Развивающее занятие по внеурочной деятельности. Тема: "Занимательная математика". 1-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Внеурочная деятельность по предмету является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. При правильной организации она не только способствует углублению знаний и развитию интереса к предмету у учащихся, но и оказывает на них воспитывающее воздействие, развивает творческую активность, помогает педагогу выявить одарённых детей, в полной мере осуществить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

При этом преимуществом внеурочной организации педагогического процесса является занимательность и разнообразие форм организации познавательной деятельности учащихся.

Основными целями внеурочной деятельности по предмету «Математика» являются:

  • закрепление, углубление и расширение знаний и умений по математике;
  • содействие развитию математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
  • привитие интереса учащимся к изучению математики;
  • создание условий для развития познавательной сферы школьников (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).

Практика показывает, что для достижения указанных целей недостаточно проводить отдельные эпизодические мероприятия, в связи с чем необходима продуманная система всей внеклассной работы по математике.

Представленное занятие является одним из цикла развивающих занятий для учащихся 1 класса в рамках внеурочной деятельности по математике.

Организация же подобной работы в рамках системно-деятельностного подхода помимо воспитательных и развивающих задач позволяет также решать задачу формирования универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных и общеучебных познавательных и логических УУД).

Представленное в приложениях к статье занятие разработано с учетом методических рекомендаций по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода и оформлено в виде технологической карты, включающей в себя следующие разделы (конспект занятия представлен в Приложении 1): 

Технологическая карта занятия

Этап занятия, его цель Действия педагога Дидактический материал Действия учащихся Формируемые на данном этапе УУД
         

Цель занятия: Создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по математике, развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся 1 класса посредством включения их в решение занимательных математических задач.

Задачи занятия: 

Обучающие:

  • Актуализация знаний и расширение представлений о понятии «математика».
  • Закрепление навыков счета в пределах 10.
  • Отработка умения решать логические задачи.
  • Знакомство с биографией и отдельными высказываниями русского ученого Ломоносова М.В.

Развивающие:

  • Развитие умения целенаправленно воспринимать информацию (в том числе из средств массовой информации), анализировать ее, делать на ее основе выводы.
  • Развитие познавательной сферы (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).
  • Развитие коммуникативных умений (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, защищать, аргументировать свою точку зрения).

Воспитательные:

  • Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики – как необходимого условия для саморазвития.
  • Создание условий для формирования познавательного интереса.

Адресат: учащиеся 1 класса.

Необходимое оборудование для проведения занятия: компьютерная презентация (с включенным в нее видеофрагмента о Ломоносове М.В.), компьютерная техника (ПК, мультимедиапроектор, аудиоколонки), раздаточный материал для учащихся и другой наглядный материал (Приложение 2), ручки.

Источники литературы и Интернет - ресурсов:

  1. Жикалкина Т.К. Математика. Учебник – тетрадь №3 для 1 класса четырехлетней начальной школы. М., Просвещение, 1993.
  2. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. М., РОСТ, 2012.
  3. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет): Методическое пособие, 1 класс. М., РОСТ, 2012.
  4. Галиуллина Е.Н. Математический КВН // Уроки в начальной школе: Когда закончились уроки. Пособие для учителя. М., Начальная школа, 2004.
  5. Шевцова С.А. Дидактическая игра по математике «ФУТБОЛ» // Социальная сеть работников образования «nsportal.ru»: режим прямого доступа -nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/library/didakticheskaya-igra-futbol
  6. Жаворонкова Ю.А. Видеопрезентация «Ломоносов М.В.» // Видеохостинг «www.youtube.com»: режим прямого доступа -www.youtube.com/watch?v=ngcoK76KZMU