Дифференциация твердых и мягких согласных

Разделы: Логопедия


Цели и задачи: закрепить умения различать на слух твердые и мягкие согласные; выделять их из слогов, слов; развивать фонематическое восприятие, внимание; анализ и синтез слов; воспитание мотивации к учению.

Оборудование: сигнальные кружки, предметные картинки, карточки, магнитофон.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Какое сейчас время года?

Дыхательная гимнастика

II. Сообщение темы.

1. Прочитайте слоги I ряда до ву та пы бэ.

2. Прочитайте слоги II ряда ля кю нё си пе.

– Как звучат согласные?
– Что мы сегодня будем изучать?

III. Развитие фонематического восприятия, внимания.

1. Слоги.

а) Игра “Наоборот”.
б) Игра “Молчанка” (сигнальные кружки) ря, ми, су, ко, на, вё, ле, бы, та, ре.

2. Слова.

а) Определить мягкость и твердость первого звука в названии предмета (предметные картинки); Какой предмет лишний? Почему?
б) Запомните и назовите слова с мягкой согласной:

1) кот, мел, сок, мир, мяч, луна, груша, доска, клён, сосна;
2) муха, роза, изюм, клюв, салат, серёжки, коса, мёд, узор, рис.

IV. Пальчиковая гимнастика.

Наши пальчики проснулись.
С добрым утром!
Потянулись.
Стали дружно умываться,
Полотенцем вытираться.
Каждый пальчик вытираем,
Ни один не забываем.
Дружно делаем зарядку.
Пришли в школу
И уселись за тетрадку.

V. Работа в тетради.

1. Прослушайте слоги и запишите в тетрадь с мягкой согласной са, лё, ру, ме, зя, ора, до, ки, бы, тю, ра, кё.

2. Проверка.

3. Составить из слогов слова, подчеркнув слоги с твердой согласной синим цветом, а мягкие – зеленым.

ле
ре
ви
тер
мя
ря
лы
то
ка
та
ды
ка
Слова: Мята, вилы, лето,
тёрка, ряды, река.

 

 

VI. Физкультминутка.

– Слово: барабан.

1. Потянитесь: сколько звуков в слове.
2. Наклонитесь: сколько слогов в слове.
3. Повернитесь вправо – влево: сколько гласных.
4. Приседайте: сколько гласных.

Работа в тетради.

Спишите слова, вставьте нужные гласные; подчеркните мягкие согласные.

VII. Физкультминутка для глаз.

– Часики.
– Круговые движения.
– Попеременное закрывание глаз.
– Быстрое моргание глазами.

VIII. Самостоятельная работа.

1. Спишите предложения, вставляя пропущенные слова из правого столбика; подчеркните слова, отличающиеся по твердости и мягкости (карточки).

Ученик … хорошей оценке.
Петя посадил … кустов.
Зеленый … очень полезен.
Митя обошёл открытый люк … .
Кот … ловил … .
рад – ряд
люк – лук
Мишка – мышка

2. Проверка.

IX. Итог занятия.

1) Чему учились на уроке.

2) Для чего нужно уметь различать твердые и мягкие согласные.

Список используемой литературы

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи, учащиеся начальных классов. Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.: ил. – ISB №5 – 09 – 001 27 2 – 5.
  2. Ковалько В.И. Школа физминуток (1–4классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. – (Мастерская учителя). ISB №5 – 94665 – 199 – 4.