Образование Российской империи

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Учебно-методическое обеспечение:

  • Рабочие программы по истории России под ред. Данилова А.А., Косулиной Л.Г.;
  • электронное приложение к учебнику А.А. Данилова “История. Россия в XVII – XVIII вв. 7 класс”
  • учебник “История России 7 класс” Данилов А.А., Косулина Л.Г.;
  • программа для создания презентаций Microsoft Power Point;
  • текстовый редактор Microsoft Word.

Цель урока:

  • обобщение и систематизация материала по теме “Образование Российской империи”
  • формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра Великого

Задачи урока:

  • Образовательные – закрепление и повторение материала по теме “Образование Российской империи”, завершение составления характеристики Петра I, ее обсуждение.
  • Развивающие – развитие коммуникативных, исследовательских умений, умений обобщать, делать выводы, развитие умений давать оценку деятельности и личности Петра I, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения.
  • Воспитательные – воспитание чувства патриотизма и гордости за героические свершения предков на основе знакомства с жизнью и поступками Петра I.

Оборудование: интерактивная доска и маркеры, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, презентация, магнитная доска, цветные магниты.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: в основе урока лежит игровая технология

Тип урока: игра-викторина

Время реализации урока: 1 учебный час

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

В ходе данного урока ожидается, что учащиеся должны:

  • закрепить материал по изученной теме, повторить ключевые события, их периодизацию;
  • давать определения исторических понятий;
  • давать и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I;
  • участвовать в дискуссии о значении его деятельности.

Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании команд, также она способствует самореализации и самовыражению личности.

План проведения урока

№ п/п Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Временная реализация № слайда
1. Организационный момент Проверка готовности к уроку. Проверка готовности к уроку. 1 минута 1
2. Целевая установка Сообщение темы. Совместное целеполагание. Объяснение правил игры. Восприятие разъяснений учителя.

Распределение команд.

Выбор жюри.

3 минуты 2
3. Обобщение Систематизация и закрепление знаний Восприятие. Подготовка к ответу. 35 минут 3-38
4. Подведение итогов Объявление итогов игры награждение. Запись домашнего задания. 3 минуты 39
5. Рефлексия   Оценка урока, самооценка обучающихся. Обсуждение. 3 минуты  

Содержание кадров:

1. Титульный слайд.

2. Игровое поле.

3 – 8 Северная война

9 – 14 Экономика

15 – 20 Государственное управление

21 – 26 Культура и быт

27 – 32 Петр Первый

33 – 38 Разное

39 – Итог урока

Ход занятия

1. Организационный момент (слайд №1)

2. Целевая установка (слайд № 2 – 3 )

—Сегодня мы заканчиваем изучение одного из интереснейших периодов истории Отечества – эпохи Петра Первого. Наше занятие будет построено в форме игры – викторины.

— Познакомимся с правилами игры. На игровом поле вы видите шесть разделов по темам “Северная война”, “Экономика”, “Государственное управление”, “Культура и быт”, “Петр Первый”, “Разное”. В каждом из них по шесть вопросов, расположенных в порядке возрастания сложности. Если одна команда не может ответить, отвечает другая команда.

Выбор жюри: по желанию или по жребию.

— Желаю удачи.

3. Обобщение (игра: слайды № 3 -39).

Участники делятся на команды, выбирают названия команд. Если одна команда не может ответить, право ответа переходит к следующей команде. Побеждает тот, кто набирает больше всего очков. Ребята при помощи интерактивной доски и маркеров сами выбирают вопросы и ответы. Выбранные вопросы и законченные рубрики обесцвечиваются, чтобы избежать повторений. Правильные ответы двигаются в заданные места, неправильные обесцвечиваются.

В презентации содержаться следующие вопросы и задания:

  • на выбор ответа
  • на знание исторических личностей изучаемого периода
  • работа с иллюстрациями, историческими картинами
  • задания, требующие развернутого ответа
  • последовательность событий
  • знание понятий

4. Подведение итогов (слайд № 39). Объявление победителей. Награждение.

Домашнее задание: подготовиться к защите проектных работ по эпохе Петра Великого.

5. Рефлексия. Проводится при помощи цветных магнитов, магнитной доски и нарисованной на ней оси координат. На осях можно задать различные вопросы. Например: моя работа на уроке и работа команды, понравился ли урок и мое самочувствие на уроке. Данный вариант требует минимальных затрат времени и дает возможность ребятам наглядно оценить и обсудить различные моменты урока, свою работу и работу одноклассников.

Список используемой литературы и источников.

  1. История России. Конец XVI–XVIII век. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2013.
  2. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс: рабочая тетрадь / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2012.
  3. История России. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6–9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Тырин С.В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 кл.: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2009.
  5. История. Россия в XVII – XVIII вв. 7 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Данилова. Изд-во “Просвещение”, 2010
  6. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе”, Н. Ге, [www документ] — URL: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Peter_the_Great_Interrogating_the_Tsarevich_Alexei_Petrovich.jpg?uselang=ru
  7. Портрет Евдокии Лопухиной. [www документ] — URL: http://aminpro.narod.ru/dopoln/kartinki/kreml/0009_LOPUHINA_02.jpg
  8. Портрет Екатерины I (1684–1727). [www документ] — URL: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Catherine_I_of_Russia_by_Nattier.jpg?uselang=ru
  9. Царевна Софья. [www документ] — URL: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sophia_Alekseyevna_of_Russia.jpg?uselang=ru
  10. Портрет Петра Великого. [www документ] — URL: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Peter_der-Grosse_1838.jpg?uselang=ru
  11. “Утро стрелецкой казни”, В.И.Суриков. [www документ] — URL:
  12. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Surikov_streltsi.jpg?uselang=ru