Музыканты на Смоленщине в годы Великой Отечественной войны

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Шли они сквозь ветер, шли они сквозь бури,
И ветер песню, песню их сберёг.
У нас один, один лишь путь Победе,
И нету других дорог...
кантата

В этом году вся наша огромная страна отметила 70-летие битвы под Москвой, одного из переломных моментов. Я же живу на Смоленщине, и смоляне отметили дату полного освобождения от фашизма. Мною много прочитано о Великой Отечественной, и часто в путешествиях я изучаю историю родного края. Однажды, проезжая недалеко от города Вязьма по угранскому шоссе, я остановилась около Поля Памяти погибшим героям и вышла из машины, отдать дань скорби погибшим.

В начале Поля стоит небольшая металлическая арка, к ней привязана большая гильза, видимо, чтобы проходящий мог ударить в набат. Легко понять, какие чувства я, внучка ветерана, испытывала, проходя по полю. Глаза читали фамилии и рассматривали существующие фотографии. Воображение пыталось рисовать возможные события, слёзы застилали глаза.

И вдруг я непроизвольно остановилась: передо мной памятник ...детям, погибшим от осколков войны. И этот маленький медвежонок (или котёнок), находящийся внутри развороченного снаряда! Я стояла и вспоминала, как по рассказам одного очевидца нашего посёлка фашисты в деревне Палкино, что около Холм-Жирковского района, закидали штыками на глазах у матерей, целый колодец детских тел. Поражённая, я шла дальше, уже ожидала ещё что-то скорбное, и, действительно, ВДРУГ увидела другой знак. Это были часы потрясений! Передо мной на постаменте стояла туба, большой духовой музыкальный инструмент и рядом солдатская каска. Торопливо читаю надпись и узнаю, что это памятник... музыкантам! Музыкантам, погибшим в вяземском ополчении. И ещё одно потрясение! Всего лишь несколько имён, но список около ста! Я ещё не сказала, что я сама музыкант, сейчас работаю в Новодугинской школе искусств. Множество самых разных вопросов, версий, гипотез рождалось в моей голове... Недалеко от дороги расположено сельское кладбище, там в одной братской могиле похоронено 60 воинов, а может быть и там есть кто-то из музыкантов?!

Побывав на Поле Памяти, я вернусь домой и сразу же зашла в Интернет. Крайне скудные сведения. Больше вопросов. Как, когда и почему Главный духовой оркестр страны оказался на оккупированной территории? Может быть, это были гастроли перед самой войной, но в столь небольшом городке? Кто-то из родных утверждает, что оркестр выехал навстречу врагу, чтобы в наших бойцах поднимать дух патриотизма? Логично. Но, с моей точки зрения, музыканты не отправились бы с инструментами, чтобы вступить в народное ополчение, инструменты зачем? И какова судьба инструментов? Наконец, самый страшный вопрос: почему забыли, не искали? Ясно только одно, что фашисты напирая к Москве по прямой, сметали всё на своем пути, вырваться вряд ли было возможно. И оркестр, видимо, действительно, двигался к Смоленску, не предполагая, что фашисты уже ведут операцию за Ржев, так как от него до Москвы по прямой всего 200 километров. Около Вязьмы, по документам, можно было собирать ополчение, были какие-то определенные воинские части.

Но вот два дня назад я была в деревне Хлепень Сычёвского района вместе с мамой, она тоже занимается собиранием сведений о той войне. Мы благодарим поисковика, Ермакова Евгения Николаевича, начальника отделения мобилизации Новодугинского военкомата, который принял нас у себя в опустевшем лагере недалеко от Хлепни. Я поняла так, что жертвы в той стороне были значительно выше. Там даже невооружённые девчонки поднимались и шли на фашистские пулемёты. Так потом и были подняты останки: одни девичьи косточки. Так может ли кто из нас сказать правду о той огромной, кровопролитной войне? Мы с мамой стояли на дороге в урочище (деревне, где уже никто не живёт) и не были уверены, что не стоим на останках бойцов. Забегая вперёд, напросились на весеннюю “Вахту Памяти”.

Но мне хочется вернуться к теме о музыкантах. Я углубилась в наш небольшой районный архив, но почти ничего не нашла. Однако, я случайно наткнулась на старую подшивку нашей районной газеты “Сельские зори”. В отрывке произведения М.Воробьёва и В.Усова “За каждый клочок земли” – Огненная линия: Вязьма: Сычёвка: Гжатск – нашла взволновавшую и заставившую задуматься меня строчку. Далее цитирую: “На участке обороны стрелковых частей 5 октября, под вечер, противник силами двух батальонов предпринял психическую атаку, использовав оркестр... Наши артиллеристы и пулемётчики разметали цепи гитлеровцев, нанесли им большие потери...”

А не был ли это наш духовой оркестр? Если это они, то уж, конечно, не из трусости они могли сыграть. Эта музыка могла быть их последней лебединой песней, не наводящей ужас на своих товарищей, а поднимавших их на врага.

Как гипотеза, это вполне возможно. Я решила немного увеличить фото оркестрантов (взятое из Сети) и, оформив в рамочку, подарила нашему Историко-краеведческому музею имени Докучаева. Мне сказали, что экспонат уже занял своё место в музее, в зале Славы. А во время Конференции одна из учениц нашей школы исполнила музыкальное посвящение на флейте в честь погибших “Беловежскую пущу” А. Пахмутовой.

Материалы из архива: