Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача музыкального руководителя – увлечь ребёнка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании личности ребёнка на её классических образцах.

“Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека”, - писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Насколько успешен будет процесс воспитания, зависит от умения, творческого потенциала педагога-музыканта, от того, какие формы работы он будет использовать, какие средства и способы являются приоритетными, какие методы и приёмы музыкальный руководитель считает наиболее эффективными и приемлемыми.

“Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия”,писал выдающийся немецкий музыкант Людвиг Ван Бетховен. РешениеЗадач, стоящих перед музыкальным руководителем, станет более успешным, если вся система занятий с дошкольниками будет построена с учётом возрастных закономерностей развития музыкальных способностей и индивидуальных характеристик музыкальности детей.

Великий композитор Дмитрий Борисович Шостакович так говорил об огромном значении музыки на человека: “Музыка вызывает к жизни ещё слабые и не осознанные слушателями мысли и чувства и очищает их от мелкого и случайного. Она поднимает человека, укрепляет его достоинство, веру в свои внутренние силы и своё большое призвание”. У дошкольников музыка вызывает эмоциональный отклик, стремление к действию, хотя эти переживания ещё слабы и не совсем осознаны. Хотя ранние музыкальные впечатления у детей дошкольного возраста запоминаются порой на всю жизнь.То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Великий русский педагог В.А. Сухомлинский отмечал: “Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами”.

Важно заметить, что каждая музыкальная способность представляет собой системное образование, представляющее систему от простого к более сложному.

Главная музыкальная способность у детей дошкольного возраста – это развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Эмоциональная отзывчивость на музыку является её главным показателем. Известный выдающийся психолог Б.М.Теплов замечательно пишет в своей книге “Психология музыкальных способностей”, что “музыка отражает наши чувства, эмоции, настроения”, а значит и умение слышать музыку и откликаться на неё, а это и является определяющим моментом музыкальности.

Эмоциональная отзывчивость на музыку ребенком мы можем наблюдать ещё с раннего детства, когда ребенок слушает музыку, воссоздает образ музыкального произведения в движении, пении, игре на музыкальных инструментах. Мимика, положение и движение тела, время, в течение которого ребенок слушает музыку, и степень выразительности и исполнения музыкального произведения позволяет нам судить об эмоциональной отзывчивости на музыку.

Исходя из опыта работы можно сказать, что большинство детей с самого раннего детства обладают высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку. Сначала музыка носит характер непосредственной реакции на общий эмоциональный тон музыкального произведения. Однако следует заметить, что эмоциональная отзывчивость на музыку, как и потребность в ней, как правила зарождаются там, где мама или близкие родственники непосредственно сами занимаются музыкой. В процессе общения с мамой и близкими ребенку людьми музыкальная деятельность становится привлекательной для маленького ребёнка, а, следовательно, происходит “эмоциональное заражение” музыкой. У ребёнка появляется желание слушать музыку, постепенно формируется и потребность в ней. Важно, чтобы музыкальный руководитель, который занимается с дошкольниками, по возможности, был эмоциональным, привлекательным, увлечённым, чтобы детям хотелось бы ему подражать, находиться рядом с ним.

Музыкальные занятия в детском саду, а также праздники и развлечения несут детям огромную радость, они вызывают эмоциональный подъём. Важно помнить, что музыка, которая предлагается детям в дошкольном детстве - периоде, который называют “сензитивным”, т.е. наиболее благоприятным для музыкального развития ребёнка была высоко художественной и ярко выражающей доступные детям эмоции. Талантливый музыкальный руководитель проводит свои занятия буквально “на одном дыхании”, дети не замечают, как пролетает время, за которое они многому научились. Надо заметить, что качество занятий зависит от профессионализма самого музыкального руководителя, от его артистических и человеческих качеств.

Можно утверждать, что не существует таких эмоций, чувств и их нюансов, которые не нашли бы отражения в музыке. Это и радость со всеми своими оттенками – от тихого созерцания до бурного восторга, это и печаль - от спокойной грусти до глубокого горя, это и бесконечное множество других эмоциональных состояний. Музыка станет уникальным фактором развития эмоциональной сферы в дошкольном детстве и она будет способствовать значительному развитию у детей творческого музыкального мышления. Если музыкальный руководитель вместе с детьми будет проводить целенаправленные занятия по формированию детского музыкального творчества, а также использовать красиво и разнообразно звучащие инструменты, произведения классической музыки должны звучать в оригинальном исполнении, то ребенок захочет рассказать своими словами о тех чувствах, мыслях, настроении, которые у него возникли после прослушанного произведения. Тогда музыка станет уникальным фактором развития у детей дошкольного возраста главной эмоциональной сферы – психического развития в дошкольном детстве.

Личность самого музыкального руководителя является главным, поэтому педагогу нужно помнить слова Д.Б.Кабалевского о том, что “скука – враг всего живого. А в искусстве скука равносильна его убийству. Нет ничего более несовместимого, чем искусство и скука... А в применении к детям эта истина подтверждается стократно”.