Уроки исследования "Душа грустит о небесах…" Поэма С.Есенина "Микола". 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • Должны узнать:
    • об отношении поэта к проблеме личности и её связи с миром;
    • об отношении поэта к традиционной вере народа;
    • о жизни одного из самых уважаемых и любимых святых на Руси Николае Чудотворце;
    • об истории создания произведения поэтом;
    • о некоторых свидетельствах - помощи святого Николая Чудотворца;
    • о некоторых картинах русских художников, связанных с именем святого.
  • Должны дальше учиться:
    • выступать перед аудиторией;
    • делать литературоведческие анализы поэтических произведений;

Урок построен с использованием информационных технологий. Учитель ставит следующие цели: познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта; показать народность творчества С.А. Есенина; народности поэмы; акцентировать внимание на работе с изобразительно - выразительными средствами языка; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к родине через любовь к природе и вере русского народа.

Ход уроков

I. Организационная часть. Цели и задачи уроков. Вступительное слово учителя.

Боли и невзгоды крестьянской Руси в начале 20-го века, её радости и надежды - всё это отлилось у Есенина в задушевные и светлые, скорбные и гневные, грустные и радостные строфы.

О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжёлые минуты одиночества, светлый образ Родины согревал его душу. Что происходит, что свершается на родной Руси сегодня, что ожидает её завтра - мысли эти неотступно тревожат его. "Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин- - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моём творчестве".

В 1915-1916 годы написана его маленькая поэма “Микола”.

Дмитрий Веневитинов писал: “Истинные поэты всех веков и народов были философами”. С.Есенин давно признан великим русским национальным поэтом мирового масштаба, а его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах.

В своих произведениях поэт решает проблему личности и её связи с миром, отношений между человеком, обществом и природой.

II. Основная часть.

Лекция учителя по статье Козка Андрея “Есенин – защитник Руси и Христа”

Сергей Александрович Есенин огромен в своих берегах, бушующе непредсказуем, берега его поэзии, его могучая мысль в нашем понимании раздвигаются, а русло углубляется. Понимание идёт от всего наследия и сквозь года все явнее проявляется и духовная мощь, олицетворенная в стихах сила возмущения народного...

В 2011 году в Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина состоялась презентация книги “Есенин и православие”.

Как писал современник Поэта, писатель-эмигрант Георгий Иванов: “Есенин - типичный представитель своего народа и своего времени. За Есениным стоят миллионы таких же, как он, безымянных “Есениных” - его братья по духу “соучастники - жертвы” революции... судьба Есенина - их судьба, в его голосе звучат их голоса... .На любви к Есенину сходятся и шестнадцатилетняя комсомолка и пятидесятилетний белогвардеец”.

В самом деле, в предреволюционные годы его стихи читали и крестьяне и дворяне. Царица - мученица Александра, великая княгиня Елизавета Федоровна, а после катастрофы 1917 года большевистские.

Вся жизнь Есенина, можно сказать, прошла между Царем земным и Царем Небесным.

Златоглавого поэта любили все и друзья, и даже недруги.

Известно, что все тайное становится явным, и, несмотря на то, что из Есенина пытались сделать “самоубийцу” - сейчас в результате исследований выяснено, что Сергей Есенин был убит.

Известно, что сначала революции, как и многие молодые люди, Есенин вдохновился революцией, думал, что она принесет всем благо, особенно крестьянам, но когда увидел “что есть на самом деле революция” он ужаснулся, но было уже слишком поздно... и за это ему пришлось заплатить своей жизнью.

Если проанализировать творчество этого гениального поэта, то становится ясно, что до революции и осквернения святынь оно было пропитано любовью к Богу и Родине. Он был, глашатаем Святой Руси, носителем идеи, которая выше кровной принадлежности:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Гений поэта находил ключи к сердцам людей, он был родным понятным для многонационального народа единой страны.

Ведь суть пророческого служения не в предсказании будущего, а в противостоянии силам тьмы, зла, задача поэта быть нервом эпохи, глаголом жечь сердца людей, пробуждать народную совесть.

Жизнь поэта выявляет духовно-эстетические основания феномена “народной канонизации” Есенина - наиболее яркого, наряду с Пушкиным, выразителя русской ментальности, русского национального сознания.

Сергей Есенин своим примером показал, что искренне ищущий человек способен выйти на спасительную тропу сквозь тернии, а любовь к Богу выводит из блужданий ума. В годину испытаний, слово поэта появляется неожиданно, как солнце среди туч злобы и невежества, вселяет в людей Надежду, Веру и Любовь.

Гений Сергея Есенина удивителен и многогранен, но теперь пришло время глубже осознать, что поэт не разменял свой талант, а обратил его на защиту распинаемого богоборцами Христа и поруганное Отечество.

Глубокий патриотизм поэта не случаен, ведь его небесный покровитель, Сергий Радонежский — защитник Святой Руси.

Ольга Воронова, доктор филологических наук, профессор, считает, что "В есениноведении до сих пор не ставился вопрос об отражении в творчестве Сергея Есенина образа его небесного покровителя - великого православного святого Сергия Радонежского, в честь которого поэт был наречён по святцам именем Сергей.

Рассказ ученика. Истоки поэмы

Из биографии поэта мы знаем, что он рос у бабушки и дедушки, которые жили в обычной просторной бревенчатой избе. Бабушка Наталья Евтеевна была женщиной кроткой и набожной, внука любила и берегла.

"Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за её палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: “Иди. иди, ягодка, бог счастье даст”.

Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе...

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю". В беседе с литератором И.Розановым Есенин как-то заметил: “Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан... Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура, “умственный мужик”... Дед имел прекрасную память и знал наизусть великое множество народных песен, но главным образом духовных стихов”.

И в стихах, и в автобиографиях Есенин подчеркивал большую роль, которую сыграл в его жизни дед Федор Андреевич Титов.

И "Радуница", и "Голубень", и "Трирядница", и иные многие стихи поэта окрашены и пропитаны церковным, религиозным духом. Со златой тучки глядит Саваоф, среди людей ходит с дорожной клюкой кроткий и голодный Спас, путешествует мужичий святой Микола, на легкокрылых облаках спускается "возлюбленная мати".

По свидетельству родных поэта, многие черты характера Есенин унаследовал от деда, человека интересного и своеобразного.

По-матерински заботилась о Есенине в доме Титовых бабушка Наталья Евтеевна. “Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ”, - признавался поэт. Отправляясь на богомолье, она брала внука с собой, зная, что без неё мальчика могут обидеть. В долгие зимние вечера она рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд:

Есенин не только слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и “сочинять”. “Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки.

Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад”, - писал Есенин. Все то доброе, положительное, что способствовало пробуждению у Есенина поэтической фантазии, интереса к народным песням, легендам и сказкам, любви к природе и во многом было разбужено в душе поэта не без доброго влияния деда и бабки.

Подрастая, Есенин чутко воспринимал этот радужный мир земной красоты. Вспомним, как любовался он зарей, которая, подобно котенку на крыше, “моет лапкой рот”; как переживал, что лошади на Оке чуть-чуть было "не выпили" луну; как однажды был удивлен, увидев, что "словно яйцо, расколовшись, скользнул месяц за дальним холмом”; как вслушивался в звонкий говор “духовитых дубрав", что ''кличут ветками к реке’'.

Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет! Вновь и вновь наполняли они его музу чувством любви к родине.

До Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания. У Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и кудахтающие куры, и кудлатые щенки (стихотворение "В хате"). Его описание аскетичного среднерусского пейзажа наполнено необычайно тонкой красотой.

Драгоценная россыпь образов буквально переполняет первые сборники Есенина - "Радуница" (1916) и ’Толубень" (1918). Символические названия обеих книг могут сказать очень многое. Радуница - день поминовения умерших, обычно первый понедельник после светлой Христовой Пасхи. Само слово означает "блестящая", "просветленная". Радуницей называли и первые весенние дни. Есенинская Русь - голубая, синяя.

Успех молодого поэта был поистине стремительным и громким. Невысокого роста, светловолосый, удивительно подвижный, с голубыми, постоянно меняющими свой оттенок ясными глазами, этот уроженец глубинной России привлёк к себе всеобщее внимание.

Облик его на редкость соединялся с духовным строем привезённых им стихов. Он обладал удивительным дарованием. Литературный Петроград то с неподдельным восторгом, то снисходительно улыбаясь, приветствовал явление самобытного таланта.

Николай Чудотворец - самый любимый святой России

На Руси верили, что Николай Чудотворец помогает человеку не терять силу духа и оберегает его от болезней. Чудотворец считется покровителем детей, купцов, пастухов, целителей, моряков и воинов, защитником оклеветанных и невинно осуждённых. Молитвы, обращённые к Николаю Чудотворцу, помогают избавиться от бед и добиться восстановления справедливости. На Руси его называли Николой. Празднуется Никола два раза в году. Весной 22 мая - Никола

Вешний. Зимой 19 декабря - Никола зимний. Николай Угодник воспринимался в России как национальный святой, покровитель русского народа. Его называли “святой великий Святитель Христов, теплый заступник и скорый помощник”. Принято было считать, что Николаю Угоднику можно молиться “во всех нуждах”, что он всегда и всем поможет, ибо добр и милостив.

Николай Угодник славился как врачеватель и целитель. В народе считалось, что он может избавить человека от любой болезни. А знахари полагали Николин день самым благоприятным для лечения тяжелых заболеваний.

 Отправляясь в дорогу, надеялись на защиту Николая Угодника. Выходившему из дома говорили вслед: “Никола в путь, Христос подорожник!”, “Бог на дорогу, Никола в путь”, “Никола с нами!”. Ложась спать, просили у него защиты от нечистой-неведомой силы, которая, по поверью, могла навредить человеку во сне: “Около нашего двора Иисусова молитва. Николина ограда - тын медный, врата железны, аминем заперты, а на хоромах святая вода”.

Рассказы - свидетельства о помощи святого Николая Чудотворца

Первый рассказ.

Шло время. Николай вступает в пору юности. Его дядя, епископ города, рукополагает племянника в священники. Вскоре умирают родители и оставляют сыну большое наследство. Он решает раздать его нуждающимся.

В городе Патара жил один человек, у которого были 3 дочери - красавицы. Когда-то он был богат, но потом впал в крайнюю нищету. В большом отчаянии отец решил продать старшую дочь в рабство. Святитель Николай ночью тайно отворил тёмное окно в доме этого человека и бросил в глубину комнаты мешочек с золотом. Наутро все в церкви говорили о чуде. Старик смог выдать дочь замуж. Но были ещё две дочери. Во второй раз Николай опять подбросил мешочек с золотом. Теперь и вторая дочь могла выйти замуж. В третий раз старик не спал - решил увидеть благодетеля. Ему удалось догнать незнакомца, и он узнал управителя церкви - юного Николая.

Вторая история.

Случилось это в 60-е годы прошлого, XX столетия. Жила на окраине небольшого городка одна старушка. Бедствовала. Долгие годы она работала в колхозе. А какой там был заработок? Работали после войны в колхозах за “палочки”. Палочками отмечали трудодни в ведомости по оплате труда. Зачастую они так и оставались всего лишь палочками... Пенсию получала старушка мизерную - 12 рублей. И однажды она пенсию свою потеряла. Что делать?

Пошла в горсовет просить помощи. Только там ей отказали, и ушла бедная ни с чем. Села горемычная на скамеечку в сквере у здания исполкома горсовета и так запечалилась, что не заметила, как к ней подошел старичок.

Что, голубушка, закручинилась? — спросил он ласково. — Отчего печальна, родненькая?

Поделилась своей бедой старушка, тронутая сердечным участием незнакомого человека.

А старичок подал ей узелок и сказал: “Успокойся, милая, этого тебе на всю твою жизнь хватит”. И исчез, прежде чем успела старушка даже слово вымолвить, чтобы поблагодарить благодетеля.

Пришла домой, подняла глаза в уголок, где висели иконы. “Да это же был сам Николай, Угодник Божий! Как же я сразу не признала в старичке нашего Чудотворца?” — изумилась старушка и пала ниц перед иконой Святителя. Благодарные слезы ручейками потекли по её изрезанным лучиками - морщинками щекам.

Образ Николая Чудотворца в живописи.

А) Одна история из жизни Николая Угодника вдохновила И. Репина (1874 - 1947), и свои чувства он выразил в картине “Николай Мирликийский спасает от смертной казни трёх невинно осуждённых”.

Градоначальник города Мира Евстафий из страны Ликия был коррупционером. Однажды (примерно 320 год от р.х.), подкупленный завистниками неких трех мужей, осудил их на смерть.

Узнав о несправедливом поступке мирского градоначальника, святитель Николай (он же епископ города) тотчас поспешил на помощь.

Он появился на месте казни, когда меч уже был занесен над головами невинно осужденных. Отстранив стражу, святитель остановил руку палача. Никто не осмелился воспрепятствовать ему.

Градоначальник, грозно обличенный святым Николаем, сознался в своем грехе и просил принять его покаяние.

Б) К образу этого Святителя неоднократно обращается на протяжении своей жизни Н.К.Рерих (1844 - 1930). Он упоминает Святого Николая в очерках и в разные годы посвящает Ему свои картины. Очевидно, что Святой — Небесный Покровитель художника, это следует из самого имени — Николай.

Рассмотрим картину “Николай-Угодник”. Полотно создано в 1914 году, в предчувствии надвигающейся катастрофы. Перед взором зрителя открывается тревожный пейзаж с тяжёлым грозовым небом, чётко очерченной линией холмов, движущейся фигурой Николы и двух глубоких старцев со склонёнными главами; вдали, на возвышении, видны белые городские стены и храм. Тёмные облака надвигаются на город, в то время как на первом плане уже видны яркие лучи солнца, освещающие землю и небо. Художник как бы показывает: приближающаяся опасность временна, и после неё воцарится солнечный день!

Правая часть композиции построена на диагоналях — это и линии холмов, и направленность облаков, и фигуры старцев, движущихся по направлению к Угоднику по освещённой золотым светом тропе. Своей духовной устремлённостью они словно преодолевают земное притяжение.

Другая часть композиции, включающая Святого Николая и город, построена на статичных горизонталях, она — воплощение устойчивости и незыблемости священных основ. Образ Чудотворца — смысловой центр композиции. Его изображение очень иконописно, об этом свидетельствует локальность цвета. Фигура монументальная и плоскостная; в ней сочетается статичность и динамичность — Святой Никола будто бы движется и недвижим одновременно, что также вносит элемент сакральности в Его образ.

Если внимательнее присмотреться к отшельникам, то можно увидеть, что в наплечных сумках у них собраны травы и цветы. Изображённые Рерихом старцы находятся под прямым покровительством Святого. Обратившись к истории, мы увидим, что с VI века н.э. почитание Николы, возникшее в малоазийских областях Средиземноморья, вытеснило культ Посейдона — античного бога морей. “Само имя Посейдон, вероятнее всего, означает "супруг Земли". Посейдон ведал, по-видимому, [и] земным плодородием (откуда его другое прозвище Фитальный — производящий) и был изначально божеством подземной влаги, оплодотворяющей Землю”. И власть Николы распространялась на подземные воды, благодаря которым питались и всходили травы. На Руси Никола заместил языческого Микулу Житного Деда (то есть Духа хлеба), — отсюда перенесённый обычай “завивания Николиной бородки”, суть которого заключается в том, что после сбора урожая часть колосьев свивали в своеобразную “бородку”, посвящая её сначала Житному Деду, а с приходом христианства — Николе Чудотворцу. Не случайно и то, что празднование в мае Николы Вешнего сливалось с языческим праздником, посвящённым Микуле Селяниновичу — пахарю, opataio, любимому сыну Матери Сырой Земли.

3) Художник Сергей Николаевич Ефошкин - один из немногих современных авторов, целиком посвятивший своё творчество теме истории России и истории Православия. Верный традициям русской реалистической живописи, он создаёт свои произведения с высочайшим профессиональным мастерством, тонким вкусом и безупречным знанием истории.

С. Н. Ефошкин родился в 1960 году в Москве. Он учился в Московской средней художественной школе при МГХИ им. В.И. Сурикова, а затем в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова, в мастерской И. С. Глазунова. Параллельно с творческой деятельностью занимался педагогикой: с 1988 года по 1992 год был преподавателем, а затем и заведующим кафедрой живописи, рисунка и композиции Российской Академии живописи, ваяния и зодчества.

Художник работает в жанрах исторической картины, портрета, пейзажа, книжного оформления и иллюстрации. Сергей Ефошкин является автором живописных исторических циклов: “Житие преподобного Сергия Радонежского. XIV век”, “Из истории Государства Российского”, “ Житие и чудеса Святителя Николая Чудотворца”, а также автором оформления и иллюстраций книг: В.П. Столярова “ Сказание о святителе Николае - архиепископе Мирликийском, чудотворце”. О.Касткиной “Преподобный Сергий Радонежский”, издания Новоспасского монастыря “Азбука в пословицах”. Отдельным направлением в творчестве художника стала работа над росписями православных храмов г. Москвы.

Ш. Работа с текстом поэмы

Комментированное чтение текста поэмы. Словарь поэмы:

Микола — св. Николай, “архиепископ мирликийский, великий христианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и после смерти, память его чтится повсеместно в христианской церкви, западной и восточной, в еретических обществах Востока, часто даже между мусульманами, живущими на Востоке, и язычниками в России” (“Полный православный богословский энциклопедический словарь”, СПб., <б.г>. т. II, стб. 1654). День перенесения мощей святителя празднуется церковью 9 мая, а память совершается (в России) 6 декабря по ст. стилю.

Стягловица (стягольница) — верёвка или бечёвка для затягивания чего-либо.

Охлопья — от охлопать (отрясти, отряхнуть). Ср. также: охлопье — пакля.

Лузга — здесь: мякина.

“В честь угодника Миколы / Сеют рожью на снегу” — Это действие производилось в ночь на 6 декабря, чтобы умилостивить св. Николая для обеспечения обилия будущего урожая (обычай был распространён, в частности, в Рязанской губернии).

Окосье — рукоятка косы, косовище.

Косница — лента в косе.

Лапоть - короткая плетёная обувь.

Милостник - человек, по доброму относящийся к людям.

Котомка - путевая сумка.

Псалтырь - книга псалмов.

Облачальный – облаченье, относящееся к духовенству.

Елейный – приятный.

Закрома – закром – 1) Отгороженное есто в амбаре для ссыпки зерна.

2) Место для хранения урожая.

Исследовательская работа - литературоведческий анализ поэмы (по примерному плану):

Примерная схема анализа:

- Каковы мотив, поэтическая идея произведения?

- Какие образы вы увидели в прочитанном произведении?

- Найдите изобразительно-выразительные средства, определите их роль в создании этих   образов.

- Как работает цветопись у поэта?

- Какие чувства у вас вызвала поэма С.А.Есенина?

3. Самостоятельная работа учащихся.

4. Защита анализов поэмы, подведение итогов анализа.

IV. Заключение. Итоги исследовательских работ.

Слово учителя.

С.Есенин удивлял завсегдатаев литературных салонов не только смелостью, пленительной красотой своего стиха, но и подчёркнуто-крестьянскими манерами. Он мог часами на публике или в дружеском кругу петь под гармонику родные рязанские частушки. Между тем за этим очевидным “местным колоритом” скрывалась напряжённая внутренняя жизнь, лишь великому поэту свойственная полнота видения мира, редкая способность находить прямые пути к тайнам русского бытия.

Однажды Сергей Есенин сказал: “Меня поймут только через сто лет”. Это удивительные слова для поэта, про которого уже при жизни выходили сотни публикаций. Тем более они удивительны для советского поколения конца прошлого века, когда о Есенине было написано столько, сколько не было написано ни о каком другом поэте, когда книги его стихов превысили все мыслимые тиражи.

Феномен Есенина состоит в том, что, благодаря православному мировоззрению, которое тогда еще не было утеряно в русском народе, он соединял, по выражению Г. Иванова, “два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего... И, в самом деле, в предреволюционное время его стихи читали и крестьяне, и дворяне, Царица Александра Федоровна, царевны и великая княгиня Елизавета Федоровна, а после революции – большевистские вожди: Ленин, Троцкий, Свердлов, Дзержинский, Киров, Орджоникидзе и позднее – Сталин.

“На любви к Есенину, – писал Г. Иванов, – сходятся и шестнадцатилетняя комсомолка, и пятидесятилетний белогвардеец” .

Да и сегодня Сергей Есенин объединяет расколотое по экономическому положению и политическим взглядам русское общество своим творчеством, поэзией, о которой сказал когда-то В. А. Жуковский, что она “Есть Бог в святых мечтах земли”. А для того, чтобы поэзия стала такой, Есенину необходимо было, прежде всего, самому сохранить и пронести через время воинствующего безбожия, через собственные ошибки и заблуждения святую православную веру, которую, в конечном счете, сохранило большинство российского народа.

Как следует из воспоминаний современников Сергея Александровича, он очень любил гулять по Тверскому бульвару. Проходя мимо памятника, он обязательно в разных формах общался с бронзовым Пушкиным.

То, что Пушкин стал главным путеводителем поэзии Есенина в последние годы его жизни, свидетельствуют слова его последней автобиографии (октябрь 1925 г.): “... В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину... Читай больше Пушкина. Это – наш учитель! Я ведь тоже шёл когда-то не той дорогой. Теперь же я вижу, что Пушкин – вот истинно русская душа, вот где вершина поэзии...”. И это влияние и его притяжение к Пушкину в последние годы жизни ...особенно ярко выражено в стихотворении рязанского поэта “Пушкину”:

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обречённый на гоненье,
Ещё я долго буду петь...
Чтоб и моё степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

В этом стихотворении Есенин полон благоговения к гению Пушкина. И хотя не сбылось его пророчество о том, что “...Ещё я долго буду петь...” (петь ему, в действительности, оставалось немногим больше года), но и он был “сподобленный такой судьбе”: сегодня во многих городах, сёлах России стоят памятники – свидетели того, что и его “ степное пенье Сумело бронзой прозвенеть” (слайды из презентации урока).

Использованная литература.

  1. Бондаренко М.А. “А душу можно ль рассказать?” Поэзия С.Есенина в школе. Литература в школе № 10,2003.
  2. Влащенко В.И. “Ой ты, Русь, моя родина кроткая...”. Песня и плач, радость и боль в лирике Есенина. Литература в школе № 11,2005.
  3. Евсин И.“ Душа грустит о небесах...”. О вере С.Есенина. Благовест,2013.
  4. Козка А. Есенин – защитник Руси и Христа. Лит. Энциклопедия, т.10.
  5. Мешков Ю.А. “Радуница” Сергея Есенина. Литература в школе № 11,2006
  6. Серёгина С.А. “Пророк несбывшихся упований”: Творчество С.А.Есенина в свете философско-эстетических исканий Серебряного века. Литература в школе № 11,2008.
  7. Шубникова – Гусева Н.И. “Пришёл в этот мир поэт...”. Литература в школе № 11,2005.
  8. Эпатова Н.Пушкин и Есенин. Проза.Ру, 2012.