Программа кружка "Арт-лицей"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Актуальность программы

Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного-эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:

  • Формирования у учащихся целостной картины мира.
  • Развития общей способности к творчеству.
  • Умение найти свое место в жизни.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Структура программы

Программа кружка основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  • Связь с современностью.
  • Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий.
  • Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз
  2. воплощение в материале
  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также участие в конкурсах и на выставках.

Организация деятельности кружка

Программа работы кружка рассчитана на 1 год. Комплектуется из учащихся 5-7 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10-15человек.

Режим работы кружка – 4 занятия в неделю по 2 часа.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате обучения в кружке учащиеся должны получить знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
  • о видах декоративно - прикладного искусства;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • о способах декупажа (ткань, бумага, кожа);
  • о квиллинге;
  • о проектной деятельности;
  • о керамике.

Умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
  • уметь работать с разными материалами;
  • проектирования изделий;
  • выполнять оригинальные изделия из различных материалов.

Содержание программы

Бисероплетение

Основные теоретические сведения

История бисероплетения. Материалы и инструменты. Виды плетения. Техника параллельного плетения. Петельное плетение. Комбинированная техника плетения. Способы оформления панно с игрушками из бисера. Особенности плетения на станке. Виды станков. Изделия, выполненные в технике бисероплетения, в современной моде. Пасхальные яйца. Схемы для оплётки яиц.

Практические работы

Плетение из бисера в технике параллельного плетения (листик, крокодил, бабочка и другое). Плетение творческих работ в комбинированной технике. Оформление панно из бисерных игрушек. Чтение схем. Подбор рисунка. Натягивания нитей на станок. Плетение по схеме. Подбор рисунка для творческой работы. Плетение творческой работы. Контроль и оценка качества готового изделия. Инструменты и материалы. Подготовка материалов к работе. Покраска деревянной заготовки. Оплётка пасхального яйца. Контроль и оценка качества готового изделия.

Варианты объектов труда

Панно. Новогодние игрушки. Дерево из бисера. Браслеты, брелки, картины. Пасхальное яйцо. Оплетка ручки.

Керамика

Основные теоретические сведения

Материалы и инструменты. Способы обжига. Приёмы лепки из пластики. История керамики из соленого теста. Материалы и инструменты. Приёмы лепки из соленого теста и глины. Способы обжига изделий. Безопасные приёмы обжига изделий из пластика и глины. Приёмы росписью акриловыми красками.

Практические работы

Проектирование изделия. Лепка из пластика по схеме. Составление эскиза. Лепка творческих работ. Контроль и оценка качества готового изделия. Перевод рисунка. Замес соленого теста. Лепка изделий. Подбор цветовой гаммы. Роспись акриловыми красками. Контроль и оценка качества готового изделия.

Варианты объектов труда

Картина. Фоторамка. Скульптура. Украшения. Подарки. Цветочные композиции.

Декупаж

Основные теоретические сведения

История. Материалы и инструменты. Виды декупажа. Способы выполнения декупажа на стекле, дереве. Приёмы декупажа на ткани и коже.

Практические работы

Выбор салфетки. Оформление тарелки в технике декупаж. Роспись тарелками контурами по стеклу. Проектирование изделия. Выбор салфетки. Оформление доски в технике декупаж. Роспись доски акриловыми красками. Декупаж на коже и на ткани. Контроль и оценка качества готового изделия.

Варианты объектов труда

Тарелка. Доска. Шкатулка. Джинсы. Обложка на паспорт, ученический билет.

Квиллинг

Основные теоретические сведения

История бумагокручения. Материалы и инструменты. Основы композиции.

Практические работы

Эскиз. Подбор цветовых сочетаний. Перевод рисунка. Составление композиции. Контроль и оценка качества готового изделия.

Варианты объектов труда.

Открытка. Картина. Ваза. Объёмные фигурки (Смешарики).

Картины, вазы, тарелки, стаканы, чашки, светильники.

Учебный план программы кружка «Арт-лицей»

Раздел Количество часов
1 Декупаж 68
2 Бисероплетение 68
3 Керамика 68
4 Квиллинг 68
  Итого: 272

Обеспеченность информационно-техническими ресурсами

Собственные компьютерные презентации по всем темам программы. 

Тематическое планирование кружка «Арт-лицей»

Тема Теория Практика
Декупаж 68 часов
1 Декупаж по стеклу 2 16
2 Декупаж по дереву 4 16
3 Декупаж по коже 2 8
4 Декупаж по пластику 2 8
5 Декупаж по ткани 2 8
Бисероплетение 68 часов
6 Бисероплетение на проволоке 4 16
7 Оплетка пасхальных яиц 2 8
8 Бисероплетение (ручное ткачество) 2 8
9 Бисероплетение (мозайка) 2 6
10 Бисероплетение на станке 4 16
Керамика 68 часов
11 Керамика из пластика 4 16
12 Керамика из соленого теста 4 16
13 Керамика из глины 2 8
14 Керамика из полимерной глины 4 14
Квиллинг 68 часов
19 Квиллинг: открытка 2 6
20 Квиллинг: панно «Цветы» 4 16
21 Квиллинг: панно «Бабочки» 2 8
22 Квиллинг: «Смешарики» 4 16
23 Квиллинг: ваза 2 8