Конспект урока по русскому языку на тему "Упражнение в определении падежей имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: формировать и совершенствовать умения определять падежи имён существительных.

Задачи:

  • Отрабатывать последовательность действий при определении падежей у имён существительных, обобщать знания о падежах;
  • Развивать речь, память, мышление, воображение, орфографическую зоркость учащихся.
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний, умений, навыков.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.

– Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.

2. Чистописание.

– Угадайте, какие буквы пришли к нам на урок на минутку чистописания, запишите эти буквы на карточки.
– Первая буква является суффиксом в слове отметка. (к)
– Вторая буква является окончанием этого слова. (а)
– Третья буква является окончанием этого слова в винительном падеже. (у)
– Запишем эти буквы в соединении в следующем порядке один раз: куууууа (показ учителя на доске), следующее буквосочетание кууууаа, ещё одно куууааа. Установите закономерность и запишите ещё одно буквосочетание.
– Какое буквосочетание записали?

3. Физкультминутка для рук.

Этот пальчик маленький – мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять.

4. Орфографическая минута.

(На доске записаны слова с пропущенными буквами.)

– Вставить пропущенную букву, назвать орфограмму и проверочное слово (устно). Записать слова.

Л.сица, пе..он, пого.ка, чу.ство, окрес.ность, ша.ка.

(Лисица, перрон, погодка, чувство, окрестность, шапка.)

– Обведите зелёным цветом вставленные буквы.
– Что это за буквы? (Первые буквы в названии падежей.) Почему они пришли к нам на урок? Какую цель мы можем поставить? Чему будем учиться? (Смотрите карточку-подсказку).

Будем изучить …

Постараемся вспомнить …

Научимся определять (выделять) …

Повторим …

– В конце урока мы посмотрим, достигли ли вы поставленных целей.

5. Работа по теме урока.

а) Работа в группах.

– Распределитесь, пожалуйста, на группы в соответствии с карточками на столе (жёлтые, синие, розовые). Получите карточки. Ваша задача угадать о каком падеже идёт речь, рассказать всё о нём по плану:

1. Название падежа.
2. Вспомогательное слово.
3. Вопросы.
4. Вспомогательные вопросы.
5. Предлоги.
6. Роль в предложение (каким членом предложения чаще всего является).

Предлогов с детства не люблю,
С собой их рядом не терплю.
Мои вопросы – ЧТО? и КТО? –
Не перепутает никто.

КОГО же нет?
Я очень беспокоюсь.
ЧЕГО же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
Какой падеж, скорее подскажите!

КОМУ всё дать? К ЧЕМУ призвать? –
Лишь только я могу сказать.
С предлогом “к” порой дружу,
С предлогом “по” гулять хожу.
Запомни обязательно,
Дружок, падеж ты ...

КОГО винить, спросите у меня,
Без обвинений не проходит дня.
Но я могу не только обвинять,
ЧТО вижу, тоже вам могу сказать.
Предлоги “в”, и “на”, и “под”
Со мной найдёте без хлопот.
Предлоги “через”, “про” и “за”
Вам тоже бросятся в глаза.
Так кто же умный самый тут,
Кто скажет, как меня зовут?
Творите – КЕМ? Творите – ЧЕМ?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам “перед”, “под” и “над”
В любой момент я очень рад.
Коль ты сообразительный,
Узнай падеж ...

О КОМ все думают, О ЧЁМ мечтают, –
Свои секреты мне лишь открывают.
Мне без предлогов белый свет не мил,
Без них, родных, и дня б я не прожил.
Моё вам имя отгадать не сложно,
Коль я с предлогами, то я – ...

6. Физкультминутка.

– Оглянитесь вокруг, Везде развешены названия падежей и вопросы к ним. Найдите глазками И.п., теперь вопросы и т.д.

7. Работа над пройденным материалом.

– Посмотрите на доску. Какое задание здесь можно выполнить? Сформулируйте его самостоятельно. (Изменить слова в скобках в соответствии с падежом, записать словосочетания, определить падеж.)

Подъехать (площадь).

Выбежал (роща).

Стоять (берёзка).

Найти (дорога).

Дорожить (дружба).

Встаёт (туман).

– Будьте внимательны, не должно быть грамматической основы, а должно быть словосочетание.

– Составить предложение со словосочетанием в предложном падеже. (Устно.)

– С красной строки записывает предложение с комментированием. Разобрать данное предложение по членам. Дать характеристику предложения.

8. Физкультминутка для глаз.

(Вверх, вниз, вправо, влево, на кончик носа, в окно, вдаль, поморгали, закрыли глаза.)

9. Закрепление.

а) Игра с мячом.

– Определите падеж существительных, скажите, что обозначает данное выражение:

  • Жить за каменной стеной (Т.п.)
  • Как в воду кануть (В.п.)
  • Заварить кашу (В.п.)
  • Встать с левой ноги (Р.п.)
  • Ищи ветра (Р.п.) в поле (П.п.)
  • Делать из мухи (Р.п.) слона (Р.п.)
  • Всё в ажуре (П.п.)

б) Работа в парах.

– Определить падеж у выделенных существительных (даны карточки с текстом).

Под скалой сидело сорок с лишним волков. Волк-одиночка уже около года был их вожаком. В юности он два раза попадал в волчий капкан. На Скале совета никто не разговаривал. Волчата кувыркались на середине площадки, кругом сидели их отцы и матери.

Самопроверка. Выданы карточки с правильными ответами.

Скоро прозвенит звонок,
Пора заканчивать урок.

г) Самостоятельная работа.

– Определите падеж имён существительных:

  • Заблудился в лесу (П.п)
  • Перепрыгнул через лужу (В.п)
  • Вышел из ворот (Р.п.)
  • Побежал по коридору (Д.п)
  • Беспокоилась о сыне (П.п)
  • Стучали в дверь (В.п)
  • Вырезали ножницами (Т.п.)
  • Подарила бабушке (Д.п)
  • Стучал молотком (Т.п)
  • Отвечать у доски (Р.п.)

– Самопроверка. Поставьте себе оценку.

10. Итог урока.

– Добились ли мы цели урока?

Выберите цвет, соответствующий вашей работе на уроке и раскрасьте смайлик.

– Спасибо за урок!