Проект "Дыхательная гимнастика как основной вид оздоровления детей дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность

Согласно современной государственной доктрине, здоровье детей – это ценность для нашей страны в целом.

Основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический, вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий. Жемчужников Г.Е. указывает, что  современных родителей необходимо «довоспитывать», и именно этот акт будет считаться основной содержательной единицей оздоровления детей. Другими словами, необходимо повысить их квалификацию посредством повышения физической культуры.

Общеизвестно, что оздоровление – понятие междисциплинарное и комплексное. Обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению. Дошкольное образование направлено на поддержание и укрепление здоровья. Но реальная картина, сложившаяся в наши дни такова, что группы переполнены, квалифицированных  педагогов не хватает, материально – техническая база бедна.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось число абсолютно здоровых детей. Уровень детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и с хроническими заболеваниями повысился.

Так почему же дети болеют? Дети болеют оттого, что не научены правильной совершенной гигиене, своевременности ухода за своим здоровьем, организмом, его сохранности и сбережению.

Снижение простудных заболеваний у детей дошкольного возраста диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. 

В связи с этим я определила тему своего проекта: «Азбука дыхания». Главной особенностью данной работы  является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (речевого, спортивного и т. д.). Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Данный проект поможет родителям задуматься о проблеме «правильного» дыхания. Актуален он так же для работников образовательных учреждений, так как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем самым снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ.

Цель проекта:  воспитание физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

К числу основных задач, которые решались в ходе реализации проекта относятся:

  • развитие осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;
  • поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;
  • овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;
  • создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности;

Продолжительность проекта:  6 месяцев.

Технологичность:  данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении.

Направленность проекта:  познавательно-оздоровительная.

Принципы проекта:  

– принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
– принцип социальной безопасности (дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель, как коррекции речи, так и снижения заболеваемости);
– принцип взаимосвязи с семьей(соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка);
– принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения);
– принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);
– принцип цикличности и систематичности;
– принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей.

Образовательная область:  «физическая культура».

Области интеграции:  «здоровье», «познание», «коммуникация», «социализация», «безопасность», «музыка», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «труд».

Участники проекта: 

  • дети старшего дошкольного возраста
  • педагоги,
  • музыкальный руководитель
  • родители воспитанников

Формы работы:

с детьми с родителями
– беседы
– объяснение
– показ
– опыты
– непосредственно-образовательная деятельность
– самостоятельная деятельность детей
– совместная со взрослым деятельность
– дидактические игры
– дыхательные упражнения
– дни здоровья
– развлечения, досуги, спортивные праздники
– фотовыставки
– анкетирование
– консультирование
– беседы
– показ
– объяснение
– индивидуальные беседы
– совместная деятельность с детьми
– презентация дидактического материала, детской деятельности
– мастер-класс (изготовление нетрадиционного оборудования)
– день открытых дверей
– развлечения, досуги, спортивные праздники
– фотовыставки

Ресурсное обеспечение:

кадровые ресурсы материальные ресурсы методические ресурсы
– педагоги ДОУ
– медицинский персонал
– материалы, необходимые для изготовления оборудования
– денежные средства на приобретение музыкальных духовых инструментов
– справочная литература
– научно-методическая литература
– художественная литература

Этапы осуществления проекта:

Организационно-подготовительный (1 месяц) – Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников.
– Анкетирование родителей «О здоровье всерьез».
– Обсуждение целей и задач с участниками проекта (воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители).
– Составление плана работы.
– Вовлечение всех участников в план совместной  реализации проекта по укреплению здоровья детей.
– Изучение методической литературы.
– Подбор познавательных статей.
– Приобретение и изготовление необходимого оборудования.
– Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей.
– Разработка компьютерных презентаций «Дышим правильно, красиво», «Как мы дышим» (Приключение Кислородинки).
– Создание картотеки дыхательных упражнений.
– Разработка конспектов спортивных праздников, досугов и развлечений.
Основной (4 месяца) – Просмотр компьютерной презентации «Как мы дышим» (Приключение Кислородинки).
– Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.
– Рассуждалки с детьми «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается здоровый человек от больного?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?».
– Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.
– Включение дыхательных упражнений в различные режимные моменты.
– Фотосессия воспитанников «За здоровьем в детский сад».
– Проведение консультаций для родителей «Умеем ли мы правильно дышать», «Правильное дыхание – основная составляющая развития речи дошкольника».
– Мастер-класс для родителей по изготовлению пособий для формирования «правильного» дыхания.
– Проведение семинара-практикума для педагогов и родителей по теме «Использование дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой».
– Организация совместной творческой деятельности детей с родителями. Практическое занятие  «Учусь дышать вместе с мамой» с использованием предметов окружающего мира.
Заключительный (1 месяц) – Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников (сравнительный анализ).
– Выставка пособий.
– Фотоколлаж «За здоровьем в детский сад».
– Конкурс семейных комплексов дыхательной гимнастики «Будьте здоровы!».
– Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проведению дыхательной гимнастики.
– Презентация  проекта для педагогов и родителей «Дышим правильно, красиво».
– Спортивный праздник «Путешествие в страну Здоровейка».

Ожидаемые результаты:

  • повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми;
  • положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;
  • снижение простудных заболеваний у воспитанников;
  • формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
  • изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
  • использование  здоровьесберегающих технологий  в семье;
  • обобщение и распространение опыта работы по данной теме (презентация проекта на ГМО, представление в СМИ).