Знаки: форма и значение

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Общие сведения.

  • Класс: 8.
  • Раздел: “Информация и информационные процессы”.
  • Учебные часы: 1.

Вводно-мотивационный компонент.

Цели урока:

- обучающая цель: ученик дает определение понятиям знак, двоичная знаковая система; перечисляет виды и формы знаков; понимает отличие иконических знаков от символов; перечисляет носители информации; приводит примеры знаков в современном обществе и из истории; понимает значение знаков для современного человека.

- воспитательная цель: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, развитие интереса к предмету,

- развивающая цель: развитие компетенции сфере коммуникативной и информационно-аналитической деятельности.

Дидактические основания урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии обучения: приемы технологии развития критического мышления, креативные методы, метод решения задач.

Формы учебной работы: индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения.

Информационные средства: Для учителя:

1. Угринович Угринович Н. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса. изд.М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011

2. Боженкова Л.И., Рагулина М.И., Смолина Л.В. Педагогическая практика в системе подготовки учителя информатики и математики: Методические рекомендации / Под общей ред. М.П. Лапчика. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Проектировочно-деятельностный компонент.

1. Организационная часть (4 минуты)

(Слайд 1) Подготовка к проведению урока. (Восприятие учащимися излагаемой информации, подготовка к занятию).

Тема нашего урока представлена на доске в виде загадки, ответив на вопрос, какое одно слово объединяет все эти предметы, мы узнаем, о чем сегодня будет идти речь. (Ученики предлагают варианты ответов).

(Слайд 2) Откройте тетради и запишите тему урока.

2. Этап изучения нового материала (30 минут)

(Слайд 3) Теперь мы определили тему урока, давайте вместе подумаем, что мы вообще знаем о знаках. Перед вами корзина, которую необходимо наполнить фактами по теме урока. В течение двух минут перечислите все, что вы знаете по теме “Знак” в тетради, а потом поделитесь с близ сидящим учеником своими догадками, выясните, в чем ваши мнения сошлись, а в чем разошлись. Далее каждая группа будет называть сведение при этом, не называя ранее сказанного. (Ученики по очереди называют тезисы, учитель записывает все тезисы на доске, даже если они ошибочны. В течение урока происходит уточнение заявленных тезисов и исправление ошибочных суждений).

(Слайд 4) Перед вами определения понятия знак из нескольких областей наук, прочитайте их и на основе своего опыта сформулируйте свое определение данного понятия и запишите его в тетрадь.

(Слайд 5). На протяжении нескольких тысячелетий человечество использует знаки в своей жизни: для хранения, передачи и обработки информации. Одна из древнейших цивилизаций, цивилизация индейцев майя, имела свою собственную письменность. И оказывается, большая часть империй заимствовала различные иероглифы и символы именно у племени Майя.

Впервые уникальная символика индейцев майя    была обнаружена англичанином - Фредериком Кэтэрвудом и американцем - Джоном Стивенсом еще в 1839 году, а вот расшифровать символы и иероглифы удалось только в 1937.

На слайде приведены примеры знаков и символов этой древней цивилизации.

(Слайд 6) Люди используют знаки не только при письме, но и в разных науках, например математике. У каждого знака своя история. Взять, к примеру, знак равенства, этот знак претерпел ряд изменений дойдя до нашего времени в том виде, в котором мы привыкли его видеть.

(Слайд 7) В мире все меняется, и знаки сменяются новыми, более совершенными в том числе. В современном мире пользуется популярностью новая разновидность знаков - QR-код, в котором заложен большой объем информации.

(Слайд 8) Как человек воспринимает информацию? (Через органы чувств)

Информация в виде знаков может восприниматься человеком всеми органами чувств. Давайте повторим органы чувств и виды информации, связанные с ними. На слайде представлены виде загадок органы чувств, отгадайте их и назовите виды информации, которые им соответствуют. (Ученики отгадывают загадки, называют органы чувств)

В соответствии со способом восприятия можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов. К зрительным знакам, воспринимаемым с помощью зрения, относятся буквы и цифры, которые используются в письменной речи, дорожные знаки и т. д. К слуховым знакам, воспринимаемым с помощью слуха, относятся звуки, которые используются в устной речи, а также звуковые сигналы, которые производятся с помощью гудка, сирены и т. д. В коммуникации многих видов животных особую роль играют обонятельные знаки. Например, медведи и другие дикие животные помечают место обитания клочьями шерсти, сохраняющей запах, чтобы отпугнуть чужака и показать, что данная территория уже занята.

(Слайд 9) На слайде приведены примеры знаков. Распределите данные знаки в соответствии с видом информации, к которому они относятся.

(Слайд 10) Вспомните, что обозначают предложенные на слайде знаки и придумайте значение знаков внизу слайда.

(Слайд 11) С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния. На слайде представлены носители информации разных лет. Упорядочьте эти носители по возрастанию года создания и назовите наиболее надежный носитель с вашей точки зрения.

(Слайд 12) Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов. Всем известны световые сигналы светофора, звуковые сигналы школьного звонка оповещают о начале или конце урока, электрические сигналы передают информацию по телефонным и компьютерным сетям, электромагнитные волны передают сигналы радио и телевидения. Назовите знаковые системы, которые вы видите на слайде (Азбука Морзе, семафорная азбука, двоичная система).

Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Флажный семафор предназначен для связи в светлое время суток. Связь им осуществляется только словами, передаваемыми по буквам. Достигается это благодаря тому, что каждая буква русского алфавита имеет присвоенный ей определенный условный знак. Каждый условный знак изображается определенным положением рук с флажками. Путем последовательного изображения знаков букв, в порядке их очередности в слове, производится его передача на расстояние. Такой способ позволяет передавать любые слова и предложения. Прием основан на правильном определении букв по их условным знакам и составлении по ним (чтении) слов и предложений. Переданные и принятые таким порядком слова и предложения составляют процесс связи флажным семафором. Условные знаки, установленные буквам алфавита, сведены в таблицу, получившую название семафорной азбуки. Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков.

Принцип кодирования азбуки Морзе исходит из того, что буквы, которые чаще употребляются в английском языке, кодируются более простыми сочетаниями точек и тире. Это делает освоение азбуки Морзе проще, а передачи — компактнее. Передаваться и приниматься азбука Морзе может с различной скоростью — это зависит от возможностей и опыта радистов.

Приведите, примеры, где возможно использовать азбуку Морзе и семафорный алфавит? (Военно-морской флот)

Что такое двоичный код? В какой среде передается информация в таком виде? (Информация в компьютере хранится и передается в виде 0 и 1.)

(Слайд 13) В компьютере физически знаки реализуются в форме электрических импульсов (нет импульса - 0, есть импульс - 1), состояний ячеек оперативной памяти и участков поверхностей носителей информации (одно состояние - 0, другое состояние - 1).

Какой же способ передачи информации между компьютерами стал распространенным в наши дни? Подумайте и обоснуйте ответ (Беспроводная связь).

(Слайд 14) Для того, чтобы понять высказывание, записанного в одной из знаковых систем Азбука Морзе, семафорная азбука, двоичный код или другие языки, необходимо знать значение этих знаков, необходимо знать алфавит. Для примера рассмотрим следующую задачу. Сопоставьте знаки русского алфавита и алфавита “Пляшущие человечки” и отгадайте ответ Маши.

(Слайд 15) Но знаки могут отображать не только символы другого алфавита, но и объекты окружающего мира или понятия, т. е. иметь определенное значение (смысл). Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Знаки разделяют на иконические и символы. Основываясь только на названии типа знака выполните задание, предложенное на слайде.

 Иконические знаки позволяют догадаться об их смысле, так как они имеют форму, похожую на отображаемый объект. Примером таких знаков являются значки на Рабочем столе операционной системы компьютера, например значок Мой компьютер. Примером такого знака могут служить   первые иероглифы, возникшие на заре письменной речи. Символами  называются знаки, для которых связь между формой и значением устанавливается по общепринятому соглашению. Примером таких знаков являются символы химических элементов, отображающие атомы химических веществ, ноты, любые современные буквы или цифры и пр.

(Слайд 16) Если неизвестно соглашение о связи формы и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные археологами и до сих пор нерасшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны. Например, книга из коллекции Венгерской академии наук. Книга написана от руки на бумаге, изготовленной в Венеции около 1530 года. В 1743 году она появилась в коллекции городской библиотеки Рохонца, города в Венгрии. В 1838 году граф Густав Батциани, который в то время обладал рукописью, преподнес ее в дар Венгерской академии наук, в чьей коллекции она и пребывает по сей день. Кодекс содержит 448 страниц (12x10 см), на каждой из которых от 9 до 14 строк символов. Кроме текста, есть 87 иллюстраций на религиозные, светские и военные сцены. Количество уникальных символов, используемых в Кодексе, примерно в десять раз больше, чем в любом известном алфавите, но некоторые символы используются редко. Полагают, что символы были написаны справа налево - присутствует привязка к правому краю страницы.

Еще один пример - 62 знака Каскахаля. В Мексике найдена каменная панель с символами, которые, по словам специалистов, представляют собой одну из древнейших письменностей в Западном полушарии. Найденный в мексиканском штате Веракрус памятник относится к культуре ольмеков, расцвет которой пришелся на 1200 - 400 гг. до нашей эры. Археологи считают, что памятник, получивший название “панель из Каскахаля”, создан приблизительно в 900 году до н. э. Плита весит 12 килограммов и имеет размеры 34 сантиметра в длину, 21 - в ширину и 13 - в толщину. На ней высечены 62 знака, некоторые из них встречаются до четырех раз. Недвусмысленно прочитать панель без дополнительных находок вряд ли получится.

(Слайд 17) Выполните задание, представленное на слайде: Таблица заполнена не полностью, ваша задача – заполнить таблицу до конца, придумав недостающие элементы для второго и третьего столбца и определив тип получившегося знака. Выполнив задание, вспомните и запишите в тетрадь такой знак, который имеет различное значений в разных знаковых системах.

(Слайд 18) В современном мире широко используется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, то содержание передаваемого текста понять невозможно. Для примера решите следующую задачу: Два шпиона иностранной разведки обменялись сообщениями на секретном языке. Но опытный сыщик все-таки сумел подобрать ключ и разгадать, о чем говорили шпионы. Попробуйте и вы подобрать ключ и расшифровать фразы на кодовом языке. (Первый шпион: "Вы получили мои фото нового секретного оружия?" Второй шпион: "Да Вы - болван! Оказалось, это чертеж новой электрической взбивалки".).

(Слайд 19) Решите следующую задачу: Маша и Саша решили приобрести сейф, чтобы их сбережения находились в сохранности. При выборе сейфа их мнения по поводу надежности разошлись. Определите, какой сейф выбрали ребята и почему, если наиболее надежным сейфом считается тот, у которого больше комбинаций кодового замка. (Число вариантов положений колес для первого типа сейфов равно 1008, а для второго – 2100. Для определения того, какой сейф надежнее, надо сравнить эти числа. Преобразуем первое число к виду 1016, а второе – 1625. Первое число меньше, чем второе. Таким образом, получаем, что второй сейф надежнее.).

(Слайд 20) Как вы знаете из мультфильмов, Скрудж Макдак очень любил деньги и старательно их оберегал в хранилищах своих банков. Один из братьев Гамс все-таки увидел, как банкир набирает код к своему золото-хранилищу, код он не запомнил, зато запомнил последовательность движения пальцев, которые в виде стрелок представлены на слайде. Попробуйте восстановить код, который набирал Скрудж Макдак.

(Слайд 21) В современной сети при переписке свои эмоции принято выражать в виде знаков - смайликов. Соотнесите смайлик и эмоцию, которую он выражает.

(Слайд 22) Перед вами шифр, разгадав который вы узнаете имя создателя известного метода кодирования. (Цезарь).

(Слайд 23) На слайде в виде знаков представлено устройство, которое мы часто с вами используем в нашей повседневной жизни. Отгадайте слово и определите, для чего мы его используем.(Монитор).

3. Этап подведения итогов (5 минут)

Учитель подводит итоги урока. Представьте, люди во всем мире перестали использовать знаки. Какие могут быть положительные и отрицательные последствия? (Рассуждения ребят по данному вопросу)

В конце урока учитель раздает листы самооценки   (Ребята заполняют листы самооценки и сдают учителю). Выставление оценок за урок.