Урок литературного чтения по теме «Н.М. Рубцов "Хлеб"»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цель:

  • продолжить знакомство с новыми стихотворениями в творчестве Н.М. Рубцова;
  • учить читать их выразительно, развивать мышление учащихся, грамотно формулировать свои мысли и излагать их;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу.

Оборудование: портрет поэта, книги, музыкальная запись ансамбля “Яблоко” “В горнице моей светло” в исполнении Марины Капуро или Льва Лещенко “Домик окнами в поле”, орех миндаль.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Завершаем раздел поэтической тетради “Тихая моя Родина”.

- В этом разделе мы познакомились со стихами разных поэтов, которые посвятили их Родине.

II. Проверка д/з.

(Желающие рассказывают наизусть стихи В. М. Тушновой, или выразительно читают)

III. Новая тема.

а)- Послушайте стихотворение и скажите о чём оно?

- Каким чувством наполнено?

- Чего опасается автор?

Когда смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети, -
Воспряну духом, выбегу на холм
И всё увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг - везде о них тоскую
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую.

б) Слово учителя:

- Стихотворение, которое вы услышали, написал Николай Михайлович Рубцов (портрет). Это поэт особой судьбы. О своём творчестве он писал “Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и “удали”.

Николай Рубцов родился в глухой вологодской деревне и рано остался сиротой. Главное в его стихах - родная природа, которую он ощущал как тайну. Несмотря на то, что поэт уехал в город, стал городским жителем, его родина - это деревня, и его стихи -это повествование о глухом, нетронутом уголке России, это рассказ о земле с её деревенскими жителями, о широком, необъятном просторе. Может быть, именно поэтому в последние годы жизни поэт не расставался с томиком стихов Ф. И. Тютчева.

в) - Прочитайте загадку на доске, эта отгадка и будет темой сегодняшнего урока.

Широко, а не море;
Золото, а не деньги;
Сегодня на земле,
А завтра на столе. (Хлеб)

г)Рассказ о хлебе.

• Это было давно, во время каменного века. Когда на землю пришел сильный холод и дождь, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть - смачивал водой. Потом научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Глиняный горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек начал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия! Так ночной костер в каменной пещере научил людей печь хлеб.

Впервые это слово - “хлеб” появилось в Древней Греции. Греки применяли для выпечки горшки специальной формы - “клибанос”. Оно немного созвучно с нашим словом “хлеб”

Какая традиция встречи гостей сохранилась у русских с древних веков? (Встречать гостей хлебом с солью - это символ гостеприимства и доброго расположения.)

д) Перед знакомством с текстом лексическая работа.

Котомка — (устар.) - сумка, носимая за плечами.

Миндаль — орехи овальной формы южного дерева.

Краюха(разг.) — большой ломоть хлеба.

Чтение и анализ стихотворения.

а) Чтение стихотворения учителем.

• О ком или о чем это стихотворение? (О скитальце, бродяге.)

• Почему вывод напрашивается? (Это подчеркивает строка “Волочиться с ним в такую даль”, то есть человек идет бесцельно, с неохотой.)

• Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора. (“Ведь это же мученье...” — у автора чувство усталости, неопределенности.)

• Охарактеризуйте поэтический язык Рубцова, стиль.

(Язык стихотворений предельно прост, лишен ярких красок. Поэт использует разговорную лексику. Во-первых, это поэт Вологодщины, а природу того края не сравнить с рязанской стороной Есенина. Во-вторых, в произведения вплетен драматизм судьбы поэта: сиротское детство, всю жизнь бездомный и неприкаянный.)

• В какой форме написано стихотворение? (В форме диалога.)

• Как вы понимаете последнюю строку стихотворения: “Хлеб, родимый, сам себя несет...”?

• Почему Рубцов дал именно такое название стихотворению? Чтобы ответить на этот вопрос, определите главную мысль стихотворения и сопоставьте ее с заглавием.

б) Работа в парах.

• Объясните смысл пословиц. Какая больше подходит к стихотворению?

• Худ обед, когда хлеба нет.

• Жива душа калачика чает (ждет, надеется.)

• Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

- Как понимаете смысл последней пословицы?

- Какие сорта хлеба знаете?

- Назовите хлебобулочные изделия. (приложение Презентация).

в) Чтение стихотворения вслух:

- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли.

IV. Итог урока.

• Произведения Н.М. Рубцова мелодичны, напевны. Многие современные композиторы положили на его стихи музыку (А. Барыкин “Я буду долго гнать велосипед” и др.)

Прослушивание музыкальной записи.

Домашнее задание: с. 156 наизусть.


Актуальность - мы знаем, что хлеб и хлебобулочные изделия – это неотъемлемая часть рациона человека.

Данная тема позволяет подробнее изучить историю баранки и сохранить национальные традиции.

Наша гипотеза: баранка может стать отличным угощением к любому столу, которую можно сделать своими руками.

Цели. Выяснить историю появления баранки, попрактиковаться в выпечке данного вида хлебобулочных изделий.

Задачи:

  • Изучить исторические данные о баранке.
  • Собрать информацию о русской баранке в п. Октябрьский.
  • Выполнить практическую работу.

Объект исследования. Баранка.

Участники: Учащиеся 3 А, классный руководитель

Формы работы:

  • Чтение специальной литературы
  • Проведение соцопроса
  • Выпечка баранки
  • Выводы

I. Введение

Хлеб - всему голова. Эта поговорка, чей возраст измеряется столетиями, не устарела и не приелась, как и продукт, о котором в ней говорится: такой обычный, каждодневный и одновременно - великая святыня.

В Октябрьском районе 80 тысяч гектаров пашни, из которых около 30 тысяч приходится на общую посевную площадь, в том числе 11 тысяч гектаров заняты озимыми и яровыми зерновыми культурами, в структуре которых пшеница занимает 43 процента, и ее урожайность растет. Недаром на нашем гербе изображена женщина, сеющая зерно, - символ плодородия. Брендом района стала знаменитая октябрьская баранка.

Баранка – одно из любимых выпечных изделий русской кухни. Эти традиционные мучные изделия, характерные не только для русской кухни, но и для русской культуры в целом. На Руси было принято украшать дом различными мучными изделиями – достаток семьи определялся количеством хлеба в доме. Данная тема показалась нам интересной и актуальной.

Почему русская баранка? Эта тема заинтересовала нас потому, что в нашем посёлке Октябрьский проходит каждый год краевой фестиваль “Играй гармонь, звени частушка!”, на котором главным атрибутом праздника является баранка.

Мы покупаем к столу, любим баранку. А где истоки появления баранки, можно ли испечь самим – решили выяснить.

Оказалось, что сделать по-настоящему вкусные румяные баранки не так просто. Тут у каждой хозяйки свои правила и секреты.

Мы решили поискать информацию не только в Интернете, но и обратиться к нашей учительнице, так как у нее большая семья и она часто, как мы знаем, много и часто печет хлебобулочных изделий, сходили в музей хлеба.

II. Научно-практическая часть

Из истории появления баранки.

Слово “баранка” происходит от глагола “обварить”. Родина баранок - город Сморгонь в Белоруссии, где из заварного (обварного) теста впервые начали делать узкие жгутики и выпекать из них обваранки (изделия из обваренного теста). Их называли обвараночками, абаранками и, наконец, баранками. Такимибараночками особенно славился Валдай.

Об этом есть у Радищева в повести “Путешествие из Петербурга в Москву” говорится: “Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок?”, а также у Пушкина в “Письме к Соболевскому” указывается:“У податливых крестьянок (Чем и славится Валдай) к чаю накупи баранок, и скорее поезжай”.

Валдайские “разрумяненные девки”, а также все прочие представительницы женского пола выпекали из заварного теста маленькие обвараночки - то есть обваренные, ошпаренные. И было это весьма прибыльным делом - продавались обваранки не только на Валдае и в окрестностях, но и в самых разных уголках России. Позднее слово трансформировалось в “баранки” - то ли для удобства, то ли из-за сходства конечного продукта с закрученным бараньим рогом. Есть и другая версия возникновения современного названия, менее ладная – схожестьбаранки по форме с буквой “б”.

Баранки - русская национальная выпечка. Самое первое письменное упоминание этой выпечки обнаруживается в указе Петра I от 1725 года. В петровские времена баранки обваривали кипятком и уж потом припекали. А со второй половины XVIII века тестяные заготовки стали обрабатывать паром - так это делают и по сегодняшний день.

Музей баранки.

В городе Тутаеве Ярославской области существует целый музей баранки. Раньше город назывался Романов-Борисоглебск, в 1918 году был переименован, но баранки так и остались “романовскими”. Говорят, тамошние бараночки готовились по особому рецепту, который восстановили нынешние хлебопеки. Добившись определенных успехов в приготовлении баранок по старым традициям, они занялись скульптурой и строительством, создавая из баранок самые невероятные фигуры и статуэтки. В Музее баранки регулярно выставляется порядка 300 экспонатов - и экспозиция постоянно обновляется за счет новых, свежих партий.

Октябрьский музей хлеба открыт в нашем краеведческом музее два года назад. В нём представлены на обозрение разные хлебобулочные изделия от жителей района. Мы посетили этот музей. Сотрудник музея рассказала о возникновении музея хлеба и показали фильм о нём.

Большой вклад в сохранение музея вносить директор – Целищев Сергей Анатольевич.

Лекарство от ангины.

Мало кто знает, что баранка - это не только лакомство, но и лекарство от ангины, при первых признаках простуды знахарки советовали замочить баранку в горячем молоке, остудить и съесть, запивая чаем с лимоном. Считается, что пшеничное тесто с молоком рассасывает гнойнички и воспаления. Продолжать лечение нужно до исчезновения симптомов простуды, желательно-трижды в день. Очень вкусно болеть с баранками, и “передозировки” можно не бояться: от того, что съешь не три баранки, а связку, хуже не станет - разве что тяжелее.

А пока лечишься, можно пофилософствовать. Почему же все-таки в баранке есть дырка? Во-первых, такая форма обеспечивает более быстрое приготовление, так как слой теста составляет всего 1,5-2 сантиметра. Во-вторых, если бы не эта самая дырка, не стала бы баранка королевой рынка. Никому не хотелось носить тяжелые подносы с выпечкой, а баранки свяжешь, на шею повесишь - и вмиг продашь. Ну и третье -главное: без дырки получилась бы просто булка.

В общем, не стоит думать, что дырка от баранки - это ничто, полный ноль. Без неебаранка - не баранка!

III. Практическая часть

Октябрьская баранка.

Мы выяснили, что в 2011 году наш район жил под девизом “Где хлебно и тепло, там и жить добро”, была проработана целая социально – культурная программа фестиваля “Хлебный спас”. За все конкурсы, которые были проведены в этот день, наградой был большой пакет с баранками. Многим победителям их вручал глава района Георгий Васильевич Поезжаев. На Октябрьском хлебозаводе 30 лет выпекают баранку. Нам стало интересно, как ее выпекают и какой на нее спрос. Мы отправились на хлебозавод.

Встретила нас технолог завода Решетникова Наталья Александровна.Она извинилась, что не может нас провести в цеха, но рассказала подробно об изготовлении баранки. Готовят опару, добавляют дрожжи и муку, настаивается все. В специальных огромных чанах перемешивают, достают по 3кг и на столе идет еще раз домес теста вручную. Пропускают через специальную машинку, где она режет его на полоски-червячки. Эти полоски раскладывают на столе, отрезают полоски, длиной 20 см, скручивают баранкой и готово-можно в печь. Складывают на специальные противни, смазанные маслом, затем на каталку и в горячую печь на 20 минут при 200грдусной температуре. Через определенное время достают и высыпают на длинный решетчатый стол для подсушки. Подсушившись, начинается расфасовка.

Процесс выпекания баранки не прекращается ни на час, так как на нее большой спрос. За сутки пекари выпекают 3 тонны баранок!

Куда едет баранка? Ее везут в город Пермь, Чернушку, Орду, по всему Октябрьскому району.

Три раза в неделю ее увозит город Екатеринбург, Челябинская область, город Курган. Пользуется и спросом в Сибири в городе Тюмени и Ноябрьском.

Увозит Октябрьскую баранку и наш сосед Башкортостан-город Уфа.

Хочется от всей души пожелать всем приятного аппетита. Ведь наша сладкая баранка - это русская закуска к чаю.

Результаты соцопроса.

Мы настолько заинтересовались этой темой, что решили провести соцопрос и узнать у жителей нашего посёлка:

1. Покупаете ли вы Октябрьскую баранку?

2. Если да, то почему?

3. Печёте ли вы дома баранку?

4. Есть ли у вас свой особый рецепт? Напишите его.

Проанализировав анкеты, мы выяснили, что все опрашиваемые покупают октябрьскую баранку. Почему? Оказывается, она очень вкусная и мягкая. Половина из опрашиваемых указала, что иногда дома сами выпекают баранку и предложили несколько рецептов изготовления баранки. Нам понравился рецепт от семьи Дульцевых и нашего классного руководителя Н.М.Безруких.

Рецепт от семьи Дульцевых

Ингредиенты: 1 стакан кефира, 1 стакан растительного масла, 2 яйца, 1 чайная ложка соды, гашённая уксусом, 1 стакан сахарного песка.

Муки добавить столько, чтобы получилось не крутое, а мягкое тесто. На разделочную доску посыпать сахарный песок. Отрывая от теста кусочки, раскатать их в колбаски и прокатить по песку. Соединить колбаски в виде колечек и выпекать.

Рецепты приготовления баранки от Натальи Михайловны:

  • 2 яйца, 0,5 ч л соды
  • 2 чайной ложки сливочного масла
  • 2,5 стакана муки
  • 0,5 стакана воды
  • 0,5 чл соли.

Тесто замесить. Затем раскатать в жгут толщиной примерно в мизинец и порезать на кусочки, из которых сформировать баранки.

Варить баранки в подсоленной кипящей воде до тех пор, пока они не всплывут. После чего баранки вынуть шумовкой и обвалять в сахаре, тмине, маке. Ну а если в сырое тесто добавите немного сиропа - получится та самая розовая бараночка.

Аккуратно разложив бараночки на противень, смазанный маслом, отправьте в духовку, нагретую до 230-250 градусов, на 10-15 минут.

Приятного аппетита!

Баранка, испечённая нами.

Частушки о баранке.

Мы в Октябрьском живем
Баранки, пряники жуем.
Мычастушек много знаем
И сейчас для вас споем.

Мы девчушки – веселушки
Стать моделями хотим.
Целый день поем частушки
И бараночки едим.

Молоко, творог, сметана
Для здоровья хороши!
Не забудь и про баранки-
Кушай чаще от души!

Какой миленький скупой,
Купил бараночки сухой.
Ела, торопилася-
Баранкой подавилася!

Баранки мы умеем стряпать
От безделья не грустим.
Приходите вы к нам в гости
Всех баранкой угостим.

Выводы

Во время работы над презентацией, мы убедились в том, что баранка, сделанная своими руками намного вкуснее. Это замечательный подарок, который может порадовать родных, близких, друзей намного больше, чем купленная в магазине. Баранка украсит стол к православной Пасхе или 8 Марта.

Мы думаем, что будем учиться помогать бабушкам и мамам в хлебопечении хлебобулочных изделий.