пятиминутка чтения. | 5 мин. |
2. | Постановка учебной задачи. | 1 мин. |
3. | Речевая зарядка. | 10 мин. |
4. | Работа с таблицами Шульте. | 6 мин. |
5. | Многократное чтение текста. | 20 мин. |
6. | Подведение итогов. | 3 мин. |
Но какую бы мы, ни осваивали технологию, мы должны понимать, что делаем это для того, чтобы помочь ребёнку осознать своё место в многообразном мире, научить уважать права и свободу других людей, обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности и способностей каждого.
И Федеральный государственный стандарт начального общего образования рассматривает чтение как основной предмет в системе подготовки младшего школьника, который формирует функциональную грамотность (умение читать, писать, считать), способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.
Список использованной литературы
- Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению // Начальная школа. – 1994. – №11.
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., 1991.
- Калинина И.Л. Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы // Начальная школа. – 2009. – № 2.
- Павлова Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников. – М., 2007.
- Пальченко И.Г. Система упражнений для развития навыка чтения у детей. – Луганск, 1989.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). М., 2010.
- Стручаева Т.М. Подготовка студентов к руководству процессом формирования навыков чтения // Начальная школа. – 1994. – № 12.
- Рудыка Т.П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2007. – № 11.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2010.
- Шпунтов А.И. Вариативность учебно-воспитательных заданий на разных этапах обучения грамоте // Начальная школа. – 1994. – №1.