Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (601 кБ)

Загрузить презентацию (138 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (7 МБ)


Общие цели:

  • Обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны;
  • О влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики;
  • Выделить особенности российского монополистического капитализма;
  • Акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации;
  • Провести анализ реформ П. Столыпина. охарактеризовать политику успокоения.

Дополнительные цели:

  • показать роль личности в истории на дальнейшее развитие России, высказать своё отношение к тезису о глубокой отсталости и полуколониальной зависимости России от экономически развитых держав;
  • установить причинно-следственные связи между реформаторским курсом С.Ю.Витте и успехами промышленного развития Российской империи;
  • сравнить две точки учения на дальнейшее развитие России С.Витте, В.Плеве, определить общее;
  • выразить своё отношение к идеям С.Витте, В.Плеве;
  • оценить основные положения “Манифеста 17 октября”;
  • установить причинно следственные связи противоречивости политики П. Столыпина;
  • продолжать работу по формированию умения вести дискуссию.

Основные понятия: модернизация, протекционизм, синдикаты, картели, “догоняющий империализм”, “полицейский” (зубатовский) социализм” третьиюньская монархия, отруб, хутор, переселенческая политика.

Исторические персоналии: С.Ю.Витте, В.К.Плеве, Е.В.Зубатов, Г.Гапон, П.А.Столыпин, Николай II.

Оборудование:

  • Карты:
  • Российская империя в конце XIX – начале XX в;
  • Первая русская революция 1905-1907 г.г.
  • Столыпинская аграрная реформа 1906-1911 г.г.
  • Мультимедийный компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран проекционный.

Раздаточный материал.

  • Методическое пособие Н.В.Загладин “История России”, издат-во “Учитель”, 2013 г
  • В.Ю.Захаров “Трудные вопросы на экзамене История России”, М. “Дрофа”, 2009 г.

Форма проведения: Семинар (2 часа)

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа с планом семинара
    1. Презентация С.Витте, В.Плеве (учащиеся)
      1. Сравнить точки зрения С.Ю.Витте и В.К.Плеве на дальнейшее развитие России.
    2. Презентация С.В.Зубатов; Г.А.Гапон, (учащиеся).
      1. Что связывало эти две личности и какую роль они сыграли в Первой русской революции.
    3. Презентация – П.А.Столыпин (учащиеся).
      1. Реформы П.Столыпина: Путь к успокоению страны.
    4. Презентация – Николай II (кровавый) (учащиеся).
  3. Подведение итогов семинара.

Ход урока

1. Оргмомент. Вводное слово учителя: исторический путь России всегда был своеобразен и отличался как от западного, так и восточного цивилизационного развития и большую роль, в нём играли исторические личности. Сегодня мы ещё раз убедимся в этом.

2. Обсуждение проблемы. Сравнить точки зрения С.Витте и В.Плеве на дальнейшее развитие России.

Работа с планом семинара.

1. Просмотр перезентации: “С. Витте, В. Плеве — политические и государственные деятелиРоссии (3-5 мин). (Приложение №1)

2. Обсуждение проблемы. Сравнить точки зрения С. Витте и В. Плеве на дальнейшее развитие России.

План обсуждения:

а) Российская модель экономической модернизации (в процессе обсуждения учащиеся используют материалы учебника, автор Загладин Н. В., раздаточный материал – таблицы, материал презентации). В ходе обсуждения должны прийти к выводу – Витте – сторонник ускоренной индустриализации, создание собственной промышленности, запущенной от иностранной конкуренции, привлечение иностранного капитала, вмешательство государства в управление экономикой, отстаивание интересов дворянства, ограничение свободы предпринимательства; Плеве – консервативные взгляды: Россия должна развиваться не по общемировым законам, а собственным оригинальным путём. Будущее России – за дворянством и страну минует гнёт капитализма. Выступая за сохранение общины и сословности.

б) в рабочем вопросе:

С.Витте “Государство не должно вмешиваться в отношения между трудом и капиталом. Его компетенция – принятие законов, и споры должны решаться между предпринимателями и рабочими на их основе”.

В.Плеве: придерживался традиционно- попечительской политики по отношению к рабочим, в виде экспериментов, допуская заимствования из западных стран, пример – полицейский (зубатовский социализм).

Вывод:

В стране проводился прежний курс, что в дальнейшем привело к революции.

Ресурсный материал для групп.

С.Витте Николаю II: “Там где плохо овцам, плохо и овцеводам”

Английский публицист Э.Дилкон рисовал западным читателям портрет “самого мужественного политического деятеля в Европе: человека грубого, неповоротливого, угловатого, медленного в речи, но быстрого в действиях. Под суровыми чертами которого скрыты жесты прометеева огня, исполняющего “геркулесову работу” и не имеющего себе равных во всём пространстве Российской империи” (портрет С. Витте).

3. Просмотр презентации: С.Зубатов, Г.Гапон (3-5 мин.), (Приложение № 2).

4. Обсуждение проблемы “Что связывало эти два имени и какую роль они играли в первой русской революции.

Мотивация к обсуждению:

Cтихи об исторических событиях 1905 г. “Литературный Петербург”

“Бежали, пальцами закрывши лица,
И через них струилась кровь.
Шумела в колокол столица,
На то, что было, будет вновь,
Чугунных певчих, без имён –
Придворных пушек рты открыты;
Это отец подымал свой ремень
На тех, кто не сыты!”
В.Хлебников.

Ресурсный материал для групп (читает учитель на этапах обсуждения).

А.М.Деникин “....Война не могла быть популярна в русском обществе и в народе,,,, Армия пошла на войну без всякого подъёма, исполняя только свой долг” (причины революции).

Разговор между А.М.Горьким и С.Т.Морозовым – 9 января 1905 года: “Революция обеспечена. – сказал Савва. – Годы пропаганды не дали бы того, что достигнуто в один день. – Жалко людей. – проговорил А.Горький. – Ах, вот что. – Морозов вскочил и забегал по комнате. – Конечно – однако – это другое дело. Тогда же надо говорить им: вставайте. Тогда убеждайте их – пусть они терпеливо лежат и гниют... Позволив убивать себя сегодня люди приобрели право убивать завтра. Они конечно. Воспользуются этим правом. Я не знаю, когда жизнь перестанут строить на крови, но в наших условиях гумманность - ложь” (вопрос. Похоже С.Морозов прав, и всё же... Может ли гуманность быть ложью).

А.Ф.Трепов “Патронов не жалеть и холостых залпов не давать!”

В процессе обсуждения учащиеся должны красной линией провести мысль о роли С.Зубатова и Г.Гапона в первой русской революции, вскрывая: - причины. Повод и результаты – принятие Манифеста 17 октября положительные и отрицательные стороны роли личности в истории, замедляющие или ускоряющие исторический процесс (В обсуждение включить вопрос “Знал ли Георгий Гапон о расстреле мирного шествия?).

Вывод. С.Витте, Николаю II: “...есть только два способа превозмочь смуту – либо путём диктатуры, либо превращение России в Конституционное правовое государство”.

5. Просмотр презентации – П.А.Столыпин (3-5 мин.) (Приложение № 3).

6. Обсуждение проблемы: “Реформы П.Столыпина – путь к успокоению страны”.

Ресурсный материал для групп:

  • В.В.Шульгин “Всё для народа – вопреки народу” (лозунг аграрной реформы).
  • П.Столыпин: “Разрешить этот вопрос нельзя, его надо развешать”.
  • П.Столыпин “...Пробыв около десяти лет у дела земельного устройства. Я пришёл к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная чёрная работа... В западных государствах на это потребовались целые десятилетия...”. (стр. 55–56 методического пособия).

“Вешатель”, “реакционер”, “либеральный консерватор” - различные, порой взаимоисключающие характеристики в зависимости от занимаемых теми ил иными людьми позиций давались одному из наиболее ярких государственных деятелей России первого десятилетия ХХ в, премьер-министру П.А.Столыпину (оценка политических взглядов и деятельности П.А.Столыпина).

В ходе обсуждения раскрываются:

“Цели, основные мероприятия, итоги реформ”.

7. Подводит итог семинарскому занятию презентация “Николай II (кровавый)” (Приложение 4), в которой раскрывается путь пройденный Россией и роль императора в исторических событиях конца XIX - начала XX в.

8. Подведение итогов.

Oценки, комментарии, замечания, положительные моменты.

Домашнее задание.

Повторить параграфы 1–7, подготовиться к контрольной работе.