Литературная гостиная "Вспоминая о войне"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Расширять знания детей о мужестве советских солдат в годы Великой Отечественной войны. Приучать чтить память павших бойцов. Воспитывать чувство гордости за советских людей.
  • Совершенствовать умение выразительно читать стихи. Понимать главную идею стихотворения, пословицы, картины.
  • Совершенствовать умение подбирать синонимы к словам, подбирать определения, обозначающие характер человека.

Оборудование: Зал украшен картинами на военную тематику, цветами. Эмблемы, обозначающие рода войск, картины  с изображением воинов в разных обмундированиях. Подарки для детей – чтецов.

ХОДПРАЗДНИКА

Зал украшен иллюстрациями на военную тематику, цветами. Дети входят в зал, рассматривают иллюстрации, садятся на свои места. Негромко звучат военные песни.

Ведущий. Дорогие ребята! Уважаемые взрослые и гости!
Сегодня наш зал превратится в литературную гостиную, где мы будем говорить о Великой Отечественной войне: рассматривать иллюстрации, читать стихи, слушать и петь песни. Давайте поприветствуем наших чтецов.

 Дети входят в зал с цветами под песню «День Победы» (Д. Тухманов – В. Харитонов)  и садятся на приготовленные для них места. Цветы кладут в вазу.

Ведущий. Великая Отечественная война была страшной и жестокой, она длилась целых четыре года. А началась она неожиданно воскресным летним днем, когда люди занимались своими обычными делами: отдыхали, купались, радовались теплу и солнцу. И вдруг по радио объявили, что на нашу страну напали фашистские захватчики.

Звучит куплет из песни «Священная война» (А. Александров – В. Лебедев-Кумач) и показывается картина «Родина – мать зовет» (возможно, использование мультимедиа).

Уже в первые дни войны зазвучала песня «Вставай страна огромная» и нарисован плакат «Родина – мать зовет», которые призывали всех людей на борьбу с фашистскими захватчиками.
Мужчины уходили на фронт, а женщины продолжали работать день и ночь на заводах и фабриках, на поле и в лесу, шили шинели, вязали теплые рукавицы и носки, пекли хлеб. А ещё они писали письма солдатам, в которых рассказывали о  родном доме, о том, как они ждут победы и возвращения своих сыновей, братьев, женихов, отцов, мужей.

Тихо звучит песня «Эх, дороги» (Д. Новиков – Л. Ошанин) и читается стихотворение «Старый снимок» С. Пивоварова.

В минуты затишья между боями, солдаты отдыхали, сидели у костра, вспоминали мирные дни, чистили оружие, чинили себе одежду.

Стихотворение  «Шинель» Е. Благининой.

Ребята, давайте подберем слова – друзья. Вспомните, как иначе можно назвать СОЛДАТА (защитник, боец, воин)
Солдаты били ХРАБРЫМИ бойцами, а как об этом  можно сказать по-другому?
(смелый, бесстрашный, отважный)
Как можно сказать иначе про РОДИНУ? (отчизна, отчий дом, отечество, родной дом)
Солдаты ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ, как об этом можно сказать по-другому?
(оборонять, охранять)

Стихотворение «День Победы» А. Усачёва.

Много людей ушло на фронт, и молодые и старые, и мужчины и женщины. Разбросала их война кого в ракетчики, кого в танкисты, кого в телефонисты, кто – то стал санитаром или разведчиком. Посмотрите, здесь на картинах изображены разные воины. Подумайте и подберите  для каждого воина одну из предложенных эмблем и объясните свой выбор.

(Дети подбирают  к каждому воину определенную эмблему)

Солдаты старались не унывать и в огне этой страшной  войны рождались стихи.

Стихотворение «Куда б ни шёл,  ни ехал ты» М. Исаковский.

Бесстрашно сражались наши солдаты, терпели изнуряющую летнюю жару, зимние метели и морозы, осеннюю слякоть и дождь. Вперед, только вперед! Ведь солдаты защищали свои дома, своих матерей, сестер, детей, жен, любимых, которые верили в них, в их храбрость, смелость. Верили в то, что пролетит вражеская пуля мимо солдата и вернется он домой.

Стихотворение «Пусть дети не знают войны».

На войне происходили разные истории. И сейчас наши воспитатели расскажут о них.

(Воспитатели рассказывают различные истории о воинах – партизанах, о разведчиках, о помощи фронту, о работе людей в тылу врага,  о детях, помогающих солдатам, о том, как использовали собак на войне)
Стихотворение «Кто был на войне?».

Так каким же был он, СОЛДАТ? (Подбор признаков к слову)
А теперь скажите, какая наша РОДИНА? (Подбор признаков)

Стихотворение «После победы» С. Михалкова.

Многие солдаты не вернулись с той войны домой. Мы никогда не забудем героев: сколько бы лет не прошло, потомки всегда будут бережно хранить память о своих отцах и дедах и благодарить их за то, что они отстояли мир во имя нашей светлой жизни.

Стихотворение «Дедушкин портрет» В. Турова.

Давайте вспомним пословицы и поговорки о войне и мире, о смелости и храбрости.

(Дети называют пословицы и объясняют её значение)

Долгих четыре года длилась эта кровопролитная война. Наши войска освободили города и села не только нашей Родины, но и других государств. И вот наступил долгожданный День Победы! 9 мая – светлый и радостный праздник,  в этот день закончилась война с немецкими фашистами. Цену победы знают только те, кто воевал на этой войне. У стен Кремля горит Вечный огонь славы героям, павшим в боях. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, ветеранам мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом. Вечная им слава! А сейчас все встаньте, объявляется «Минута молчания».

(Все встают и стоят, склонив головы).

Стихотворение «Нужен мир».

А сейчас хочется отметить тех детей, которые подготовили и прочитали стихи о войне.

(Детям вручаются небольшие подарки).

В конце нашей встречи давайте споем песню «Катюша» (М. Блантер – М. Исаковский). Эта песня посвящается и воинам и тем, кто их ждал дома. (Дети и взрослые поют песню «Катюша». На экране показываются иллюстрации картин на военную тематику)

Старый снимок С. Пивоваров

Фотоснимок на стене –
В доме память о войне.
Димкин дед
На этом фото:
С автоматом возле дота,
Перевязана рука,
Улыбается слегка…
Здесь всего на десять лет
Старше Димки
Димкин дед.

Шинель Е. Благинина

– Почему ты шинель
бережёшь? –
Я у папы спросила.
– Почему не порвёшь,
не сожжёшь? –
Я у папы спросила. –
Ведь она и грязна и стара,
приглядись-ка получше,
на спине вон какая дыра,
приглядись-ка получше!
– Потому я её берегу, –
отвечает мне папа, –
потому не порву, не сожгу, –
отвечает мне папа, –
потому мне она дорога,
что вот в этой шинели
мы ходили, дружок, на врага
и его одолели.

День Победы   А. Усачёв

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны...
Что такое День Победы?
Это значит – нет войны.

Куда б ни шёл, ни ехал ты...

М. Исаковский.

Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух,–
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.

Пусть дети не знают войны

Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!

Кто был на войне

 Дочь обратилась однажды ко мне:
– Папа, скажи мне, кто был на войне?
 – Дедушка Лёня – военный пилот –
В небе водил боевой самолёт.

Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил
 И отвечал на вопросы мои:
– Очень тяжёлые были бои.

Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнём.
 Прадед Алёша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.

Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
 Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.

После Победы

Сергей Михалков

Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет и нет войны!

Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.

Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.

И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.

Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.

Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой...

Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им! 

Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете

Дедушкин портрет

В. Туров

Бабушка надела ордена
И сейчас красивая такая!
День Победы празднует она,
О войне великой вспоминая.
Грустное у бабушки лицо.
На столе солдатский треугольник.
Дедушкино с фронта письмецо
Ей читать и нынче очень больно.
Смотрим мы на дедушкин портрет
И разводим ручками с братишкой:
– Ну какой, какой же это дед?
Он же ведь совсем ещё мальчишка!