Тема урока: "Школа – территория здоровья"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


1.1. Актуальность темы.

Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена Государством в последнее время. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги но и представители широкой общественности и политики. Сегодня 20–25 % школьников могут быть названы по настоящему здоровыми. Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья.

В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него мотивов здоровья

Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека.

Слайд: 1-2

1.2. Цели и задачи урока.

В основе данного предмета лежат принципы:

“Здоровье через образование”;

– осуществление целостного подхода к воспитанию;

– соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;

Основные цели:

  • Отношению к здоровью как к ценности.
  • Формирование представления о себе как здоровом человеке.
  • Переживание возможности утраты здоровья (мысль об этом должна порождать – тревогу).
  • Овладение знаниями и представлениями об опасностях окружающей среды угрожающих здоровью человека.
  • Понимание необходимости осознания и соблюдения правил гигиены в целях укрепления и сохранения здоровья.
  • Понимания причин ухудшения здоровья населения страны.
  • Формирование культуры здоровья.
  • Понимание потребности здорового образа жизни.
  • Развивать умение работать с различными источниками информации.

Главная задача предмета:

сочетание развития склонностей и способностей подростков в воспитании у них культуры здоровья, гигиенической и экологической культуры.

Слайд: 3-4

1.3. Организация учебного процесса.

В основе организации учебного процесса лежат следующие принципы:

– заинтересованность к изучению предмета;

– взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения;

– активное участие.

Методы работы:

– поисково-исследовательских метод (работа по выполнению заданий исследовательского характера);

– метод самореализации (выступления );

– метод комплексного подхода к образованию и воспитанию (единство нравственного, экологического, эстетического воспитания).

Формы работы:

– беседы, теоретические занятия

При изучении материала предмета предусмотрено использование наглядных пособий, Цоры.

1.4. Прогнозируемый результат и форма отчётности.

Создание урока “Школа- территория здоровья”

– составление буклетов;

– пропаганда здорового образа жизни.

2. Содержание урока.

2.1. Блок I “Здоровье человека”.

Здоровье человека как состояние физического, психологического и социального благополучия. Здоровье как медико-биологическая и социальная категория. Социальная значимость, возможность самореализации в общественно полезной деятельности – важнейшее условие жизни и здоровья человека. Социальная значимость проблем здоровья, их сопряжённость с задачами охраны окружающей среды. Системы здорового образа жизни.

Слайд: 5

2.2. Блок I I “Здоровый образ жизни”.

Природная среда как фактор здоровья. Лечебные и болезнетворные факторы среды. Связь здоровья человека с разными природно-климатическими и производственными условиями. Влияние техногенных факторов на здоровье человека. Медицинские и гигиенические требования урбанизации в эпоху НТП. Влияния ускоренного и регламентированного ритма жизни, усиление нервно-эмоциональных нагрузок, химического и физического загрязнения на здоровье человека.

Слайд: 6

2.3. Блок I I I “Вредные привычки”.

Привычка — это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью и без которого он уже не может обойтись.

Вредные привычки - это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности.

  • Вредные привычки обладают рядом особенностей, среди которых особенно следует отметить:
  • Употребление алкоголя, наркотиков и курение вредны как здоровью самого подверженного им человека, так и здоровью окружающих его людей.
  • Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные действия человека, всю его деятельность.
  • Отличительной чертой вредных привычек является привыкание, невозможность без них прожить.
  • Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно.
  • Наиболее распространенными среди вредных привычек являются курение и употребление алкоголя и наркотиков.

Слайд: 7

Вредные пристрастия и факторы зависимости: сценка учащихся.

Газета “Завалинка” № 35 (320) от 2005 года, август, стр 6

Куренье, кроха, - это плохо!

Стихотворение об алкоголе:

Алкоголь... Алкоголь 
Всем несет только боль, 
Жизнь детишек на муки похожа. 
В семьях, папа где пьет, 
С ним и мама все пьет, 
Где пьют дедушка с бабушкой тоже.

И идет над страной стон глухою волной - 
Детский плач, на мольбу похожий: 
Просят маму: - Не пей, 
Просят папу: - Не пей, 
Просят бабушку с дедушкой тоже.

Но тогда лишь спокойна ребячья душа, - 
Детство тоже на сказку похоже, - 
Когда папа не пьет, 
Когда мама не пьет, 
Не пьют бабушка с дедушкой тоже. 

“Мифы о наркотиках”

Часто говорят, что...

  • Миф: “Наркотики употребляют сильные и талантливые люди”

ФАКТ:

Если они и были такими, то скоро изменились, причем все - в худшую сторону.

  • Миф: “Наркотики делают человека свободным”

ФАКТ:

Наркоманы абсолютно свободны от всех радостей жизни.

  • Миф: “Наркотики бывают “ ВСЕРЬЁЗ” и “НЕВСЕРЬЁЗ” - всегда можно отказаться.

ФАКТ:

Отказаться можно только один раз – первый.

  • Миф: “Наркотики как приключенческий роман – избавляют от обыденности жизни”

ФАКТ:

Часто при этом наркотики избавляют и от самой жизни.

  • Миф: “Наркотики помогают решать жизненные проблемы”

ФАКТ:

Зато появляется много новых, решить которые порой просто невозможно.

СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР: С К А Ж И НЕТ НАРКОТИКАМ!!!

2.4. Блок IV Научные “Распределение физической нагрузки”.

Значение утренней зарядки: цель лишь в том, чтобы перейти от сна к состоянию бодрствования, усилить кровообращение и дыхание, поднять работоспособность. Зарядка включает от пяти до десяти упражнений для различных групп мышц.

Основная задача уроков физической культуры в школе – научить правильным экономным движениям при выполнении ходьбы, бега, прыжков, при катании на лыжах и коньках, работе на спортивных снарядах. Большое значение для каждого человека имеет правильный выбор вида спорта. При этом надо исходить не только из стремления остаться в привычной компании, но и из своих физиологических предпосылок, способностей, возраста, состояния здоровья. Развивая мышцы, мы тренируем и нервную систему. Наши движения становятся более точными, быстрыми и экономными.

Плавание – прекрасное средство закаливания организма. Оно делает человека устойчивым к простудным заболеваниями. При плавании происходит своеобразный массаж тела.

Спокойный бег – отличный отдых для нервной системы, средство для тренировки мышц.

Ходьба на лыжах – при пробеге работают мышцы ног, рук, спины, укрепляются кровеносная, дыхательная и нервная системы.

Физический труд: работа в саду и огороде, уборка класса и квартиры. В процессе труда работают и тренируются различные группы мышц. Но во всем нужна мера. Перетренировка, недостаточный отдых после работы вредно отражается на здоровье человека.

Слайд: 8-11

2.5. Блок IV “Обобщение”.

Режим труда и отдыха. Работоспособность – важное качество человека. Необходимость чередования труда и отдыха. Изменение работоспособности в течении дня, недели, месяца, года, нескольких лет. Стресс и работоспособность.

Физическая активность как условие нормального протекания жизненных процессов. Культура физической активности. Последствия малоподвижного образа жизни (гиподинамия). Физические упражнения как универсальный стимулятор и восстановитель умственной и физической работоспособности. Сон как главное средство восстановления работоспособности. Нарушения сна, их причины и профилактика. Вред систематического употребления снотворных препаратов. Гигиена умственного труда. Приёмы, способствующие повышенную продуктивности учебного труда, правила гигиены при выполнении домашнего задания, двигательный режим при выполнении домашних заданий.

Слайд: 12

3. Рефлексия.

Учащиеся высказывают свое мнение о полученной информации.

Слайд: 13

4. Этап информации о домашнем задании.

Подготовить информационный блок для проведения классных часов в параллелях среднего звена и для участия в декаде ЗОЖ

Литература.

1. О.И. Моисеева, И.И. Тараданова “Выбираем мир без наркотиков”.

2. Н.Я. Копыт, Е.С. Скворцова “Алкоголь и подростки”.

3. Д.В. Колесов “Алкоголь – наркотическое вещество”