Развитие фонематического слуха детей дошкольного возраста как средство подготовки к обучению грамоте

Разделы: Работа с дошкольниками


Успешное обучение письму и чтению в школе предполагает обязательное условие – развитие фонематического слуха. В силу различных причин у ребенка можно наблюдать неправильное произношение звуков, нечеткое или невнятное произнесение слов, а вместе с этим и отсутствие полноценного фонематического восприятия. Нарушение фонематического слуха не дает ребенку умения четко дифференцировать на слух фонемы русского языка и без этого нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза. Все это делает невозможным и полное усвоение грамоты. "Оттого, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии" (Д.Б.Эльконин).

Работая в своей группе, я заметила, что некоторые дети не все звуки одинаково легко различают на слух, не договаривают окончания слов, затрудняются определить место звука в слове, не четко дифференцируют группы звуков.

Чтобы помочь детям легко справляться со звуковым анализом слов, успешно далее обучаться в школе мною были поставлены следующие задачи:

  1. Научить детей выделять нужный звук из слова
  2. Определять место звука в слове (начало, середина, конец)
  3. Развивать навыки элементарного звукового анализа

Для решения этих задач я провела диагностическое обследование и выявила, что некоторые дети не могли назвать слова с определенным звуком, не слышали различия в словах кашка – каска, угол – уголь и т.д. Многие дети не могли определить лишний слог в сочетаниях, например: ка-ка-га-ка, на-па-на-на и другие, им очень трудно было определить  место звука в слове. Из-за этих ошибок мы не могли начать работать над звуковым анализом слов, а самое главное то, что дети стеснялись отвечать, общаться со сверстниками. Они не всегда четко могли выразить свою мысль.

Свою работу  я разделила на несколько этапов:

I этап – узнавание детьми неречевых звуков

II этап – различение слов, близких по звуковому составу и слогов

III этап – различение гласных и согласных звуков

IV этап – определение места звука в слове, т.е. развитие навыков элементарного звукового анализа

На I этапе в процессе специальных дидактических игр и упражнений я развивала у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. Сначала предлагала детям послушать звуки за окном: что шумит, что гудит, кто смеется и т.д. Затем  внимательно послушать, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы, из зала, кухни. Дети с удовольствием повторяли их. Я "подводила" их к тому, что звуки отличаются друг от друга, например: деревья шумят  – ш-ш-ш, а жук жужжит – ж-ж-ж. С помощью таких игр, как  "Узнай по звуку", "Угадай, что это было?", "Найди игрушку", дети рассказывали, что они каждый раз слышат.

На II этапе  учила  детей различать слова, близкие по звуковому составу. Играя в игру "Неправильное слово", дети при помощи палочек определяли,  какое слово звучит верно, а какое неверно. Это требовало от них большого внимания. Используя такие игры, как "Найди себе пару", Найду тебя по имени", "Кузовок", "Подбери слово", дети учились подбирать слова, близкие по звучанию (песок – носок, кузнец – молодец, сом – дом).

После этого ребята были готовы к тому, чтобы научиться различать слоги. При помощи таких игр, как "Угадай, что лишнее", "Так или не так", "Телефон" они угадывали: одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того, чтобы контролировать реакцию каждого ребенка я использовала кружки разного цвета: красный – если слоги одинаковые, зеленый – если разные. Дети справлялись довольно успешно, они уже без ошибок различали звуки на слух.

На III этапе дети  учились различать звуки родного языка. Эту работу я начала с дифференциации гласных звуков. Игры "Покажи картинку", "Подскажи Петрушке звук", "Кто больше", "Скажи как я" помогли детям различить гласные звуки  А,О, У, И, Ы, Э. Когда я произносила звук "У", то дети поднимали нужную картинку (пароход), зная, что так гудит пароход и т.д.

Также проводилась работа по различению согласных звуков. Здесь уже использовались  упражнения "Кто что делает", "Отгадай какой звук", "Звук потерялся", "Скажи как я". Дети научились определять в каком слове слышится нужный звук. Используя различные варианты игры "Кто внимательный", они могли уже  определить одинаковый звук в нескольких словах; звук, который чаще слышится в стихотворении.

На IV этапе  мы с детьми учились определять место звука в слове.  Для решения этих задач использовала такие игры и упражнения, как "Какой звук пропал в слове?", "Цепочка слов", "Угадай, где  звук?", "Придумай слово", "Найди ошибку и назови правильно" и другие. Сначала дети определяли, какой звук звучит в конце, а потом научились определять место звука в начале слова. Затем уже сами придумывали слова, в которых нужный звук слышится в начале, середине, конце слова. Полученные знания детей закрепляла при помощи заучивания скороговорок, чистоговорок; слушания перевертышей, загадок, пословиц. При показе диафильмов дети к некоторым кадрам придумывали названия, состоящие из 1-2 слов с определенными звуками. На познавательных занятиях  играли в игру "Кто больше вспомнит названий комнатных растений, в которых слышится этот  звук?". Путем практических упражнений я подводила детей к тому, чтобы они научились правильно определять место звука в слове, что необходимо для звукового анализа слова, то есть для обучения грамоте.

Ежедневно в свободное от занятий время я проводила индивидуальную работу с детьми, строила ее на основе диагностики и наблюдений за детьми. По данной теме работала в тесном контакте с родителями. Предлагала родителям игры для детей по дороге домой, вечером дома; помещала заметки в родительский уголок; стихи, загадки, чистоговорки  для заучивания наизусть; проводила индивидуальные и групповые консультации; выставку литературы и дидактических игр для родителей .

Проведя диагностику в конце учебного года, я поняла, что дети  достигли хороших результатов. Они  научились определять место звука в слове, могли найти нужный звук в словах и определяли лишний слог в словосочетаниях, умели  отличать слова типа: козы – кожи, розы – рожи, кашка – каска и т.д. В результате этого мои воспитанники стали легко справляться со звуковым анализом слов.

Проводимые в такой последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок; совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом слов.

Словесные игры, рекомендуемые родителям:

1. "Смотри, не ошибись!"

Найти слова, в которых начало – слог "за"  (занавески, замок, замазка, залезать и т.д.)

А теперь. чтобы слог "за" был в конце слова (ваза, береза, коза)

2."Конец слова за тобой"

Со- (окончание ребенок придумывает сам)

3. "Найди себе пару"

Например, Петрушка – пеструшка, песок – носок, машина – шина и т.д.

4. "Загадки – складки"

Целый день уа-уа
Вот и все ее ....(слова)

Мед в лесу нашел медведь
Ну-ка, ты давай....(ответь)

Подготовлен самолет,
Он отправился в .....(полет)

5. "Придумай слово"

Придумать слова с определенным звуком, стоящим либо в начале слова, конце. середине ("к" в начале слова: кот, кит, кровать; "к" в середине слова: кукла, майка, арка)

6. "Какой звук лишний в слове?"

Говорит Володя Коле
Стройку получил я в школе.

В нашем доме на окошке
Сидят серенькие крошки.

Вадик спит и видит сон
Что летит в ракете он.

7. Чистоговорки, скороговорки

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Жу-жу-жу – молоко дадим ежу
Не живут ужи, где живут ежи

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча
Чу-чу-чу – молоточком я стучу
Шубка у овечки – теплей любой печки

За-за-за – уходи, домой коза
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу
У маленькой Зины бузина в корзине

Используемая литература:

  1. Н.В.Нищева "Система коррекционной работы", Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001
  2. Г.А.Тумакова "Ознакомление дошкольника со звучащим словом", Москва. Просвещение, 2003
  3. А.И.Максаков,  Г.А.Тумакова "Учите, играя", Москва, Просвещение, 2000