Классный час "Родная землица, тебе наш поклон!"

Разделы: Внеклассная работа


1. Вступительное слово учителя. Сегодня я приглашаю вас к разговору. А о чем мы с вами будем говорить, я думаю, вы догадаетесь сами. Но вначале послушайте притчу.

Однажды в одном купе ехали три женщины и один мужчина. За окном простирались бесконечные песчаные барханы. Пораженные скудным пейзажем за окном, женщины то и дело восклицали:

— Какие страшные места!

— Как здесь могут жить люди?

— Неужели им здесь нравится?

Вот поезд подъехал к крохотной станции, за которой виднелись лишь несколько чахлых деревьев, верблюд, а вдали — глиняная мазаная кибитка. Мужчина начал собирать вещи.

— Вы здесь выходите? — удивились женщины.

— Да, выхожу, — ответил он и с чувством добавил: Это—земля моих предков, родителей, моего отца и деда, это моя земля, моя Родина!

- Кто догадался, о чем у нас сегодня пойдет разговор?

- Правильно! Тема нашего классного часа – “Родная землица – тебе наш поклон!”.

- Как вы думаете, почему люди могут воспринимать одно и то же место по-разному?

- Почему мужчина из притчи о нескольких чахлых деревьях, верблюде да глиняной мазаной кибитке говорил с гордостью?

- Ребята, подберите однокоренные слова к слову “родина”. (Род, родник, родители, родственник, родня, родной…). Все эти слова объединяет один корень, какой? (Род)

2. Работа со словарём. - Значит, слово “родина” связано с родом, родителями, родственниками. Давайте посмотрим, что сказано про слово Родина в словаре Ожегова? Родина — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Наши корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто лет назад. Это наша история.

Земля моих отцов, земля родных людей.
Любовь моя, забота и награда.
Наверно, земли есть и краше, и теплей.
Наверно есть, других мне и не надо.

Так с чего же начинается Родина для каждого из нас?  С родного города, станицы, посёлка. С рассказов дедушки – ветерана Великой Отечественной…

Всмотритесь в лица людей, которые вас окружают. Здесь - ваши корни. Ведь что для человека является самым дорогим? Конечно же, это родители, семья, родная земля. Все это можно назвать одним словом — “отчизна”. Мы испытываем к ней трепетную любовь и чувство искренней привязанности.

Привязанность к земле отцов закладывается даже не в детстве — она  дана нам от рождения. Если мы искренне любим свою родину, то она вселяет в нас радость и уверенность в свои силы.

Сколько более или менее высоких, но одинаково важных дел совершили до нас. Герои великих исторических войн, участники переломных моментов истории — наши деды и прадеды. Их время было временем сражений. Они боролись за то, чтобы мы сейчас жили.

Но неповторима и интересна не только судьба тех, кто принимал участие в переломных моментах истории. Нашего внимания, заботы требуют те, кто жив и сейчас—нынешние старики. Они чувствуют, что их время уходит и поэтому очень нуждаются в поддержке, заботе близких  и окружающих.  Детям и внукам  иногда стоит отложить все дела и все -1- свои занятия, сесть рядом с бабушками и дедушками и попросить их рассказать что-нибудь о себе. Уверена, вы не пожалеете о времени, потраченном на то, чтобы их послушать. Минуты внимания с вашей стороны продлят жизнь этих людей, а вы услышите  много интересного и поучительного, очень важного для своей души.

И так, отчий дом, родной край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно слово “Родина”.

Страны ты патриотом будь, 
Легендой выстлан славный путь!
Историю ты не забудь, 
Победы славные, большие.
И для себя сумей понять -
С кого пример для жизни брать. 
Ирина Агапова

3. Проводится игра “Я – помощник поэта”

Три красивые четверостишия о нашей станице Темижбекской Виталия Лукашенко, я разрезала по строчкам . Ваша задача по смыслу и по рифме сложить их снова в стихотворение.

1 группа

Там, где нив вековое раздолье
И Кубань под горою поет,
Где дорога бежит в Ставрополье
Двести лет, расцветая, живет
По-кубански большая, привольная,
Красоту от людей не тая,
И радушная, и хлебосольная -
Темижбекская, радость моя!

2 группа

Наши прадеды здесь основали
Поселенье лихих казаков,
Здесь отцы наши на смерть стояли,
Прогоняя с Кубани врагов.
Их с Победой встречала застольями
Повидавших чужие края,
Обнимая своими раздольями,
Темижбекская, радость моя!

3 группа

Каждый год здесь хлеба колосятся,
И в садах созревают плоды,
У реки казачата резвятся,
Наслаждаясь прохладой воды.
Ведь для них это родина малая,
И до боли родная, своя,
Словно песня казачья удалая –
Темижбекская, радость моя!

4. Включение в систему знаний и первичное закрепление.

Главная гордость любого края, страны – это люди, которые приносят ей славу.

I. Предлагаю стать вам журналистами журнала “Моя земля” и подготовить материал об известных людях нашей станицы “О прошлом – для будущего”.

- На ваших столах лежат пазлы, собрав их, вы узнаете, о ком вам предстоит сделать сообщение. (Дети собирают пазлы)

- Перед вами лежит конверт, в котором предметы для изучения.

- На столе лежит инструкция для решения вашей проектной задачи. Прочтите.

Инструкция по выполнению проектной задачи

1. Рассмотрите предметы. Подумайте, как они связаны с этим человеком.

2. Найдите в словаре значение выделенных в тексте слов.

3. Прочтите статью. Выделите главное для описания вашего события.

4. Подведи итоги своего исследования.

5. Результат своих исследований дополни знаниями, которые ты получил ранее.

1 группа. Далёкое - близкое

В конверте лежит печать, колос, слово “власть”.

А также текст на пазлах (пазлы разного цвета, для каждой биографии):

а) Как известно, в 1918 году на Кубани установилась Советская власть. 3 января этого года по решению Гулькевичского ревкома на работу в станичный совет направлен революционер Петр Павлович ----------------- .Он первый председатель ревкома ст. Темижбекской. Родом он из села Майкопского Гулькевичского района. Но долго проработать председателю не пришлось. Станица упорно сопротивлялась становлению новой власти. А вскоре “враждебно настроенные к Советской власти элементы” расстреляли П.П.------------------ . В честь его названа улица в станице.

(П.П. Шурховецкий)

б) 27 лет возглавлял в советскую пору колхоз “Восток” Василий Алексеевич--------------- , был председателем. Хозяйство было многоотраслевое, но колхозу нечем было даже рассчитаться по зарплате.

Ситуацию новый председатель переломил за год. Нацелился на сахарную свеклу. Уменьшил норму высева — облегчил ручной труд на прореживании всходов. Увеличил площадь посевов и... наделил свеклой — по гектару, все работоспособное население станицы для прополки. Себе тоже взял гектар. И собрали по 350 центнеров с гектара вместо 150! Председателя за “свекольный переворот” наградили орденом “Знак Почета”.

1960 год для хозяйства был уже прибыльным. Колхоз забогател, рассчитался с колхозниками, хватило средств и на расширение производства.

А в думках Василия Алексеевича была школа. Побывал в старом здании и призадумался. В школе тесно, пыльно, детей много — около 1000, классные комнаты были разбросаны по станице. Сговорился председатель с директором школы — добыли в Краснодаре проект, провели собрание колхозников и принялись за строительство двухэтажной школы. Через два года школьное новоселье отмечали всей станицей.

(В.А. Кузнецов)

Защита проектной задачи. 

2 группа. Выдающиеся женщины станицы

В конверте лежат медаль, самолетик, трактор, корова, статьи о ветеранах.

а) На счету воздушного стрелка Марии Андреевны ------------------- 89 боевых вылетов, каждый из них мог стать последним...

“Мы гордимся бывшим старшим сержантом, воздушным стрелком бомбардировщика ------------------------------ ,совершившей во время войны 89 боевых вылетов”, - так сказал, выступая на традиционном празднование Дня Победы секретарь Темижбекского мукомольного завода. Высокая, седоволосая женщина с орденами и медалями на груди вдруг потупилась то ли от смущения, то ли о чем-то задумалась. Это сейчас легко сказать 89 вылетов…

А тогда каждый мог стать и последним - битва с фашистами была не на жизнь, а на смерть. Осенью победного 1945 года воздушный стрелок ------------- после демобилизации из авиации приехала в станицу Темижбекскую, стала заведовать здесь лабораторией пункта “Заготзерно”, затем мукомольного завода. Да так до февраля 1988 года и проработала здесь. 3а большой трудовой вклад награждена десятками Почетных грамот, медалью “Ветеран труда”, заносилась в Книгу и на Доску почета.

(М. А. Будыльская)

б) Прибыла вместе с семьей в ст.Темижбекскую в 1933 г. в ноябре месяце, как плановые переселенцы. Было Прасковье 11 лет, посещала школу, окончила 8 классов.

После окончания школы, пошла работать в колхоз рядовой колхозницей в полеводство. С января 1953 г. по 1957 г. работала на молочно-товарной ферме учетчиком. C1958 г. по 1 января 1978 г. до пенсии работала дояркой. Опыт работы у Прасковьи Федоровны богатый и большой. На ферме ей не было равных. Мастерству ------------ научила многих, многие ее ученицы стали ударницами коммунистического труда. Проработав год дояркой, получала от каждой коровы на 1000 кг молока больше, чем в среднем по колхозу .Еще через год удвоила прибавку. Родина высоко оценила труд ---------------- . “Золотая Звезда Героя социалистического труда” -за большие успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании и проявленную трудовую доблесть.

(Ларина П.Ф.)

в) Галина Ивановна ------------------ вместе со своей семьей в1933 г. прибыли в станицу как добровольные переселенцы. Семья была большая – 12 человек (6 девочек и 6 мальчиков), в то время Галине было 16 лет. Образование было начальное – 4 класса, сразу же по приезду поступила работать в колхоз разнорабочей. В 1936 г. послали на курсы трактористов и помощников комбайнера. В 1938 г. получила комбайн и начала работать самостоятельно. За отличную работу на нем получила в 1952 г. орден Ленина. На комбайне работала до 1973 г., а в 1973 г. пошла на заслуженный отдых.

В 1973 г. директор ДК ст.Темижбекской Деревянкин В.Я. предложил ей организовать фольклорный хор. Знал директор, что зимними вечерами собирались женщины и пели старинные казачьи песни. И пели неплохо. Так образовался в станице хор. Много почетных грамот, благодарностей на счету у хора. В них выражается глубокая благодарность за успехи в развитии самодеятельного народного творчества, за высокие творческие успехи и пропаганду кубанской казачьей песни, за участие в краевых праздниках Галина Ивановна награждена медалью лауреата II Всесоюзного фестиваля народного творчества. Участниками фольклорного хора собрано 400 старинных песен. Проделана огромная работа по восстановлению старинных кубанских песен, приходилось ездить по селам. Чтобы по крупицам собрать полузабытые песни. И в этом заслуга Галины Ивановны.

(Г.И.Шевцова)

3 группа. Герои Советского Союза

В конверте лежит пуля, солдатик, слова “воин”, “герой”.

А также текст:

а) Михаил Стефанович ----------------------. родился и жил до войны в станице Темижбекской Кавказского района. Отсюда ушел в военное пехотное училище, стал командиром Красной Армии.

В начале войны командир минометных подразделений Михаил --------- вел бои за Донбасс, а в 1943 году освобождал Черкесск, Пятигорск, Армавир и многие станицы Кубани до Приазовских плавней.

За умелое руководство батальоном, выполнение приказа командования, личную храбрость Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1943 года командир батальона, гвардии майор Михаил Стефанович -------------- был удостоен звания Героя Советского Союза. В 2003 году ---------- скончался.

(М.С. Мартусенко)

б) Николай Павлович ------------ родился в станице Темижбекской Кавказского района. Сын бедняка, он испытал с малых лет нужду. Мальчиком батрачил у кулаков, помогая прокормиться своей семье. А когда грянула Великая Октябрьская Социалистическая революция, пошел крестьянский сын защищать свою родную Советскую власть. Он был участником легендарного похода Таманской армии, описанного А. Серафимовичем в книге “Железный поток”.

Великая Отечественная война застала командира стрелковой бригады -------- на полуострове Ханко. А вскоре его соединение, как и многие другие лучшие части сухопутных войск и Балтийского Флота, было брошено на защиту города Ленинграда.

За умелое руководство войсками в период обороны Ленинграда, за мужество и стойкость, проявленные лично, генералу ---------- Николаю Павловичу было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1956 году генерал ---------- скончался

В память о герое-кубанце, нашем земляке, одна из улиц Ленинграда названа его именем.

(Н.П. Симоняк)

II. А теперь вы будете фотокорреспондентами журнала “Моя земля”

Работа групп по следующим темам (собрать фотографии в данную рубрику)

1 группа. Образы, вечно хранимые

2 группа. Полные Георгиевские Кавалеры станицы Темижбекской

3 группа. Героическая оборона Кавказа

5. Игра “Что отдашь Земле родной”

Дети делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. (Как игра “Ручеёк”). Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: “ Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?”.

Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, и т.д. После его ответа все поднимают руки, и ребенок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-либо из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается. Если в классе четное количество детей, водящих двое.

6. Сообщение ученика “Таланты кубанской земли”

Генерал-лейтенант Виктор Васильевич Афанасьев Главный военный дирижер Вооруженных сил Российской Федерации (1993-2002 гг.), профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, декан Московского государственного университета культуры и искусств, заслуженный деятель искусств Казахстана.

Виктор Васильевич – одна из ярчайших фигур в области культуры и истории России. Уроженец одного из самых музыкальных регионов страны – Краснодарского края (ст. Темижбекская), он не только впитал, но и поднял на небывалую высоту легендарную музыкальность своей малой родины.

От ученика одной из Краснодарских музыкальных школ до деятеля культуры, амплитуда размаха которого давно перелетела границы российского государства.

А между этими вехами – богатейший опыт административной и творческой работы в таких полярных географически и историко-культурных частях Европы и Азии, как Чехославакия и Казахстан, Латвия и Германия. Однако, именно Москва, как культурная столица России и как резиденция главного военного дирижера страны, являлась местом, где полностью раскрылись все природные таланты Виктора Афанасьева.

Прежде всего на новый уровень вышла деятельность военных оркестров, их активное участие во всех значимых мероприятиях страны. О российских военных оркестрах заговорили на Западе, восхищаясь их мастерством, разнообразным репертуаром, открытостью.

В этом году исполнилось 10 лет, как впервые прозвучал так хорошо знакомый нам сегодня Гимн России, фондовую запись которого осуществил уроженец нашей станицы В.В. Афанасьев.

В станице создан музей имени Афанасьева, где собраны не только личные вещи Виктора Васильевича, но и его картины.

7. Исполнение песни “Застава “Большой пост””. Сл.Н.Д.Ситникова, муз. В.Лукашенко

Бежит Кубань по своему уставу,
Где перекат служил врагу мостом,
Там казаки построили заставу
И нарекли её Большим постом.

Темижбекцы-кубанцы, удалые молодцы,
Уважайте мудрость дедов и отцов!
Гордясь казачьей доблестью по праву,
И я об этом гордо говорю: - 5 -

Они России-матушке во славу
Служили верой Богу и царю.
Темижбекцы-кубанцы, удалые молодцы,
Уважайте мудрость дедов и отцов!

А мы – потомки, их заветам внемля,
В свой край не пустим жадного волка,
И коль придется, за родную землю
Поднимем флаг казачьего полка.

8. Рефлексия.

Ребята! У меня в руках корзина с яблоками. Это символ нашего Кубанского плодородия. Я предлагаю вам взять в руки эти яблоки и передавая их друг другу закончить фразу, “Я хочу что бы…” своим пожеланием родной станице, родителям, учителям, и вообще кубанцам.

Станица, станица, тебе мой поклон,
Тем людям, в которых я с детства влюблен,
И звонким колосьям, и тихой реке,
И детству, что там, вдалеке, вдалеке…

Вы, ребята, наследники нашей станицы: ее истории, ее культуры, всех тех богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам преумножать ее традиции, трудиться на ее полях, сочинять стихи и песни о ней.

Люди не должны забывать свою историю, свои корни. Память должна храниться в сердце каждого.

9. Анкета.

Поставь отметку (V) на оценочных шкалах:

1) Оцени, насколько интересной показалась тебе работа.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2) Оцени, насколько дружно и слажено работала твоя группа.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Презентация