Урок литературного чтения по теме "К.И. Чуковский "Путаница"". 2-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Цели:

  • продолжить знакомство с биографией К.Чуковского;
  • повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора;
  • развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;
  • воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения;
  • читать по ролям;
  • объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;
  • определять особенности юмористического произведения.

Оборудование: выставка книг, интерактивная доска, мультфильм “Путаница”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,
Потрудиться в самый раз!
Эй, дружочек, не зевай,
Новые знания добывай!

Слайд 2

2. Проверка домашнего задания.

Какие высказывания запомнили и записали ваши родители, когда вы были маленькие? (Дети читают записи)

3. Работа по теме урока.

- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья - в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны.

Слайд 3

Вставал он очень рано, в 5 ч утра, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. А ложился спасть в 9 ч вечера. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега.

Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.

До 37 лет он не писал детских сказок и стихов.

Слайд 4

- О ком мой рассказ?

- У К.И. Чуковского было четверо детей.

Случилось так, что ему пришлось срочно ехать со своим маленьким сыном, который заболел, у которого была высокая температура, в вагоне поезда. И чтобы он не хныкал, стал рассказывать ему сказку.

Слайд 5

- Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил –
Крокодил, Крокодил
Крокодилович!

Сын перестал плакать, а потом оказалось, что запомнил наизусть эту сказку.

Слайд 6

- Однажды Корней Иванович сидел за своим письменным столом, и услышал плач своей младшей дочери, которая не хотела умываться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал…

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!

- Это слова из сказки?..

Слайд 7

- Этим маленьким его друзьям “от двух до пяти” он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки - громадный, громогласный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем “Чукоша”.

Слайд 8

Кроссворд.

- Решив кроссворд, вы узнаете настоящую фамилию поэта.

Слайд 9

Знакомство с выставкой книг.

Слайд 10

Повторение малых жанров фольклора “Небылица”.

- Вдруг из-под собаки лают ворота…
- Какой жанр народного творчества?
Небылица - шуточный рассказ о том
Чего не может быть, не бывает.

Слайд 11.

4. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

Слайд 12

5. Работа со стихотворением “Путаница”.

- Просмотр мультфильма.

(Стихотворение читает К.И.Чуковский)

- Чтение шёпотом. (Подчеркнуть карандашом непонятные слова).

- Словарная работа.

- Чтение по цепочке.

- Чтение по ролям (отрывок).

Вопросы к прочитанному:

- Назови персонажей сказки. Кто из них самый серьёзный? Как его называет автор?

- Чем “Путаница” похожа на небылицу?

- Какое настроение создаёт автор?

6. Отгадывание авторских загадок.

- Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю.

- Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!

- Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня!
- Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

- Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.

- Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А утром во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.

- Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.

- Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмёшь
И домой не принесёшь.
Маша по саду гуляла,
Собирала, собирала.
Поглядела в кузовок –
Там и нет ничего.

- Я одинокая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну.

Слайды 14-23

7. Физкультминутка для глаз “Бабочка”.

Слайд 24

8. Викторина по сказкам К.И.Чуковского.

- Прослушай отрывок и отгадай сказку.

Слайд 25

Вопросы к сказкам.

  • На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”?
  • Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”?
  • Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке?
    Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
  • Кто напал на муху-цокотуху?

Слайд 26

9. Повторение литературоведческой терминологии. Рифма.

- Подобрать рифмы к словам котёнок, пирожок, глаза, золотой.

Слайд 27

10. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке мне было трудно…

Слайд 28

11. Подведение итогов урока.

- Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным
Не зная самых главных книг?

Слайд 29

Домашнее задание.

- Выучить отрывок из “Путаницы” наизусть.

Слайд 30

Приложение 1

Приложение 2