Формула исполнения мечты (по книге А.С. Грина "Алые паруса")

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Любите ли вы мечтать? Сегодня этот вопрос вызывает у детей ироничную улыбку, непонимание, сомнение: правильно ли услышали обращённые к ним слова. А если спросить о том, что нужно для исполнения желания, ответ будет, скорее всего, однозначным: деньги. Грустно. Грустно оттого, что не надо нашим детям напрягать мозги, чтобы придумать игру (компьютерные игры и приставки уже всё придумали); не нужно фантазировать (фантазию заменили готовые яркие трафареты); не нужно воображать (о книгах забыли, и нет желания к ним прикасаться: лень думать).

Хочется верить, что произведение Александра Грина – это тот спасительный островок, который поможет возродить почти уже утраченную способность наших детей творить, желание мечтать и находить нематериальные способы решения проблем.

Человек мечтающий – это человек творящий, созидающий свой, неповторимый мир. Мечта, фантазия – это поле развития мысли, работы души, основы человека.

Трудно себе представить, что мы сами можем быть волшебниками, что в наших руках исполнение любого желания, в наших силах сделать счастливым дорогого человека (или любого другого) и, самое странное, получить от этого удовольствие.

Герои повести-феерии А.Грина помогают нам в этом убедиться и дают конкретные ответы на волнующий нас вопрос.

Пусть взгляд на произведение несколько приземлён, но этот «деловой» подход, по-моему, поможет вернуть желание детей мечтать и творить, трудиться, поверить в то, что исполнение мечты находится в их руках. Только мечтать надо о добром, учиться любить людей, верить в свои силы и действовать, неся в мир свет и радость.

Урок по книге А.С. Грина «Алые паруса» – попытка по-новому взглянуть на произведение, понять героев, авторский замысел, вывести формулу исполнения мечты, использовать открытие в своей жизни.

Ход урока

Чтение подготовленными детьми двух фрагментов (под мелодию «Предсказание»):

  1. Эпизод из I главы «Предсказание» со слов «Не знаю, сколько пройдёт лет, только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго…» до слов «… чтобы поздравить тебя с приездом». Это рассказ Эгля, который слышит маленькая Ассоль.
  2. Финал IV главы «Накануне» со слов «Тем временем море, обведённое по горизонту золотой нитью, ещё спало…» до слов «уснула – по-настоящему , крепким, как молодой орех сном, без заботы и сновидений». Это описание алых парусов в воображении Ассоль, которая любила встречать рассвет у моря, надеясь увидеть корабль своей мечты.

Слова учителя: Это строки из удивительного произведения Александра Грина «Алые паруса», создателя вымышленной страны, которую почитатели Грина назвали «Гринландия». В этой стране происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных его книг — «Бегущая по волнам» и «Алые паруса».

Александр Грин создал в своих произведениях особенный мир, где веет ветер дальних странствий и который населяют добрые, смелые, веселые люди. А в солнечных гаванях с романтическими названиями — Лисс, Зурбаган, Гель-Гью — удивительные девушки поджидают своих женихов. В этот мир, фантастический и реальный одновременно, мы вас и приглашаем.

СЛАЙД 1–4

Под музыку «Засыпает синий Зурбаган» сменяют друг друга иллюстрации и картинки к произведению «Алые паруса». Сопровождает их показ несколько слов об авторе, которые произносят группа подготовленных ребятами.

1-й: Александр Гриневский, известный читателям под псевдонимом Александр Грин, родился 23 августа 1880 года в уездном городке Вятской губернии под названием Слободской.

2-й: В очерке К.Г. Паустовского мы читаем: «Грин прожил тяжёлую жизнь. Всё в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя. Было непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронёс через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку».

СЛАЙД 5

Учитель: «Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве». Д. Гранин

СЛАЙД 6

– Наверняка, вы обратили внимание, что у героев повести необычные имена. Почему?

– Что напоминало Эглю имя «Ассоль»?

Ассоль – искажённое «Al sol» (исп.) – к солнцу.

Грэй – Grey (англ.) – серый. Это фамилия героя, определяющая его родовую принадлежность.

Артур. Возможно, из кельтского art (h) – медведь. Восходит к имени легендарного короля Британии.

СЛАЙД 7

– Какие географические названия встретились вам в повести? В чём их необычность?

– Встретились ли вам в повести фантастические, необычные картины, волшебные элементы?

– Какой подзаголовок имеет книга А.Грина?

– Существительное феерия произошло из французского слова со значением фея и имеет два значения.

  1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышностью постановки и сценическими эффектами.
  2. Переносное значение: волшебное, сказочное зрелище.

– Книга Александра Грина «Алые паруса» имеет подзаголовок феерия. Как вы думаете, какое значение имеет это слово в данном случае? Отражается ли содержание произведения в этом подзаголовке?

СЛАЙД 8

– Любите ли вы мечтать?

– А что нужно, чтобы мечта исполнилась?

– Как отвечает на этот вопрос А.Грин и его герои в повести-феерии «Алые паруса»?

СЛАЙД 9

– Давайте попытаемся вывести формулу исполнения мечты. Помогут нам в этом Александр Грин и его герои.

Тема урока «Формула исполнения мечты».

СЛАЙД 10

Игра: Узнай героя.

«…матрос «Ориона», крепкого трёхсоттонного брига, на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери…» (Лонгрен)

СЛАЙД 11

«Знатная дама напоминала паву, высидевшую яйцо из лебедя. Её лицо и фигура, казалось, могли отвечать лишь ледяным молчанием огненным голосам жизни; тонкая красота скорее отталкивала, чем привлекала, так как в ней чувствовалось надменное усилие воли, лишенное женственного притяжения. Но оставаясь наедине с мальчиком, она делалась простой мамой, говорившей любящим, кротким тоном самые сердечные пустяки». (Лилиан Грей)

СЛАЙД 12

«Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта… была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица, его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи». (Ассоль)

СЛАЙД 13

Ассоль.

Выступление 1 группы с подготовленным домашним заданием (Представление героя: Ассоль). Разыгрывается сценка, герои которой (читатель и Ассоль) в форме диалога беседуют. Читатель задаёт вопросы (Расскажи о своём любимом детском развлечении? Какой увидела ты себя в зеркале накануне счастливого дня через семь лет после того, как Эгль, собиратель песен, рассказал тебе на берегу моря сказку о корабле с алыми парусам?. Почему в минуты душевного волнения ты отправлялась в лес? Какие чувства переполняли тебя, когда на морском просторе появился корабль твоей мечты?). Ассоль отвечает.

СЛАЙД 14

– Почему мечта Ассоль осуществилась?

– Только ли просто вера в мечту и ожидание сказочного принца осуществили желание?

СЛАЙД 15

– Прочитаем рассказ угольщика о встрече с Ассоль (III глава) от слов «Она говорит, как большая…» до слов «А Хин Меннерс врёт и денег не берёт; я его знаю!»

Учитель: Ассоль видит в человеке не только его внешние проявления, но и лучшую духовную сущность. Она понимает человека, чувствует его затаённую мечту: для рыбака это мечта о большой рыбе, для угольщика – мечта о том, что корзина с углём зацветёт.

Подробнее об этом автор пишет в главе IV «Накануне».

Пока она шьет, посмотрим на нее ближе — вовнутрь. В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая — живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое. Она знала жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка. Так, всматриваясь в предметы, мы замечаем в них нечто не линейно, но впечатлением — определенно человеческое, и — так же, как человеческое — различное. Нечто подобное тому, что (если удалось) сказали мы этим примером, видела она еще сверх видимого. Без этих тихих завоеваний все просто понятное было чуждо ее душе. Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила. Бессознательно, путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирнотонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло. Иногда — и это продолжалось ряд дней — она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности. Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьезно высматривала корабль с Алыми Парусами. Эти минуты были для нее счастьем; нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния.

СЛАЙД 16

Ассоль не просто ждала сказочного принца и свято верила. Ёе душа каждый день создаёт себя. Мир вознаградил девушку не за слепое, тоскливое ожидание, но за стремление увидеть в обычном «отражённый смысл иного порядка».

СЛАЙД 17

Узнай героя.

«…юнга с маленькими руками и внешностью переодетой девочки… понемногу он потерял всё, кроме главного – своей странной летящей души… став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил тёмным загаром, изысканную беспечность отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь…» (Грэй)

– Выступление 2 группы с подготовленным домашним заданием. (Представление героя: Грэй). Читатель задаёт вопросы (Почему Вам не понравилась картина известного художника, изображающая распятие Христа? Что повлияло на выбор Вашей профессии? Какое впечатление произвела на Вас «опасная находка», обнаруженная в лесу? Почему так тщательно Вы выбирали нужный оттенок цвета для новых парусов?). Грэй отвечает.

СЛАЙД 18

Список источников и используемой литературы

– Когда Грэй увидел спящую Ассоль, он решил надеть на палец старинное дорогое кольцо. Почему?

– Он думал, что «подсказывает жизни нечто существенное, подобное орфографии». Что, по вашему мнению, хотел подсказать Грэй жизни?)

– Обратимся к VII главе. Речь Грэя, обращённая к Пантену со слов «Вы видите, как тесно сплетены здесь…» до слов «Новая душа будет у него и новая у тебя».

СЛАЙД 19

– Какую нехитрую истину понял Грэй? (Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Сделай человеку это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.)

«Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, — тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем. Что до меня, то наше начало — мое и Ассоль — останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь».

СЛАЙД 20

Таким образом, формула исполнения мечты = вера и постоянный труд души + делать чудеса своими руками.

СЛАЙД 21

А.Грин – писатель, нужный нашему времени?

«Это писатель замечательный, молодеющий с годами. Его будут читать многие поколения после нас, и всегда его страницы будут дышать на читателя свежестью такой же, как дышат сказки.» — М. Шагинян.

СЛАЙД 22

Домашнее задание. Символом чего являются «Алые паруса»? Составление синквейна.

СЛАЙД 23

  1. http://poiskm.com/artist/194523-Alie-parusa
  2. http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F&rch=l&jsa=1&fr=rc#w=650&h=488&s=132195&pic=http%3A%2F%2Fvalentina-panina.ru%2Fusr%2Ffckeditor%2F0b0b69a1482a4fd07e4e9d4350a42f4b.jpg&page=http%3A%2F%2Fvalentina-panina.ru%2Ftext%2F22&descr=%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20-%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%B5%2C%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%2C%20|%20%D0%BE%D1%82...
  3. http://go.mail.ru/search_video?q=%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F&fr=web_videorb#s=mailru&i=mail%2Farapova-1972%2F2810%2F3277&d=3696162717&sig=0480d525e4
  4. http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%20.%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&rch=l&jsa=1&fr=web#w=725&h=896&s=95082&pic=http%3A%2F%2Fcrosti.ru%2Fpatterns%2F00%2F02%2F17%2Fdb102f0959%2Fpreview.jpg&page=http%3A%2F%2Fcrosti.ru%2Fpattern%2F137179%2F&descr=%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%20%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%BA%D0%B8%20%C2%AB%3Cb%3E%D0%90%D0%BB%D1%8B%D0%B5%3C%2Fb%3E%20%3Cb%3E%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%3C%2Fb%3E%C2%BB%20|
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  6. http://www.fantlab.ru/autor651
  7. http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC&rch=l&jsa=1&fr=rc#w=580&h=435&s=49311&pic=http%3A%2F%2Fkinokartoshka.net%2Fuploads%2Fa%2F1324101873_alie_parusa.0-44-01.389.jpg&page=http%3A%2F%2Fkinokartoshka.net%2Fsovetskie-filmy-prikljuchenija%2F651-alye-parusa-smotret-online.html&descr=%3Cb%3E%D0%90%D0%BB%D1%8B%D0%B5%3C%2Fb%3E+%3Cb%3E%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%3C%2Fb%3E+|
  8. http://filmiki.arjlover.net/info/alye.parusa.avi.html
  9. Абдулина Л.И., Будникова Н.Н., Полторжицкая Г.И. Нетрадиционные уроки литературы: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2011.
  10. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений . – М.: Просвещение, 2013.
  11. Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. М.: ВАКО, 2009.