Проект "Моделирование внеурочной деятельности детей с нарушениями слуха с целью повышения интереса к окружающему миру"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (7 МБ)


В развитии человека слух играет первостепенную роль. Нарушение слуховых функций приводит к невозможности качественно воспринимать звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. В силу этого резко ограничиваются возможности общения с людьми, а значит, и познания, поскольку одним из важных способов передачи информации является устная речь. Отсутствие или недоразвитие речи ведёт, в свою очередь, к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно-логического мышления. Стойкое нарушение слуха как первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений в развитии, затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом.

В связи с этим права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Реализация положения реформы общеобразовательной школы требует дальнейшей работы по выявлению наиболее эффективных средств и методов всестороннего воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими сложную структуру дефекта. Многие учащиеся начальных классов со сложной структурой дефекта не могут назвать любимый учебный предмет, им нравится выполнять лёгкие задания, они безразличны к самостоятельному поиску, исследованию. Почему это происходит? Одна из причин – неактуальность знаний, которые получает глухой и слабослышащий обучающийся в начальной школе. В силу своих психофизических особенностей младшие школьники зачастую выпадают из образовательного процесса традиционной школы глухих и слабослышащих. В связи с этим им необходимы особые условия: сочетание образования, оздоравливания, психологической коррекции и социо-психолого-педагогической поддержки. Эти условия создаются в учреждении интернатного типа - для глухих и слабослышащих детей со сложной структурой дефекта утверждённые в соответствии с правовыми актами.

Постановка проблемы с указанием причин

Для познания окружающего мира природы очень важны такие процессы чувственного восприятия, как обнаружение (узнавание), различение, идентификация объекта. Психофизиологические особенности развития младших школьников с нарушениями слуха препятствуют полноценному познанию окружающего мира. Сегодня работе с детьми, имеющими дефицитарное развитие, уделяется гораздо больше внимания. Для них разрабатываются коррекционные программы, организуются такие формы работ как конкурсы, викторины, круглые столы, устные журналы, месячники речи и т.д.

Данные формы работы помогают самореализоваться детям, имеющим II, III, IV степень тугоухости. Но, в своём большинстве, младшие школьники, помимо тугоухости, имеют множество сочетанных заболеваний, а значит остаются несостоявшимися. Исходя из выше сказанного, главная проблема – отсутствие познавательной активности, низкий интерес к окружающему миру у определённой категории слабослышащих детей со сложной структурой дефекта, и как следствие весьма низкая эффективность обучения, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на качество образования. Каковы причины вышеозначенной проблемы?

Одна из основных причин – слабая мотивация к обучению, а отсюда нежелание детей учиться. Актуальная причина заключается в неспособности урочной системы полноценно оказать помощь таким детям, т.к. по учебному плану предусмотрено всего 1 час, т.е. 40 минут в неделю уроку природоведения. У обучающихся, постоянно проживающих в школе-интернате, в течение длительного времени, нет возможности в реальности «соприкоснуться» с миром природы, увидеть и почувствовать красоту окружающей природы, раскрыть её тайны, поэтому не могут быть в полной мере сформированы природоведческие знания, умения и навыки, а также универсальные учебные действия (УУД).

Поэтому очевидна актуальность поиска педагогических, инновационных технологий, с помощью которых у детей с нарушениями слуха повысится интерес к окружающему миру в целом. Чем более разнообразна по форме и богата по содержанию жизнь ребят с особенностями в развитии в школе, на уроках и во внеклассной деятельности, тем успешнее развиваются творческие способности обучающихся, раскрываются сильные стороны, растёт интерес к знаниям, плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания. Слова известного голландского учёного М. Минарта: «От вас самих зависит прозрение – вам стоит лишь дотронуться до своих глаз магическим жезлом под названием «знай, на что смотреть» являются точкой отсчёта при организации работы над проектом: «Моделирование внеурочной деятельности детей с нарушениями слуха с целью повышения интереса к окружающему миру».Наглядность является одним из эффективных средств обучения слабослышащих детей. Поскольку работа слухового анализатора протекает неполноценно, поэтому в процессе обучения большая роль отводится зрительному анализатору.

Степень разработанности проблемы

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растёт. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Вопросами нравственного и экологического воспитания занимались такие известные педагоги как О.С. Богданова, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин. Идеи гуманизации, поиски путей развития ребёнка как своеобразной индивидуальности всегда были значимы для отечественной дефектологии, в частности, сурдопедагогики (Р.М. Боскис, Т.А.Власова, А.И. Дьячков, Г.Л.Зайцева, А.Г. Зикеев и др.).

В то же время пока недостаточно исследованы вопросы обучения и воспитания особой категории обучающихся - глухих и слабослышащих детей со сложной структурой дефекта. Между тем эти дети, как и все другие, имеют право на образование в педагогической среде, максимально адекватной их потребностям и возможностям. Этим определяется актуальность настоящего исследования. В 30-70-е и последующие годы XX столетия проводилось всестороннее изучение психического развития детей с нарушениями слуха. (Р.М. Боскис, Т.А. Власова и др.). Изучались закономерности психического развития детей с недостатками слуха в тех или иных условиях их воспитания и обучения, прослеживались этапы формирования речи, развития ощущений и восприятия, памяти, воображения и мышления, становления черт личности.

Внеурочные мероприятия по окружающему миру проводились в школах для глухих и слабослышащих, но они не были подкреплены экспериментальной деятельностью. Каким образом можно развить эти процессы у младшего школьника с нарушенными слуховыми возможностями и со сложной структурой дефекта? С уверенностью скажем, только с помощью экспериментально-инновационной деятельности.

Используя индивидуальные возможности каждого ребёнка, организуем на базе школы-интерната конкурсы, выставки, месячники речи по природоведческому циклу. Также наши дети принимают участие в различных городских, областных и региональных конкурсах.

В свете современных преобразований в обществе рождаются новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения с особенностями в развитии. Исходя из выше сказанного, данная проблема недостаточно изучена учёными, дефектологами, поэтому она актуальна и востребована на современном этапе развития общества.

Объект проектной деятельности

Организация работы по развитию познавательной активности, с целью повышению продуктивности универсальных учебных действий в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.

Предмет проектной деятельности

Процесс организации экспериментальной, творческой, продуктивной деятельности детей со сложной структурой дефекта с целью развития познавательной активности и повышения эффективности обучения и воспитания.

Главная цель проекта

Создание условий для развития познавательной активности, для эксперимента, заинтересованности новыми «неразгаданными» тайнами природы. Определение роли картофеля в природе и жизни человека посредством наблюдения за ростом и развитием культурного растения – картофеля, активизации интереса к окружающему миру природы, заложения основы нового экологического мышления у детей со сложной структурой дефекта, проявляющиеся в их этико-гуманном отношении к растениям, как к живому, неповторимому организму.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить уровень развития процессов познавательной активности младших школьников;
  2. Создать условия для самореализации, развития познавательных интересов и подготовки к участию в экспериментально-практической, творческой деятельности;
  3. Проводить дифференцированную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу в соответствии с психофизиологическими особенностями развития детей, имеющих сложную структуру дефекта;
  4. Сформировать систему знаний о росте и развитии огородной культуры - картофеля;
  5. Формировать умения анализировать полученную информацию, делать простые выводы, составлять план деятельности в соответствии с полученной информацией;
  6. Развивать умения работать в группе, слушать друг друга, согласовывать свои действия;
  7. Учить оформлять результаты своей деятельности в устной и письменной форме.

Актуальность проекта

В настоящее время важную коррекционно-педагогическую актуальность приобретает проблема обучаемости школьников со сложной структурой дефекта. Совершенствование системы коррекционного образования в соответствии с законом РФ «Об образования» требует внедрения в практику работу специализированных (коррекционных) образовательных учреждений комплекса мер, направленных на обеспечение каждому ребёнку с дефицитарным развитием адекватных условий для развития. Главное достоинство заключается в том, что данный проект обеспечивает школьникам высокий уровень самостоятельности – обучающиеся выступают в роли экспериментаторов и исполнителей проекта.

Гипотеза проектной деятельности

Познавательная активность детей со сложной структурой дефекта станет эффективнее, если внеурочные мероприятия будут сопровождаться в комплексе с традиционной физкультурно-оздоровительной работой, предметно-практической, экспериментальной деятельностью.

Научная новизна проекта

Новизна проекта заключается в оригинальной дидактической концепции, направленной на максимальное расширение возможностей детей со сложной структурой дефекта для самостоятельной, творческой, продуктивной, экспериментальной деятельности, способствующей развитию познавательной активности.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые:

  • автор проекта – Р.И. Моисеева – учитель начальных классов школы-интерната №15;
  • учитель информатики И.О. Шахмайкина;
  • специалист НИИ психического здоровья СО РАМН И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт.

Нормативно-правовые:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
  3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
  4. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждённым постановлением правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. №288.
  5. «Проект закона Томскойобласти «Социальный кодекс Томскойобласти Всероссийского общества глухих».

Информационные:

  1. Школьная библиотека, областная детско-юношеская библиотека;
  2. Ресурсы сети Интернет;
  3. Художественная, методическая, научно-популярная литература, в том числе журнал «Юный натуралист»;
  4. Ресурсы РЦРО, ТОИПКРО, ГНМЦ, ИМЦ Департамента образования города Томска.

Материально-технические:

Проект реализуется на базе школы-интерната №15 I, II вида, оснащённого в соответствии с современными требованиями (компьютерный класс, видеокамера, фотоаппарат, сканер, актовый, спортивный зал, пришкольный участок).

Финансовые:

Финансовое обеспечение работы проекта осуществлялось за счёт спонсорских средств со стороны Армянской Диаспоры, родителей, администрации школы-интерната №15.

Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию

  • 1 этап «Погружение в проект» (январь 2011 год)
  • 2 этап «Организация деятельности» (февраль-март 2011 год):
  • 3 этап «Осуществление деятельности» (март-апрель 2011 год):
  • 4 этап «Презентация результатов» (май 2011 год)

Поэтапный план реализации проекта (См. приложение 1)

Конечный продукт проекта (критерии оценки эффективности реализации проекта)

Оценка эффективности организации внеурочной деятельности детей со сложной структурой дефекта, направленная на повышение познавательной активности, будет осуществляться на материале следующих критериев:

  1. Формирование у младших школьников с нарушениями слуха осознанной, устойчивой, положительной мотивации к обучению и воспитанию;
  2. Умение пользоваться полученными знаниями и навыками в урочное и внеурочное время;
  3. Умение использовать полученные УУД для повышения самооценки, более сознательных, самостоятельных действий;
  4. Создание и накопление в ТОГКОУ школе-интернате №15 методических разработок и внеурочных мероприятий для педагогов, студентов, проходящих учебную практику на базе школы-интерната;
  5. Повышение уровня компетентности педагогов, родителей, студентов по вопросам организации деятельности детей с нарушениями слуха, имеющие сложную структуру дефекта;
  6. Сотрудничество с партнёрами;
  7. Специфика ориентирована на применение широкого комплекса технических средств,

Особый акцент сделан на использование компьютерных технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного и внеучебного процесса.

Практическая направленность проекта

Материалы данного пособия помогут организовать внеурочную деятельность классным руководителям младших школьников, учителям дополнительного образования, воспитателям в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования. Методическое пособие будет полезно, студентам педагогических вузов, обучающихся по специальности учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель сурдопедагог. Целенаправленная и систематическая деятельность данного проекта поможет детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим выраженные отклонения в речевом развитии:

  1. обогатить язык специальной терминологией, наполняя речь определённым содержанием;
  2. активизировать познавательный интерес к окружающему миру природы;
  3. понять взаимосвязи в системе «человек-природа-общество»;
  4. действовать самостоятельно в заданных условиях.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий

В ходе реализации проекта возможны:

  1. недостаточное принятие, понимание и усваиваемость материала детьми в силу психофизиологических особенностей. В этом случае необходимо адаптировать весь материал на соответствие детскому пониманию младших школьников со сложной структурой дефекта;
  2. Невозможность родителей помогать детям, неосуществимость родительско-детских отношений серьёзно заниматься с детьми, поскольку дети продолжительное время пребывают в школе-интернате№15. В этом случае привлечение сил методиста, психолога, библиотекаря, психиатра, школьного врача, а также индивидуально-дифференцированный подход со стороны воспитателя выполнят компенсаторную функцию родителей, что сведёт к минимуму негативные последствия.

Опыт использования и степень распространения

  1. Участие во Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины» (размещение фоторепортажа на сайте детского экологического движения «Зелёная планета»);
  2. Очное участие во Всероссийской научно-практической конференции «Новое качество образования в новых условиях» г. Томск - представлена презентация «Особенности проектной деятельности в обучении детей с ОВЗ»;
  3. Компьютеро-демонстрирующий; представительствующий (размещение на сайте WWW.greenplaneta.ru фоторепортажа и краткой информации).

Система разработанных мероприятий по реализации проекта

  1. Анкеты для диагностического инструментария;
  2. Беседы: «История картофеля», «Как картофель попал к нам на стол», «Кто такой Христофор Колумб», «Картофель в РНТ», «Человек и картофель»;
  3. Коллективная работа с природным материалом «Картофельный Дух Васюганского болота»;
  4. «Урожай картошки вырос на окошке». Высадка «глазков» картофеля в цветочный горшок, наблюдение за ростом, развитием, сбор урожая;
  5. Реабилитационное занятие трудового обучения «Картофель и фантазия»;
  6. Праздник картошки «Картофельный БУМ»;
  7. Итоговый урок с использование ИКТ (презентация «Картофель»).

Список литературы для обучающихся:

  1. Адаптивно-коррекционная программа по курсу «Природоведение» (III – V классы) слабослышащее отделение. Томск, 2009 г.
  2. Галенс Дж., Пир Н. Книга ответов для почемучки: Пер. с англ. А. Ишутиной. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. – 400 с.: ил.
  3. Экологические наблюдения и эксперименты в школе А.И.Иванова;

Список литературы для педагогов:

  1. Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2006. – 256 с. (Я иду на урок).
  2. Начальная школа. Методическая газета объединения педагогических изданий «Первое сентября» для учителей начальной школы. Главный редактор газеты Мария Соловейчик. – М.: Учредитель ООО «Чистые пруды». 6/2010 г.
  3. «Первое сентября». Festival.1sept.ru. Диски с материалами участников Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007, 2008-2009, 2009-2010 гг.
  4. Титова М.Ф. Изучение природы в 1 – 3 классах школ глухих: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 152 с.
  5. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции 1-4 (68с), 5-8 (72 с.) – М.: Пед. университет «Первое сентября» 2008г.
  6. Энциклопедический словарь Ожегова.
  7. Снижение и потеря мотивации к обучению. - Социальная сеть ...nsportal.ru/shkola/.../library/snizhenie-i-poterya-motivacii-k-obucheniyu
  8. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1988.
  9. Коноплева Л. Н.Интегрированное обучение детей с особенностями психо¬физического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн.: НИО, 2003. — 232 с.
  10. Ветер А. А. Выгодская Г. Л, Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.
  11. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В.Яшковой. — М , 1971.
  12. Синяк В. А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. — М., 1975.
  13. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.

Список литературы для родителей:

  1. Оздоровительная школа-интернат для глухих детей со сложной ...planetadisser.com/see/dis_86378.html
  2. Познавательно – исследовательские занятия с детьми на экологической тропе» С.В.Машкова.

Список других источников информации:

  1. Гимн картошке. Copyright: Наталья Анишина, 2007 Свидетельство о публикации №1709190392
  2. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-16748/urok.1sept.ru/articles/565301/ -
  3. mollenta.ru/articles/istoriya-kartofelya.php www.supersadovnik.ru/plant.aspx?id.
  4. Источник: CIP [1,6]; NIVAP, the Netherlands [2,13]; Canadian Food Inspection Agency [3,5,11,12,14]; Lapin Keittiömestarit [4]; FNPPPT/Gernod - France [7]; Wikipedia [8,10,15] Haalo [9]
  5. Формирование экологической культуры школьников moy-bereg.ru/.../formirovanie-ekologicheskoy-kulturyi-doshkolnikov-1...

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3